Абрахам Кайпер и политика кальвинизма

Инквизитор Эйзенхорн 2
КАЙПЕР И ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО КАЛЬВИНИЗМА
Джеймс Скиллен

В течение долгого времени Запад полагал, что практика разделения Церкви и государства отвечает на все важные вопросы: правительство занимается публичными "светскими" делами, а религия - дело священное и частное. Но в  начале XXI века эта простая формула больше не очевидна и редко обходится без ответов. Жизнеспособность религии, хорошо это или плохо, касается всех сфер общественной жизни, и не только в США. Скажем, граждане и их представители в парламенте и судах должны изо дня в день обсуждать множество конкретных законодательных и правовых деталей; это искусство и обязанность государственного управления. Но среди того, что больше всего занимает внимание граждан, многие наиболее важные, далеко идущие и долгосрочные вопросы о более глубоком значении закона и правительства почти никогда не обсуждаются в обществе. Правда такова, что многие политические и правовые вопросы не могут быть приурочены к правительственным учреждениям. Правительство и закон, как правило, имеют отношение к здоровью и благополучию общественного порядка, в котором семьи, предприятия, церкви, школы, искусства и науки, и многие другие учреждения и варианты деятельности находятся во взаимодействиях друг с другом. Как же тогда должны мы понять все это вместе? В частности, как мы понимаем общественный порядок с христианской точки зрения?
Абрахам Кайпер (1837-1920) был влиятельным ученым и государственным деятелем Нидерландов, вклад которого в общественную жизнь состоял в том, что он дал творческий христианский ответ на эти вопросы. Кайпер считал, что христианская жизнь не может ограничиваться жизнью церковной. Принимая утверждение о власти Христа над всем миром, он стремился внести следствия этой веры в политику, прессу, образование и другие человеческие начинания. Кайпер был не просто крупнейшим христианским политическим лидером последних двух веков. Его уникальность состояла в том, как он развернул свой  широкий спектр талантов, чтобы продвинуть христианское понимание современной жизни, одновременно сохраняя политическое, академическое и церковное лидерство в своей собственной стране.
Сын пастора, родившийся и выросший в Реформатской Церкви, Кайпер имел прекрасное образование. В 1867 году он получил докторскую степень по теологии в университете Лейдена, а затем приступил к пастырскому служению. В начале обучения он перенес тяжелый эмоциональную кризис, который был решен потрясающим опытом Божьей благодати. Известно, что через несколько лет после завершения учебы в Лейдене он пережил личный опыт обращения, который сформировал его чувство христианского призвания [1].
Кайпер открыл свою общественную карьеру в 1867 году, опубликовав трактат, в котором он отстаивал чистоту веры и надлежащее управление Церковью. В течение следующих двух десятилетий "церковный вопрос" оставался в центре внимания страны. В 1870 году, после встречи с христианским историком и политическим деятелем Гроеном Ван Принстерером, ставшим для него почти духовным отцом, Кайпер принял руководство приходом в Амстердаме. Здесь он включился также в политику и журналистику, возглавив редакцию христианской газеты De Standard в 1872 году и войдя два года спустя, в 37 лет, в национальный парламент.
Поиск реформ в Церкви и политике заставил Кайпера все больше и больше осознавать необходимость четко христианской подготовки тех, кто будет служить обществу в этих областях. Соответственно он начал работать над реформами законов, регулирующих образование, чтобы обеспечить равный статус религиозных школ - особенно когда он делал первые шаги, которые приведут к созданию Свободного университета Амстердама в 1880 году. На протяжении десятилетий после этого он служил Свободному Университету и на профессорских, и на административных должностях.
