Генералами не рождаются. Часть 3-я. Институт

Александр Авдеев
               

                ТРЕВОЖНЫЕ МЫСЛИ О ГЛАВНОМ

Февраль 2014 года               
Каково нынешнее состояние страны, разделённого народа?
Люди устали выслушивать и верить сказкам о чудесах рынка, который якобы сам всё отрегулирует.
Рост благосостояния должен быть не только для олигархов.
Власть обязана гарантировать социальную справедливость для всех.
Должно преобладать позитивное умение осмыслить прошлый, настоящий и будущий мир.
Патриотизм – это общность любви.
Петух уже клюнул. Пора заниматься реальным производством, каждодневным трудом. Работой!
***
На вопросы журналиста отвечает Александр Тимофеевич Авдеев.

– С вершины жизненного опыта, что можно сказать о событиях в 1991 г. и в 1993 г.?
В современной России самым страшным и результативным был «майдан» в Москве, когда к власти приводили Б. Ельцина.
По сути это был военный мятеж (путч).
Были арестованы и преданы суду члены ГКЧП, представлявшие в законном порядке руководство СССР.
А потом расстрел из танковых орудий депутатов Верховного Совета. Народ запугали.
Срочно реставрировали капитализм в самом отвратительном его виде – бандитском и криминальном. У народа обманным путём отняли принадлежащую ему громадную  общегосударственную собственность, наделив ею – преступным, клановым криминальным путём – новых хозяев жизни.
Народ лишили всех властных полномочий. Эту процедуру с наглым лукавством назвали перестройкой. Народ безмолвствует, преступная власть действует.
Как поветрие чумы,«майданы» проходят в Вильнюсе, Риге, Алма-Ате, Тбилиси, Ереване, Киргизии, Узбекистане, на Украине… Ни для кого не секрет, что за всем этим стояли спецслужбы США и стран НАТО, как принято считать Евросоюза.
Ельцинско-гайдаровская пропаганда врала, что нас с распростёртыми объятиями ждёт Европа, чтобы обустроить в свой «цивилизованный» дом.
Прошли годы. Что касается нас, то и здесь остаётся угроза нового «майдана».
Правительством и многими министерствами продолжают управлять самоуверенные дилетанты. Либеральные экономисты привели страну на край пропасти. Сознательно загоняют страну
в ловушку международного разделения труда, где нам уготована участь сырьевого донора.
Даже рубль завязан на Федеральную резервную систему США, которая является всего лишь Обществом с ограниченной ответственностью, то есть частным предприятием по изготовлению долларовых бумажек.

***               
                Часть 3-я. МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ. Институт.

От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год.
Так поётся в известной песенке.
Мол, всего-то два раза надо проявить мозговой штурм, а там опять веселись и будь беспечен. Благо, если есть стипендия, а койко-место в общежитии ничего не стоит.
Студенту привилегия во всём, почти как ветеранам.
Для сельского паренька такие «льготы» не годятся. Ничего путного наскоком не добьёшься. Ни в крестьянской жизни, ни тем более в учёбе. Вникай, трудись, добивайся результата – частенько повторял народный учитель Алексей Антонович эти слова.

Александр спокойно и глубоко осваивал науки на лекциях, лабораторных занятиях закреплял знания.
Иные беспечные сокурсники пытались ухватить материал в горячке зачётной сессии за три-четыре дня до экзаменов. Крестьянская натура такого не терпела.

Институт давал щедрые возможности не только духовного, но и физического развития.
Оборудованный тренажёрами спортзал, небольшой стадион, который студенты первого курса строили
своими руками. То и дело проходили факультетские, общеинститутские соревнования. Постепенно менялся внешний облик деревенского паренька. Хотя Александр и невелик ростом, но пропорциональная фигура делала это незаметным. Наряду с духовной проступила физи-
ческая культура. Всё красивое – прочно.

Во всех технических вузах того времени были военные кафедры. В БИТМе на военной кафедре готовили и выпускали заместителей командиров танковых рот по технической части в звании лейтенантов. Были военные сборы в танковых дивизиях, где проходили практику по танковому бою, вождению и стрельбе из танков. Впервые услышал грубоватую армейскую присказку: «Глав-
ное в танке – не бздеть».
Определяющим как на производстве, так и у военных был лозунг: «Кадры решают всё».

Обстановка в стране в те годы была духоподъёмной.
В моде были учёба, спорт, книги. Конечно, присутствовало и другое: стиляжничество, зарождался мейнстрим масскульта. Но это уж – кому что…
Большинство было уверено, что прогресс это: космос, знания, мужество, преодоление личного низменного во имя идеалов грядущего, которое совсем скоро будет зависеть от них.
Студенты всегда на острие прогресса, иначе зачем они нужны, не для диплома же.
Тогда никакого отторжения эпохи не наблюдалось.
Старшее поколение на разные лады, как заклинание, повторяло: лишь бы не было войны.
Нужны были хлеб и спокойствие.

Когда в стране много студентов, то мир прочен. Везло Александру на учителей: в школе Алексей
Антонович, в институте Николай Андреевич Шевченко – доктор технических наук, профессор, завкафедрой технологии машиностроения. Анатолий Васильевич Панфилов – кандидат технических наук, доцент, декан факультета.
На пятом курсе он выдал Александру задание на преддипломную практику: спроектировать
участок механического цеха с поточной линией для обработки деталей корпусов передней и задней бабки кругло-шлифовальных станков для реальных условий Харьковского станкостроительного завода.
Задание выполняли на пару с товарищем по курсу, тоже преддипломником калужаниным Владимиром Земниэксом. Корпели старательно. Произвели сложные технические расчёты. Самостоятельно разработали два варианта техпроцесса обработки основных деталей, включающие в том числе механическую и термическую операции.
Сконструировали и рассчитали на прочность установки приспособления, спро-
ектировали специальный режущий инструмент для обработки основной детали с обоснованием установленных геометрических параметров режущей части инструмента и выбора материалов.

Только потом стало ясно, почему декан А.В. Панфилов выбрал калужан Авдеева и Земниэкса на
преддипломную практику и совместную дипломную работу.
Анатолий Васильевич похвалил студентов, назвал их коллегами. Отметил стремление молодых конструкторов к поиску наивыгоднейших вариантов. Защитились они на «отлично».

…Бывают странные сближения, как заметил однажды А.С. Пушкин. Студенты не знали, что Анатолий Васильевич – участник войны, был ранен на калужской земле. Уважали его, любили за человечность, видели в нём воплощение редкого качества: соединение культуры и научно-технической сферы. Он не был узким специалистом, обладал широким кругозором, нестандартным мышлением, говорил о технике как о творящей духовной силе.
Позднее он был избран председателем Брянского областного Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей, а затем утверждён ректором Брянского технологического лесохозяйственного института.

…Через семьдесят лет произошло невероятное, то самое «сближение».
В районе посёлка Мятлево Калужской области был найден солдатский медальон времён Великой Отечественной войны. Специалистам удалось прочитать имя и фамилию офицера, им оказался Панфилов Анатолий Васильевич. Да, именно возле посёлка Мятлево он был тяжело ранен осенью 1942 года.
Самое удивительное, в 2013 году разыскали сына Анатолия Васильевича – Евгения Анатольевича. К этому времени заведующего кафедрой, профессора, доктора технических наук Брянской государственной инженерно-технологической академии, заслуженного деятеля науки и техники РФ. Действительно медальон отца тогда был обронен, никто не пытался его искать, до этого ли тогда было…
Когда об этом узнал его ученик Александр Авдеев, то нашёл в своём архиве книгу, подаренную ему любимым наставником с дарственной надписью: «Пусть в жизни примером будет Вам великий Ленин. В знак памяти об институте, дорогой Александр Тимофеевич Авдеев.
Зав. Кафедрой технологии машиностроения А. Панфилов. 29. 06. 60г. Брянск».
 Воистину ничего не проходит бесследно.

…Минули годы счастливого студенчества и вот сошлись «битмовцы» у порога своей альма-матер.
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз,
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

Всё верно, но в вечную разлуку, конечно, не верилось. Немало молодых инженеров было направлено по распределению Государственной комиссии на заводы в Калужскую область. И среди них – на завод «Калуга-прибор» в отдел главного технолога дипломированный инженер Александр Тимофеевич Авдеев.

…Несколько отпускных дней он провёл в деревне. Помог кое-что подправить в доме и на усадьбе, даже побывал на сенокосе. Была середина июля, пожалуй, самая прекрасная пора в деревне. Было много неожиданных дружеских встреч с земляками. Костюм он купил в Брянске, а теперь собирал чемодан с пожитками для первых нужд. В случае чего, всегда можно было приехать через Сухиничи по железной дороге, из Бетлицы до Калуги стал ходить прямой автобус.
Уже не студент,а молодой специалист с полученными подъёмными до места назначения. С гордостью поглядывали на него родители и братья с сестрёнками, дивились земляки такому чуду. Ещё бы, Александр первым из местных деревенских в послевоенные годы стал инженером, живой пример для мальчишек: и вам открыт путь в большую жизнь.
 Встретился он и с некоторыми школьными учителями, многие были в отъезде.
Но Алексей Антонович был на месте, задушевной и тёплой была встреча учителя и ученика. Вспомнил Александр как решали необычную задачку, которую Алексей Антонович задал на предстоящий выходной день в конце урока. Сказал, что с ответом пусть приходят в понедельник, оценок ставить
не будет.
Задачка такая: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь: «Здравствуйте, говорит, сто гусей!» – «Нет, нас не сто гусей: кабы было ещё столько, да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей».
Спрашивается, сколько же их летело? Что творилось! Вся деревня принялась за решение.
 Кто говорил, что это загадка, кто говорил, что это счёт, кто просто недоумевал, в такой форме ничего подобного им не приходилось разгадывать. Некоторые принялись раскладывать спички, другие мудрствовали подбором цифр, раскладывали соломенные палочки.
Но Александр покумекал как следует и быстренько составил уравнение, которое легко решил.
Ответ был: тридцать шесть.
Были и другие, кто с помощью подбора цифр решил хитроумную задачку.
Но оказалось, что алгебраическое уравнение составил всего один ученик Авдеев. Вот это и отметил учитель.

…Меркла вечерняя заря. Особенная тишина объяла мир, стрекотали кузнечики, лёгкий ветерок шевелил занавеску. Александру хотелось что-нибудь почитать. На этажерке лежала книга, один из томов сочинений Пушкина: исторические статьи и материалы, воспоминания и дневники.
В разделе «Записки официального назначения» стал читать о народном воспитании.
 И Пушкин поразил его. Поэт был, конечно, первейший гуманитарий, но склад ума был весьма рационален, что в стихах скрадывается необычайной поэтичностью, лиризмом.
Здесь был другой Пушкин. Зачитался, а потом сделал по привычке несколько конспективных выписок.
Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий. Должно
надеяться, что люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, образумились; что, с одной стороны,
они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой – необъятную силу правительства, основанную на силе вещей.
 Вероятно, братья, друзья, товарищи погибших успокоятся временем и размышлением…
Но надлежит защитить новое, взрастающее поколение, ещё не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостью первой молодости, со всем её восторгом и
готовностью принимать всякие впечатления.
Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или лучше
сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла.
Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные
бедствия.
Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве.

Пушкинская записка невелика, всего пять страничек книжного формата. Но сколько в ней точных попаданий, глубокого анализа закоренелых проблем и ошибок. Воистину печальные истины, как выразился сам поэт. Из примечаний в этом же томике выяснилось, что записка написана Пушкиным по прямому заданию Николая 1 для личного его сведения, после встречи с опальным поэтом в августе 1826 года в Москве, когда ещё тянулись следственные дела относительно декабристов.
Император понял, что перед ним не легкомысленный сочинитель прекрасных стишков, а государственный муж, гражданин с совершенно самостоятельным взглядом на предметы.

После 14 декабря царь уверился, что в империи что-то нужно менять. И если от графа де Витта – начальника Южных военных поселений, А.Перовского – попечителя Харьковского учебного округа, поступили вполне верноподданнические рассуждения о недостатках вос-
питания, необходимости усиления административного фактора: цензура, тайная слежка и т.п. То есть написали то, что от них хотели.
Пушкин же решил воспользоваться предложением царя, чтобы, как он говорил, «не пропустить такого случая, чтоб сделать добро».
От царя через Бенкендорфа поступили замечания, что принятые Пушкиным правила «будто бы просвещение и гений служат исключительно основанием совершенства, есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению
неопытному, безнравственному и бесполезному»…
Александр Сергеевич, как показала история, глядел куда как дальше, облечённых властью вельмож.

…В отделе кадров молодого специалиста приняли радушно, направили в отдел главного технолога, через два месяца выделили общежитие квартирного типа.
Начинающий инженер кропотливо вникал в технологический процесс: что можно рационализировать, усовершенствовать? Новая продукция требовала грамотного освоения, современного подхода к решению технических проблем. В этом смысле работа казалась перспективной, далёкой от незыблемых стереотипов.
 И от него многое зависело.

Продолжение следует.