Жало обезьяны - часть 52

Алексей Кувшинников
- Спасибо, Шымшек-бей. У меня действительно есть несколько вопросов. Через кого Абдымалик Айтбеков осуществляет связь с ошской организацией наркотрафика?

- На такие вопрос я не могу получить для Вас ответ, - вздохнул турок.

- А на какие можете?

- Связи между физлицами, юрлицами, имуществом. В этом ключе.

- Тоже неплохо. Меня интересует Эрталбек Джумагулов. Под какими другими именами он проходит. Находился ли в связи с лицами, теперь известными, как руководители наркотрафика в Оше.

Шымшек достал из внутреннего кармана "блюберрри", присоединил к нему коробочку размером с половину спичечного коробка. Нажал кнопку быстрого набора. Соединился. Поговорил по-турецки, продиктовал названные мной имя и фамилию. Нажал сброс. Лицо его осталось невыразительным. Ни враждебности, ни доброжелательности.
 
- Разрешите предложить Вам чаю. На обработку Вашего запроса потребуется время.

Чаю, так чаю. Во мне опять завозился поутихший было похмельный змий. Знал бы, что завтрак так растянется, прибил бы, гада, мелкими глотками. Теперь придется терпеть. Сохранять лицо.

- Хочу сразу пояснить, продолжил Шымшек бесстрастным тоном, что информации о контактах Эртал-бея с неркотрафикантами в Киргизии у нас нет. Мы не отслеживаем связи иностранных лиц за пределами Турции. Это незаконно. Мое содействие имеет четко оговоренные рамки. Такую информацию можно попробовать найти через связи турецкого криминала, но потребуется очень много времени. Вы надолго к нам? - поинтересовался Шымшек, беззвучно отпив из тюльпанчика маленький глоток.

- Проездом. Я в Бишкеке работаю. Но это вы и так знаете.

- Знаем, знаем, - вздохнул турок: - Мы про Вас много чего знаем. С тех пор как Вы в Анкаре работали. Мы с Вами, кстати, даже несколько раз встречались.

Я порылся в памяти, но, как не старался, воспоминаний об обстоятельствах этих встреч оживить не смог. Не знаю уж, какой вывод Шымшек сделал из моего молчания, но когда пауза затянулась, продолжил:

- Мы согласились Вам сегодня помочь отчасти из благодарности за Ваше  доверительное отношение. Сотрудники, которые с Вами ближе работали, дали очень хорошие отзывы.

Насколько я мог припомнить, на протяжении всех двух лет работы в Турции мне удавалось добиваться результатов путем или грубого наезда, или изнурительных многоходовых комбинаций. Возможно, именно нашу вольную борьбу коллеги Шымшека посчитали проявлением доверительных отношений. "Блюберри" тренькнул, и он закрутил колёсиком, проматывая поступившее приложение.


- Запоминайте. Если хотите, записывайте.
- А распечатать нельзя? - пошутил я. Шимшек улыбнулся. Первый раз за все время.

- Физлицо Эртал-бей Джумагулов в активной разработке никогда не находился. Вся информация по нему получена косвенным путем. На данном этапе в круг лиц, представляющих интерес не входит. Совладелец фирмы, зарегистрированной в Измире. С турецкой стороны учредителем выступает крупный акционер измирского порта. В собственности фирмы находятся три квартиры. Еще одна фирма зарегистрирована в Стамбуле, он один из четырех совладельцев. Обычные предприниматели.

- А что за фирма?

- Тоже связана с портовыми услугами. Растаможивание импортируемых товаров, таможенное оформление экспорта в США. В Турции у Эртал-бея много связей с лицами, осужденными за контрабанду, но сам он не по одному делу ни в каком качестве не проходил. У него есть общие знакомые с Абдымаликом Айтбековым, о котором Вы упомянули.

- Это как?

- Некоторые из турецких фигурантов имели связи и с одним, и с другим. Но из этого факта мы не можем сделать вывод, что Эртал-бей хотя бы знаком с этим Абдымаликом. Таким же образом установлены опосредованные связи Эртал-бея с лицами кыргызской национальности, проходящими под кличками "Бектур", "Жантор" и "Раимберды". Все трое проживают в городе Ош. Больше нам о них ничего не известно.

- То есть, в некоей группе турецких физлиц, находящейся в сфере вашего интереса, каждый из её членов имел связи с Абдымаликом, Эрталбеком и ошской троицей? - попробовал я резюмировать слова Шымшека.