После смерти Ван Принстерера Кайпер возглавил молодую политическую партию, созданную его наставником. В 1870-е гг. Кайпер довел ее до уровня ведущей национальной организации, что сделало ее первой христианско-демократической партией в Европе.  Кайпер назвал эту партию Антиреволюционной в силу ее противостояния светским принципам Французской революции. Его деятельность в конечном счете ненадолго привела ученого на пост премьер-министра Нидерландов в 1901-1904 гг. (2).  "Судя по всему, - пишет Джеймс Брэтт, - Кайпер был прекрасным оратором, которого стоит помнить не меньше, чем Мартина Лютера Кинга" (3). Однако, как указывает Брэтт, при многих достоинствах он не был чужд и недостатков. "Критический гений, страстная логика, духовная глубина, социальное сострадание, экспансивность, остроумие, сатира и надежда затопили его страницы, не чуждые также некоторой напыщенности, преувеличений и излишних обобщений. Кайпер всегда был полемистом, которому надоедало держать в руках свою предвзятость, и он редко использовал два слова, когда можно было произнести три" (4).
В 1898 году, Кайпер по приглашению Принстонской духовной семинарии отправился в США, чтобы прочесть публичные лекции и получить почетную докторскую степень. Его лекции в Принстоне (5) показывают как ученость Кайпера, так и его христианское беспокойство. Реформатское христианство, утверждал он, есть целостная система жизни, и она бросает вызов другим подобным системам в каждой сфере жизни в политике, науке, искусстве и многом другом. Слово "религия" чаще всего используется сегодня в Америке применительно к организованным религиозным учреждениям и различным мероприятиям, которые они продвигают. Религия в этом смысле обычно ставится рядом с политикой, бизнесом, спортом, медиа и рассматривается как один из многих видов деятельности человека. В силу этого политика и вся остальная жизнь рассматриваются как нерелигиозные или светские по своей природе. Но это вводит в заблуждение.
Христианство есть религия Писания, которое обращается ко всей жизни, а не просто к жизни религиозной общины. Кроме того, и это в равной степени важно, образ жизни, которому следуют многие люди, что не могут называть себя религиозными, функционально эквивалентен религиозному образу жизни. Основные движения и идеологии ХХ века, в том числе национализм, коммунизм, фашизм, индивидуализм, социализм, секуляризм, функционировали так же, как влиятельнейшие религии прошлого. Они требуют веры в ряд некоторых основных принципов, они организуют всю или почти всю жизнь вокруг своих центральных устремлений, и они утверждают свой контроль над всеми или большинством сфер жизни, в том числе над миром политики, образования, науки, технологий и средств массовой информации.
Религия поэтому не исчезла и не оказалась на обочине, как убеждены многие модернисты. Вместо этого возникли новые религии или квазирелигии, по природе гуманистические и мирские. Они борются друг с другом, а также с более традиционными религиями, такими, как христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Этот факт не всегда очевиден на Западе, потому что христиане часто приспособились к модернистским движениям по-разному. В некоторых случаях христиане на практике приняли разделение жизни на мирское и священное, а общества - на открытое и закрытое, чтобы смягчить религиозно глубокие конфликты.
Однако во многих частях мира, и сейчас все чаще в США, эта тенденция к секуляризации, связанная с появлением суррогатов религии, подвергается серьезной критике. Мусульмане во многих странах атакуют все формы секуляризма. На Западе противостояние не всегда является острым, но   конкретные вопросы в публичных дебатах часто показывают более глубокие уровни мировоззренческих конфликтов. Они включают в себя дебаты по поводу святости или просто утилитарной полезности окружающей среды, допустимости абортов и святости человеческой жизни, контроля над школой из-за разногласий по поводу основных вопросов человеческой личности, сексуальности или происхождения Вселенной.
Кайпер был проницательным критиком идеи, что религия является лишь одним из многих видов деятельности человека. Он часто критиковал убеждение, которое утвердилась на Западе после Французской революции, что религия может быть ограничена частной сферой и что другие области жизни могут рассматриваться как религиозно нейтральные (или нерелигиозные) и управляться с помощью светского консенсуса. Он хорошо понимал, что сама идея радикального разделения жизни на духовную и светскую сферу исходит из всеобъемлющего мировоззрения, входящего в противоречие с христианством. Здесь имеет место просвещенческое понятие о религии как об источнике власти, которая, в случае успеха, берет на себя управление человеческими сердцами и умами. Современность, считал Кайпер, просто не может быть понята без осознания значения движущей силы конкурирующих религий и светских мировоззрений.
"Если все сущее существует ради Бога, - утверждал Кайпер, - то отсюда следует, что вся тварь совокупно должна воздать славу Богу. Солнце, луна и звезды на тверди, птицы в воздухе, вся природа вокруг нас, но, прежде всего, сам человек, который есть священник и царь, должны восхвалять Бога, освящая творение. Помазание священника творения должно достигать его бороды и подола одежды. Все его существо, в том числе все его способности и силы, должны быть пронизаны Sensus divinitatis " [6]. Несомненно, понимание этого не принадлежит только Кайперу, но он является одним из немногих лидеров, проводивших этот вывод так настойчиво во многие сферы современной жизни.
Мы могли бы сказать, что Кайпер впервые после Августина признал, что жизнь управляется и формируется на самом глубоком уровне через конкурирующие типы любви, которые мотивируют и направляют людей. Христианская вера сделала возможным благодаря любви к Богу через Христа создать важнейшую из движущих сил истории. Христиане исповедуют, что власть Божьей любви способна озарять своим  светом всю жизнь, даже другие религии. Что это значит для христианского понимания нашего мира сегодня? Как может свет Божьей любви во Христе и осветить нашу интерпретацию истории и направлять наши действия в ней?
Если истинный путь жизни был открыт через воплощенного Сына Божия, то последствия этого динамического движения должны быть максимально полными, как сама жизнь. Апостолы объяснить, что все вещи были созданы во Христе,  через Него, Бога, ставшего плотью, и для тех, кто в Иисусе. Жизнь Иисуса, Его смерть, Воскресение и вознесение по правую руку Бога как Господа всего творения есть реальность, наделяющая мир самым глубоким смыслом и конечной судьбой. Христианство, следовательно, есть нечто большее, чем просто утверждение догмы, личного благочестия или большей направленности души к невидимой трансцендентности и загробной жизни. Жизнь по христианской вере - это образ жизни, основанный на убеждении, что Бог во Христе, создал все вещи и направляет все к кульминации Его дела и откровения. Таким образом, в истории все имеет смысл и значение. Политическая жизнь тоже имеет свой уникальный характер откровения и надлежащего призвания от Бога. Кайпер выразил это так: "Сын Божий не должен быть исключен из чего бы то ни было.  Вы не можете указать ни одну естественную сферу, не можете подняться до звезд или спуститься в глубины земли туда, где не было бы связи с Христом, не незначительным образом, а непосредственно. Нет сил в природе, нет законов, которые регламентируют эти силы, которые не имели бы своего происхождения в этом вечном Слове. Поэтому абсолютно неверно ограничивать Христа духовным миром и утверждать, что нет точки соприкосновения между Ним и естественными науками" (7).
Нет ни одной сферы жизни, как ее видел Кайпер, "к которой религия не предъявляла бы своих требований, в которой Бог не должен быть восхваляем, Божьи постановления не должны соблюдаться и всякий труд не мог бы быть проникнут молитвой: ora et labora!" (8). Кайпер подчеркнул необходимость всеобъемлющего христианского мировоззрения, которые позволило бы системно критиковать всякого рода расстройства в жизни, и пришел к созданию многоаспектного подхода в отношении человеческого служения Богу и ближнему во всех сферах жизни. Каждый человек имеет обязанности, данные ему Богом по силам. Ни один человек не заменим другим; никто не может быть проигнорирован или отброшен христианами. Все сущее сведено воедино в одном порядке творения, в одной природно-социальной системе перед лицом Божиим. 