- Нет , - ответил он с ноткой досады по поводу моей тупости, мол, чего тут может быть непонятного: - В группе пять физлиц. Первое имело связи с третьим, четвертым, Абдымаликом, Эртал-беем и "Бектур"-беем или "Бектур"-ханым. Имя мужское, но в качестве прозвища может принадлежать и женщине. Второе, с четвертым, пятым, Эртал-беем, "Жантор" и "Раимберды". Третье, с первым, пятым, Абдымаликом, "Бектур" и "Раимберды". Четвертое, с первым, вторым, Абдымаликом, Эртал-беем, и "Раимберды". И последнее, пятое, со вторым, третьим, Эртал-беем, "Бектур", и "Жантор".
 
- Чем занималась группа? Почему попала в разработку? - я скорописью закрепил это пояснение на салфетке. Рассчитывать на то, что я смогу поймать его смысл на лету не приходилось. Потом покумекаю. Пока же надо стараться вытрясти из турка ещё хоть какие-нибудь крохи.

Шымшек с полминуты колебался. Огляделся. Мы остались в зале одни. Сквозь огромные окна за моей спиной било низкое ноябрьское солнце. На белоснежной скатерти подрагивали чайные зайчики кирпичного цвета. В беспощадных солнечных лучах кожа на лице Шымшека выглядела помятой и серой от усталости. Солнце его, очевидно слепило, и он чуть отодвинулся от стола. Теперь солнечный прожектор бил ему в грудь, оставляя снова ставшее непроницаемым лицо в загадочной тени. Наконец он принял решение:

- Группа занималась хищением бюджетных средств, выделяемых на развитие инфраструктуры в провинциях Шанлыурфа, Мардин, Шырнак и Батман. То, что удавалось украсть, она перекачивала боевикам Исламского государства.

- А какую роль играют киргизы? - вцепился я в тему.

- Не знаю. До Вас никто ими не интересовался. Расследование идет...шло на сугубо национальном уровне, - неожиданно для меня Шымшек решительно поднялся из-за стола: - Извините, эфенди, мне пора. Руководство отпустило меня с условием, что вернусь не позже трех. Надеюсь, я Вам помог.

- Огромное спасибо, Шымшек-бей, -  ответил я искренне. И добавил: - Вы помогли мне окончательно запутаться в моем деле.

- Значит, я свою задачу выполнил, - невозмутимо ответил турок.
 
Времени оказалось половина второго. Не долго думая, вышел из гостиницы, сел в такси, и через полчаса вышел на углу Демирйолу и Фенер. Между территорией аэропорта и берегом моря здесь находятся уютные кварталы частных домов. По самому берегу, если встать лицом к морю, то от Фенер направо, среди парков, идет променад длиной километров в пятнадцать. Почти в конце, если перейти через две улицы, попадаешь прямо в лес Ататюрка. Территория размером с московский Ботанический сад вместе с лесопарком. Дорожки, лужайки, рощи пиний. Поздняя осень, может, не лучшее время года для такой прогулки. Но день выдался солнечный, и потом, как известно, у природы нет плохой погоды.. Пели птицы, шумело море. Чудесный воздух. Ощущение, будто из пещеры вылез. Настала пора заняться змием. Надоел.

Я не питал никаких иллюзий по поводу последствий вчерашней пьянки. О, опыт, сын ошибок трудных... Поэтому в "дьюти фри" на прилете купил бутылку виски "боумор" пятнадцатилетней выдержки. И пакет чипсов. Предпочитаю местные напитки.  "Ракы" очень даже ничего, но плохо идет без льда и морепродуктов. А попадутся ли они мне по дороге, я не знал. Кроме того, виски продавалось вместе со стаканом, который укреплял чувство независимости от обстоятельств. Через полчаса дошел до небольшого залива, служившего стоянкой для парусных яхт. Рощица мачт, крики чаек. На морском рейде в ожидании свободного причала коротали время десятки кораблей. Сел на скамейку. Налил полстакана. Первый глоток дался с трудом. Вискарь огненным шаром скатился в топку, из которой тут же по всему телу разлилось тепло. Пламя в трубах пошло на убыль. В мозгах зажужжал интеллект.

Для разминки восстановил в памяти слова дорогого друга Василия. Выходило, что что на реставрации... нет, не то слово, реконструкции центра собаководства под Мары работали две разные бригады. Одна местная, другая турецкая. Тут концы с концами явно не сходятся. Во-первых, тендер был национальный. Теоретически возможно, что турки работали под туркменским флагом, вроде гастарбайтеров. Но на практике я с такой ситуацией ни разу не встречался. Для турецких строителей с их высокой квалификацией невыгодный вариант. Во-вторых, условия контракта позволяли нанимать субподрядчиков. Тендер выиграла туркменская фирма, подрядила турок. Теоретически возможно. Но победило предложение с самым низким бюджетом. Турецкие же фирмы цену себе знали, и за такой субподряд победителям тендера пришлось бы туркам доплачивать. То есть работать себе в убыток. Не говоря уже об откате киргизам.

Ход мыслей показался перспективным. Добавил полстакана. Победителям тендера пришлось бы туркам доплачивать... Почему, собственно, именно победителям тендера? А если есть третья сторона? Какая связь между сменой строителей и приездом французского дипломата? Кстати, почему именно дипломата? На машине был дипломатический номер. Но приехать в ней мог кто угодно. Нет, не кто угодно, а кому позволили. Я вспомнил про туманный фонд стратегических исследований с головным офисом в Париже. Отличный канал для теневого финансирования любых мутных дел. Попросту говоря, фонд покрыл недостачу и оплатил выполнение технического задания качественно и в полном объеме.

Типичное двойное финансирование, категорически запрещенное финансовыми правилами Евросоюза. Но с точки зрения расходования средств моего проекта все шито-крыто. Отчетность у туркменской фирмы в порядке. Благотворительность турок квалифицировать как нарушение финансовых правил невозможно. А до проектов, финансируемых неправительственным фондом мне дела нет. Не будем полагаться на случай. Пойдем простым логическим путем. С чего это вдруг фонд заинтересовался именно этим контрактом? Почему решил его вытащить? А при чем тут, именно? Кто-то мне про похожий случай рассказывал в Киргизии. С фондом всё было заранее оговорено. Рамочный контракт по латанию дыр и крышеванию мошенников. По принципу "всё включено". А что именно "всё"?
Мне не приходилось иметь дел с французской разведкой. Тем не менее, я сильно сомневался, что она оставила бы такой фонд, а точнее, предоставляемые им оперативные возможности, без внимания. Пусть он зарегистрирован на Кипре. Головной офис-то в Париже. Для начала проверят, откуда деньги. Неровен час от исламистов. Получается, проверили, и никакого криминала в источниках не нашли. В результате у одних деньги воруют, но они этого как бы предпочитают не замечать, поскольку недостачу тайно покрывают другие. Причем совершенно бескорыстно. Бред. Но с признаками рукотворной фантазии.

В Киргизии хищение средств на помощь детям-сиротам, или, возможно, ремонт Провала,  координировал род саяк. Выходцы из этого рода напрямую контролировали три тендерных контракта как генподрядчики и шестью субподрядчиками участвовали в оставшихся трех. Стопроцентное покрытие. Что там говорил про род саяк мой приятель Каныбек? Отличается находчивостью, предприимчивостью и достаточной сплоченностью. В высших эшелонах власти представлен незначительно, но в средних слоях общества имеет очень стабильные позиции. Идеальный посредник и закулисный организатор.
 
В Туркмении роль такого же координатора играл ошский наркотрест. Кипрско-парижский фонд крышевал и одних, и других. Французская разведка знала об источниках финансирования  фонда и на что он эти деньги тратил, но не об участии в его делах киргизской наркомафии. Туркменская контрразведка знала о деятельности наркомафии, но не об участии в ней фонда.  Нормально, да? Это как же такая удивительная ситуация сложилась? Сама собой, потихоньку, из обезьянки? Дарвиновским способом?

Мне все же лучше думается на ходу. Поднялся со скамейки, и прихрамывая на затекшую ногу, пошел дальше вдоль берега. Красота лучезарного дня у кромки моря вдруг перестала меня волновать. Мало было Эрталбека, Алмаза, Абдымалика, СНБ Киргизии, МНБ Туркмении, ошской наркомафии и ЦРУ.  Добавился какой-то мутный фонд. В Киргизии перевороты проводились словно по расписанию. Угораздило меня оказаться аккурат в неправильном месте в неправильное время.

Справа начался парк культуры и отдыха с беседками и детскими аттракционами. В воздухе витал дымок от мангала и аромат жареной на углях баранины. Взял два шашлыка, салатик из тушеных баклажан и хлеб-пузырь. Летом здесь дым стоял коромыслом и яблоку не было где упасть. Полоса аэропорта начиналась всего в паре километров, и эту картину мне не раз доводилось с завистью наблюдать из окна заходящего на посадку самолета. В конце ноября  найти свободную беседку труда не составило. Налил виски, закусил шашлыком. В соседних беседках за столом сидели по 15-20 человек, сразу несколько поколений, галдели, хохотали. В ушах звенело от детского визга. Только я пил сам с собой и сам с собой разговаривал.

Продолжение - http://www.proza.ru/2016/01/02/1489