Как же должны человеческие существа действовать на политической арене? Чтобы ответить на этот вопрос, как должно с христианской точки зрения, необходимо, чтобы наша интерпретация правительства и политики могла руководствоваться более широким видением единства и разнообразия жизни, чтобы мы могли видеть политику в ее отношении к другим сферам человеческой ответственности в общем порядке творения. Иисус Христос есть Спаситель мира, Господь всего. Признание этого касается всей политической жизни на земле, и отношение Христа к земным государствам и правительствам связано с истиной о всем творении Божьем, в котором Христос есть Судия, Искупитель и Господь.
Христианский поиск политической мудрости, достаточной для руководства, может быть успешным лишь там, где ценят  господство Христа над всеми вещами и придают Ему особое значение в политике и правительстве. Наконец, если, как христиане верят, Иисус Христос придет снова для окончательного суда и преображения действительности в новое небо и землю, то вся история получает эсхатологическую ориентацию, которая должна иметь отношение ко всему, что происходит здесь и сейчас. Что значит поэтому выполнять свои гражданские обязанности ввиду Второго пришествия Христа? В каком смысле христианская надежда окончательного искупления может придать реалистичную форму политике, которая чаще всего контролируется более грехом, чем искупительной надеждой?
С тех пор как апостол Павел стал проповедовать Евангелие язычникам, существует международная динамика христианской общины. Последователи Иисуса Христа верны Ему больше, чем старейшинам, чиновникам или тем более национальным богам. Обязанности веры, надежды и любви в Иисусе Христе реализуются через работу Святого Духа, и они призывают верующих в царство, что превосходит все земные границы. Кроме того, библейское откровение передает обетование, что Царство Божье будет действовать, когда все остальное рухнет. Окончательное и полное явление этого Царства, как мы знаем, будет означать конец истории, и возвестит славу Господа. Это христианская вера. Это надежда, что питает последователей Христа. Обязанности христианской общины есть обязанности веры - той же веры, которую имел Авраам. "Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог" (Евр.11.9-10).
Где и как в наше время сообщество христианской веры растет и остается прочным и верным в служении Богу? Грех и тьма сильны даже среди верующих. Ложные религии национализма и материализма легко могут завлечь нас. Синкретизм с другими конфессиями ослабляет веру тех, что называют себя христианами. Наша недисциплинированность в общине веры удерживает благословения от нас. Тем не менее Хранитель виноградника остается верен, ухаживая за виноградными лозами, которые принесут плоды, прививая новые отрасли, обрезая бесплодные ветви и "воспитывая" весь виноградник.
Без сомнения, Кайпер не был свободен от влияния различных националистических и клерикальных идей своей эпохи. Не ко всему, во что он верил и чему учил, следует прислушаться, и некоторые из его идей заслуживают серьезной критики. Тем не менее его широкое и глубокое видение было тем же самым, что вдохновляло христиан с самого начала, ибо это видение христианской общины, единой среди всех стран и народов и служащей Богу и ближнему в силе Духа. "Это драгоценное утешение для одинокого сердца, - писал Кайпер в своей книге о Святом Духе, - что, во всех концах земли, среди всех стран и народов, в каждом городе и деревне, у Бога есть Его люди, которых Он призвал и избрал к вечной жизни, что все они разделяют одну Его жизнь, обладают одной и той же надеждой и призванием и поддерживают невидимое, тихое общение... Это славное общение есть нечто большее, чем просто сообщество. Общение святых является не исключительным, но включающим.  Это не идея, которая закрывает дверь и закрывает окна, но, распахнув двери и окна настежь, оно обращается ко всем концам земли; оно знает свои корни в прошлом и твердо надеется на грядущее" (9). 
Что же удерживает нас от того, чтобы трудиться всем сердцем, укрепляя узы международного христианского сообщества в наше время? Что дает это сообщество миру, в котором мы живем, особенно в общественных сферах политики, торговли, промышленности, средств массовой информации, науки, техники и искусства? Если другие религии, кажется, оказывают все большее влияние на мировые дела, как следует реагировать на них христианам? Что могут христиане разных национальностей и языков сделать, чтобы поощрять друг друга? Каков должен быть подход христиан к международному праву и политике для укрепления связей между государствами и народами мира? Это важные вопросы, на которые Кайпер помогает нам ответить.

[1] See James D. Bratt, “Raging Tumults of Soul: The Private Life of Abraham Kuyper,” The Reformed Journal (November, 1987), and R.D. Henderson, “How Abraham Kuyper became a Kuyperian,” Christian Scholar’s Review (September, 1992), pp. 22-35.
[2] К введению в жизнь Кайпера см. James D. Bratt, “Abraham Kuyper’s Public Career,” The Reformed Journal (October, 1987); L. Praamsma, Let Christ Be King: Reflections on the Life and Times of AbrahamKuyper (Jordan Station, Ontario: Paideia Press, 1985); McKendree R. Langley, The Practice of Political Spirituality: Episodes from the Public Career of Abraham Kuyper, 1879-1894 (Jordan Station, Ontario: Paideia Press, 1984). Recent Dutch publications on Kuyper include: G. Puchinger, Abraham Kuyper: De Jonge Kuyper (1837-1867) (Franeker: T. Wever, 1987); R. Kuiper, Herenmuiterij: Vernieuwing en Sociaal Conflict in de Antirevolutionaire Beweging, 1871-1894 (Leiden: J.J. Groen en Zoon, 1994); J. de Bruijn, Abraham Kuyper: Leven en Werk in Beeld: Een Beeldbiografie (Amsterdam: Historisch Documentatiecentrum, Vrije Universiteit, 1987); J. Stellingwerff, Kuyper en de VU (Kampen: J.H. Kok, 1987).
[3] Bratt, “Abraham Kuyper’s Public Career,” pp 11-12.
[4] Ibid., p. 11. Важнейшая речь Кайпера на I Христианском социальном конгрессе в 1891 г. : The Problem of Poverty, ed. James W. Skillen (Grand Rapids: Baker Books, 1991). Более широкая подборка его речей см.: James D. Bratt: Abraham Kuyper: A Centennial Reader (Grand Rapids: Eerdmans, 1998). Выдержки из двух речей вошли в сборник: Political Order and the Plural Structure of Society, eds., James W. Skillen and Rockne M. McCarthy (Atlanta: Scholar’s Press, 1991), pp. 235-64.
[5] Kuyper’s 1998 Stone Lectures were published as Lectures on Calvinism, 12th ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1982). Превосходное введение в лекции и доктрину Кайпера: Peter S. Heslam in his Creating a Christian World View: Abraham Kuyper’s “Lectures on Calvinism” (Grand Rapids: Eerdmans, 1998).
[6] Растущий всемирный интерес к Кайперу иллюстрирует  недавнее индийское издание его лекций: edited by Vishal Mangalwadi, The Crown of Christian Heritage (Landour, Mussoorie, U.P. India: Nivedit Good Books Distributors, 1994), p.53.
[7] Kuyper, You Can Do Greater Things Than Christ, trans. Jan H. Boer (Jos, Nigeria: Institute of Church and Society, 1991), p. 74. This is the translation of a section from the first volume of Kuyper’s Pro Rege, of Het Koningschap van Christus (Kampen: J.H. Kok, 1911).
[8] Kuyper, The Crown of Christian Heritage (see note 6 above), p. 54. Одно из лучших изложений понимания Кайпером христианского социального действия во всех сферах жизни см.: S.U. Zuidema’s “Common Grace and Christian Action in Abraham Kuyper,” in Zuidema, Communication and Confrontation (Toronto: Wedge Publishing Foundation, 1972), pp. 52-105.
[9] Kuyper, The Work of the Holy Spirit, trans. Henri de Vries (New York: Funk & Wagnalls, 1908), p.550.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn