Раз, раз, раз плюс 2015

Сергей Ледвиг
Продолжаем  рассказ об отдельных эпизодах музыкально-концертной жизни г.Воронежа.  На очереди год 2015-й.

Первый в нашем списке – Псой Короленко. Его февральская гастроль становится уже ежегодно-традиционной. Малый зал клуба «Колизей»; 19-е февраля. На этот раз – с местным разогревом от дуэта («глобал-проекта», по их собственному определению) «Фарс-МажорЪ» -  Денис Чулков (вокал, прыжки, танцы), Андрей Гостев (электронные прибамбасы, танцы, прыжки). Это то ли лайт-состав, то ли сайд-проект поп-группы «Tokay». Не слишком замысловатые зонги под электронно-минималистические лупы.
Синтезатор Псоя звучит как ф-но, а программа называется по-новому – «Hechicero del amor (Песни старого Леля)», но перекликается и с прошлогодней, и с позапрошлогодней:
1. Мандельштам
2. Way Down In The Hole
3. Новые приключения прекрасной маркизы
4. Деревья тут когда-то были
5. Кто бабулю убил?
6. Пусть придёт избавление
7. За синими горами
8. Я пишу исторический роман
9. Песня дружбы
10. Откровенно дидактические куплеты
11. Oh Thou Coal Black Smith
12. Как волка ни корми
13. Перегары
14. Остров
15. Штирлиц
16. Каждый прав для себя
17. Dicunt
18. Годы мчатся
19. Олария олара
20. Love lays low
21. Pif-pif
22. Попурри
23. Я тебя не трогаю
24. Маяковский
25. Утро
26. Зай фрейлах
27. О чём эта песня моя?
28. Извествуют
29. Душа
30. Песенка про план
31. Хрустальный кораблик

Там же 15-го марта – «Адаптация» практически в статусе супер-группы, -   компанию  Ермену Анти (вокал, гитара) составляют Вадим Курылёв (гитара) и Михаил Нефёдов (барабаны), а также молодой бас-гитарист Сергей Буренков.  Теперь уже питерская «Адаптация» презентует новый альбом «Цинга», записанный, правда, без участия М.Нефёдова и С.Буренкова. 
Увертюрой звучит совершенно новая, даже не вошедшая в альбом, песня, далее –  материал «Цинги»  - полностью, без купюр и инверсий, ну и, как водится, старое-доброе:
1. Сбитые лётчики
2. Лето любви
3. Слово и дело
4. Цинга
5. Проза зимы
6. Весь этот рейв
7. Вся мощь и бессилие
8. Не стану своим
9. Империя наносит ответный удар
10. Чёрная месса
11. Мой город будет стоять
12. Между любовью и ненавистью
13. Остановите войну
14. Бищара-рай
15. Дождь над бензоколонкой
16. Железнодорожная
17. Живой
18. Жизнь в полицейском государстве
19. Плен
20. Кайфа больше нет
21. Так горит степь

19-е марта. Книжный клуб «Петровский». Сергей Летов с презентацией книги «Кандидат в Будды» и концертом, состоящим из двух частей. Первая посвящена Сергею Курёхину,  - партии тенор-саксофона и электронных духовых звучат поверх оригинальных фонограмм «Поп-механики».  Во второй части отразились нынешние пристрастия музыканта, - это такой достаточно ровный и предсказуемый эйсид-джаз или даже лаунж. В финальной композиции в ход идут ещё и флейты.   Разговорная часть включает в себя историю создания  книги, воспоминания о Сергее Курёхине, а также краткое описание используемых музыкальных инструментов и электронных прибамбасов.

2-го апреля в «Колизее» - «Красные звёзды», презентующие альбом с до боли знакомым названием «Родина Смерть».  Владимир Селиванов (вокал), Евгений Белов (гитара) и сменившаяся ритм-секция: Антон Орлов (барабаны; раньше уже играл в группе), Александр Гуляев (бас-гитара). Саунд без особого драйва, с суховато-минималистической гитарой.  Альбом ещё не вышел, поэтому, что презентуется не совсем понятно. Есть несколько новинок, также как вошедшая в альбом заявлена отнюдь не новая песня В.Ареховского «Атеизм».  Из ранее известного – «Баррикадная любовь», «Откровение», «Тут нужен я»…  Кавер-версия всего одна – «Время колокольчиков». Концерт длится всего лишь час, музыканты явно не в ударе. На бис выходит уже один В.Селиванов с заглавным номером (под гитару) презентуемого альбома.

4-е апреля. Зал филармонии. Воронежский академический симфонический оркестр. Дирижёр (он же главный дирижёр) Владимир Вербицкий. Комментирует звучащие произведения профессор Бронислав Табачников. Первое отделение: «Кармен-сюита» Жоржа Бизе / Родиона Щедрина и «Концерт для виолончели с оркестром до минор» Рикардо Кастро. «Кармен-сюита» известна даже неискушённым в классике слушателям.  Это сугубо струнное произведение, - музыканты-духовики в исполнении не участвуют. А вот мексиканский композитор Рикардо Кастро на нашей академической сцене редкий гость.  Главную партию исполняет проживающий в Мексике уроженец Ленинграда виолончелист Владимир Сагайдо. Второе отделение – «Болеро» Мориса Равеля, не нуждающееся в представлении. Малый барабан устанавливается рядом с дирижёрским пультом, а барабанщик становится главным действующим лицом.

17-е апреля. Бар «BKWSK» (Буковски), разместившийся в том же здании, что и кинотеатр «Юность». Дуэт «Барто»: Мария Любичева (вокал), Евгений Куприянов (электроника). Давно известное с небольшой примесью сравнительно новенького: «90-е», «Новое»,  «Футболка»,  «Скоро всё ёбнется», «Готов», «Берлин»,  «НННН», «Молдованин» и т.д. Особо отметить следует кавер-версию «Маугли» («Машнин-бэнд») - своего рода кульминацию шоу, - Маша при поддержке (в прямом и переносном) публики устраивает крутейший краунд-сёрфинг, и это не смотря на тесноту  помещения, одновременно представляющего  собой и фойе, и танцпол, и собственно бар.

24-е апреля. Паб «O`Hara». «Выход»-лайт: Сергей Селюнин (гитара-travel), Елена Куличкова (скрипка). Хотя изначально было объявлено о сольном акустическом концерте С.Селюнина.  Звучит почти то же самое, что и в 2013-году. Из отличий больше всего бросается в глаза «Я так торчу с твоих ног» - нечасто исполняемая песенка.

5-е июня. Советская площадь. Часовое выступление Государственного академического Воронежского русского народного хора им. Массалитинова на открытии Книжной ярмарки 5-го Платоновского фестиваля искусств. Лубочный фолклор в лучших советских традициях – без символики «России, которую мы потеряли» (самодержавие, православие, хруст французкой булки и т.п.).

6-е июня. Открытая сцена у ТРК «Арена». Ещё один бесплатный фестивальный концерт. Точнее два в одном. Первый – воронежцы «Мама Чолли» и «Dude and The Cenral Lock». Последние, правда, представлены как «маленькая Мама Чолли». А вот «большая»: Дмитрий Зорников – гитара, вокал; Дмитрий Тюнин – гитара, Пётр Шурканцев – саксофон; Наталья Бородина – вокал, перкуссия; Евгений Мисников – барабаны, а также – клавишник, бас-гитарист, перкуссионистка и два перкуссиониста. Позже подключается ещё и Анна Тихонова – клавишные, вокал. Выглядят ребята и девчата как отпетые шоумены и шоувумены, а играют приджазованный фанк (с вокалом и без),  иногда срываясь на почти что диско. «Dude and The Cenral Lock» - всё те же Анна Тихонова, Дмитрий Тюнин, Евгений Мисников плюс не участвовавший в шоу «большой Мамы» Сергей Хуторной на бас-гитаре. Здесь акценты ещё более смещаются в сторону примоднённой танцевальности.
Вторая часть – «Drum Ecstasy» из Белоруссии, прибывшие для участия в большом фестивальном шоу «Музыка мира», а этот выход, получается, внеплановый. Начинают как квартет барабанщиков, после чего бэнд-лидер Филипп Чмырь переключается на бас-гитару, что придаёт барабанным экзерсисам вполне себе «индустриальные» очертания. Остальные участники: Александр Кравцов, Дмитрий Харитонович, Павел Голенков.

7-е июня. Спорткомплекс «Белый колодец». Тот самый фестивальный концерт «Музыка мира». Сцена установлена на берегу пруда. На заднем плане – меловые горы. Зрители располагаются на песчаном пляже.
Открывают представление «Drum Ecstasy», к которым во втором номере присоединяется вокалист Дмитрий Лукьянчик, участник раннего состава группы «Троіца». Аутентичный этно-вокал и радикально неаутентичный аккомпанемент. В конце – несколько собственных пьес «Drum Ecstasy».
Следующие – «Mgzavrebi» из Грузии: Гиги Дедаламазишвили – вокал, акустическая гитара; Гуга Кублашвили – пандури, флейта; Бежо Амиранашвили – гитара, пандури; Давит Угрехелидзе – клавишные; Дато Гогелия – бас-гитара, в одном из номеров – вокал-соло и акустическая гитара; Лаша Дохнадзе – барабаны (джембе, кахон и «бочка»); Мишо Мегрелишвили – перкуссия.  Подпевают солисту практически все участники. Пользуясь спорной, но весьма точной в контексте сегодняшнего дня терминологией, можно сказать, что это грузинский «шансон с человеческим лицом».  Пара песен звучит на русском языке. Фронтмен неустанно восхищается происходящим и в какой-то момент, покинув сцену, начинает брататься с публикой.
Гостей из солнечной Грузии сменяют гости из не менее солнечной Армении – «The Bambir» - правопреемники «Бамбира», существовавшего ещё в советское время. Нарек Барсегян – гитара, вокал; Арик Григорян – флейта, акустическая гитара-travel, вокал; Арман Кочарян – бас-гитара; Вардан Паремузян - барабаны. Их фолк-хард-рок нередко переходит в просто хард-рок или нечто, напоминающее «Jethro Tull». Поют по-английски и по-армянски, каким-то образом сводя к минимуму фонетическую разницу между языками. К публике же обращаются в основном на английском (Нарек), лишь иногда вставляя русские реплики (Арик). Настоящие иностранцы.
Солнечный Ливан представляет певица Ясмин Хамдан (Yasmine Hamdan), проживающая, правда, во Франции. Вместе с ней на сцене: Сендрик Ле Ру – гитара; Конг Мин Фам – клавишные; Абдель Абри – барабаны. Европейская транскрипция арабских напевов в диапазоне от вкрадчивой «полуакустики» до тягучей утяжелённой психоделии.
Ну и завершает 7-часовое шоу певица из ещё одной солнечной страны – израильтянка эфиопского происхождения Эстер Рада (Ester Rada). Изящный англоязычный джаз-фанк без каких-либо специфических этно-наслоений. Музыканты: Бен Хозе – гитара; Лиор Романо – клавишные; Михаэль Гай – бас-гитара; Йонатан Гительман – барабаны; Инон Перец – труба; Галь Дахан – саксофон; Мааян Мило – тромбон.

14-е июня. Воронежский концертный зал. «Голоса содружества. Звёзды оперной сцены стран СНГ». Перед концертом – церемония закрытия Платоновского фестиваля. Арии и дуэты из опер Верди, Россини, Бизе, Пуччини, Чилеа, Доницетти, Чайковского, Сен-Санса, Бизе, Оффенбаха исполняют Салтанат Ахметова (сопрано) из Казахстана, Рамиз Усманов (тенор) из Узбекистана, Нарине Анакикян (меццо-сопрано) из Армении, Андрей Жилиховский (баритон), солист Большого театра, как бы представляющий Молдавию, и россиянка, также солистка Большого театра Анна Аглатова. Сопровождение – Воронежский молодёжный симфонический оркестр; дирижёр Юрий Андросов. В начале каждого из отделений – оркестровые увертюры. Ведущий – профессор Табачников.

23-е июня. Кольцовский сквер. 40-минутный концерт ансамбля «Балалайка» в честь Международного дня балалайки. Оказывается, есть и такой. Шестеро разновозрастных молодцов в красных рубахах и сапогах (четыре балалайки – две примы, альт и  контрабас; баян; ударные) к которым иногда  присоединяется седьмой – певец-солист. Инструментальная часть: мелодии народных песен, романса «Я встретил вас», а также попурри – этакое «музыкальное путешествие» - «Калинка-малинка»,  «Хава нагила», «О соле миа», «Голубка», «Каникулы любви» и другие. С вокалом: пара малоизвестных народных песен (одна из них про «казачка») и хрестоматийная «Смуглянка». Забавный бонусный номер – акын-балалаечник Фёдор Пономарёв с песенкой про соловья, звучащей сначала на каком-то, по всей видимости, тюркском языке, а уже потом – по-русски.

Сентябрь. Нет, речь здесь пойдёт не об очередном концертном эпизоде. А о том, что период времени, охваченный нашими заметками (обзором, эпопеей – называйте как угодно) добрался до 35-летней отметки. Отличный повод не только задуматься и пофилософствовать, но и напомнить, что «Раз, раз, раз» - не хроника концертной жизни, а всего лишь «коллекция интерлюдий». Другое дело, что коллекционеров таких раз, два и обчёлся.

23-е октября. Клуб «Легенда 100.ру» (в прошлом – «Сто ручьёв»), где теперь заправляет коллектив «НСО»-«Колизея». «Чёрный кофе».  Клубно-ностальгическая модификация некогда стадионной команды: Дмитрий Варшавский – вокал, гитара; Евгения Варшавская – бас-гитара (молодая жена фронтмена, которую можно принять за его дочь); Андрей Приставка – барабаны.  Первоначально датой концерта было объявлено аж 14 мая, а местом – «Колизей», потом возникли серьёзные сомнения, что он вообще состоится. Тем не менее,  всё, что называется, срослось.  Продолжительность немного не дотягивает  до полутора часов, и это с четырьмя (!) «бисами». Представлены как «звёздный» период («Зимний портрет», «Светлый металл», «Это рок», «Брожу по городу один», «Владимирская Русь», «Вольному воля», «Листья», «Чёрный кофе»), так и пост«звёздный» («Отчаяние»; «Волкодав»; «Церквушки» -  своего рода сиквел «Владимирской Руси», но уже без былого размаха, скорее даже с антиразмахом;  есть и «премьера песни» - что-то такое про осень). К одной из композиций присовокуплено drum-solo.

24-е октября – с интервалом ровно в год – «Пикник» в «Полтиннике». Тур «Большая игра».  Эдмунд Шклярский (вокал, гитара, новоегипетский инструмент), Леонид Кирнос (барабаны), Марат Корчемный (бас-гитара, бэк-вокал), а вот за клавишными на этот раз директор коллектива Владимир Сафронов (кстати, как и в 2008-м). Станислав Шклярский «на больничном». Новые сценические персонажи – «Бетховен» с портативным «синтезатором» и «женщина в красном». Заглавный номер абсолютно новый, ещё четыре – из прошлогоднего «Чужестранца», остальные – ретроспекция:
1. Intro + Дай себя сорвать
2. Я пущенная стрела
3. Заратустра (в качестве эпиграфа – «цитата» из «Полюшка-поля»)
4. Египтянин
5. Бетховен
6. Фетиш
8. Большая игра
8. Потерянный
9. У шамана три руки
10. Чужестранец
11. Немного огня
12. Фиолетово-чёрный
13. Серебра!
14. Из мышеловки
15. Самый звонкий крик – тишина
16. Танго Чёрная Каракатица (с маленьким фрагментом «Бетховена» в финале)
17. Праздник
18. Королевство кривых
19. Там, на самом на краю земли

3-е ноября. Кен Хенсли в Воронежском концертном зале. Как и в 2013-м под гитару и синтезатор, звучащий как ф-но на «скрипичном» фоне.  Всё тот же формат «творческой встречи»: два микрофона в зале, переводчик. Да и программа в десяти пунктах из двенадцати совпадает с позапрошлогодней:
1. Free Me
2. Slippin' Away
3. The Wizard
4. I Don't Wanna Wait
5. Wise Man
7. Rain
8. Попурри (Illusion / Sweet Freedom / Circle Of Hands)
9. September Magic  (недавно созданная песня по случаю свадьбы дочери друга)
10. July Morning
11. Tales
12. Lady In Black
В зале  два цербера, которые тычут лазерными указками во всех, пытающихся снимать фото или видео. Между 6-м и 7-м номерами к микрофону подходит один из зрителей и задаёт вопрос, суть которого в следующем: Что это вообще за фигня с запретом съёмки? Это Ваша инициатива или очередная российская дурь? Оказывается, дурь, - артист ещё перед концертом дал согласие на любую съёмку, более того, после его окончания все желающие могут получить автограф и сфотографироваться с ним лично. Церберы ретируются. Формальный запрет на съёмку существовал и ранее, но подобного самоуправства с указками на нашей памяти не было.
Кстати, в 2014-м рок-ветеран выступал в России с бэк-группой, но через Воронеж его гастрольный маршрут тогда, к сожалению, не пролёг.

21-е ноября. Паб «To Dublin» на проспекте Революции. «PsycheDelta Blues Band», лайт-состав, иногда именуемый «PsycheDelta Acoustic Blues Band»: Тамара Зарицкая – вокал, гитара; Николай Кибец – губная гармошка плюс воронежский гитарист Александр Сомов. Какой-то парень иногда (отрываясь от пива и закусок), помогает на неком подобии кахона.
Мягкая акустическая версия дельта-блюза и родственных ему стилей. К сожалению, впечатление перечёркивает атмосфера тесного, шумного, душного, неуютного кабака. Публика с фанатизмом  голодных волков занята поглощением пищи. Вентиляция не работает, поэтому запахи блюд, возможно, приятные в отдельности, сливаются в один – стойкий и удушливый. Шум, гам, крик, смех, тосты.  Музыканты даже не на заднем плане, а где-то сбоку-припёку. Наверное, нечто подобное царило сотню лет назад в барах где-нибудь на берегах Миссисипи (при этом забегаловка заявлена как «ирландский паб»), но тогда, сие зрелище для любителей исторических реконструкций, а не для меломанов. В общем, сил и терпения  хватает на первую  и начало второй части.  Если не считать «антракт», получается  почти полтора часа. Напомним, что до этого момента Тамара Зарицкая (тогда  Кожекина) лишь однажды попадала в наш обзор  ещё в составе «Boogie Chillen» (2004-й), хотя в Воронеже бывала неоднократно и с «Boogie Chillen», и с «PsycheDelta Blues Band», и при поддержке местных музыкантов.

12-е декабря. Культурно-досуговый центр «Шинник» (бывший ДК Шинного завода).  Впервые в нашем обзоре за все 35 с хвостиком лет, - в советские времена концерты здесь проходили нечасто. В постсоветские – тем более. Но вот уже несколько лет в экс-ДК иногда выступают клоны ВИА (а также  местная самодеятельность). В нашем случае – «Добры молодцы».  Краткая история реюниона, весьма условного, конечно же. В середине 90-х экс-артисты второго, руководимого Анатолием Киселёвым, состава вокалист Андрей Кирисов (пришёл в ансамбль в 1978-м), вокалисты-инструменталисты Георгий Мещеряков и Сергей Коваленко (оба – в 1983-м) решают собраться под старой росконцертовской вывеской. Потом, что-то не поделив, «разводятся», в итоге Кирисов, взяв в компаньоны Сергея Горбатова, умудряется зарегистрировать бренд, а Мещеряков с Коваленко продолжают деятельность под названием «Добры молодцы XXI век», которое иногда сокращают до «Молодцы XXI век» или просто «Молодцы», при этом художественным руководителем у них числится «сам» Анатолий Киселёв. Кирисов сотоварищи уже фигурировали в наших заметках в 2003-м. На этот раз они выглядят так: Андрей Кирисов – вокал, тамбурин; Сергей Горбатов – гитара, вокал; Сергей Новиков – гитара, электроскрипка, бэк-вокал; Олег Наумов – клавишные, бэк-вокал; Игорь Яшуков – бас-гитара; Юрий Кондрашов – барабаны. Если 12 лет назад новые старые «ДМ» просто шпарили шлягеры всех ВИА без разбора, то здесь налицо попытка предстать именно «Добрыми молодцами». Сценические костюмы такие, как на старых фотографиях. Сергей Горбатов в паузах совершает краткие экскурсы в историю коллектива, начиная аж с «Авангарда-66» и программы «Донбасс зажигает огни», причём так, как будто сам участвовал в событиях.  Вообще же А.Кирисов – единственный экс-участник киселёвского состава. Вторым до недавнего времени оставался клавишник Юрий Токарев, - скончался в 2014-м. А вот Сергей Новиков -  в прошлом «металлист», один из лидеров «Тайм-аута» (потом просто «Аут» и «Bridge L. T. H.»). Воронеж его помнит по гастролям 1988-го года.  В программе по-прежнему немало «чужих» шлягеров, но символически присутствуют и те, что имеют прямое отношение именно к «Добрым молодцам», как киселёвским, так и докиселёвским:
1. О добрых молодцах
2. Выходили красны девицы
3. Если любишь ты
4. Алёшкина любовь
5. Наташка
6. Ты мне не снишься
7. Трудная любовь (автор музыки – нелюбимый этим составом
Анатолий Киселёв)
8. Ещё вчера
9. Здравствуй, мама
10. Прощальный вальс
11. Песня о снежинке
12. Из вагантов
13. Галина
14. Золотой рассвет
15. Представление состава на фоне этакого попурри-парафраза, где Сергей Новиков поёт «Rock and Roll Music» Чака Берри, а басист играет вариацию на тему битловской «Come Together».
16. Попурри «Песни нашего двора». Тоже с битловскими мотивами.
17. Кто тебе сказал
18. Люди встречаются
19. Мой адрес – Советский Союз
20. Главное, ребята
21. Как прекрасен мир
В зале не аншлаг, но свободных мест совсем немного. Некоторые зрители даже прибыли коллективно. И это при минимуме рекламы. Забавно, эпоха ностальгии по ВИА длится уже дольше, чем сама эпоха ВИА.

19-е декабря. Книжный клуб «Петровский». «Собаки Качалова»: Максим Ильин – электрическая и акустическая гитары; Сергей Кляшицкий – барабаны, перкуссия. На разогреве (длительностью около 40 минут) – местный бард Алексей Куршин. Поёт под гитару таким громким и звонким фальцетом, который, если над ним немного поработать, вполне мог бы вписаться в саунд какой-нибудь метал(л)ической команды. «Собаки Качалова» большую часть  программы играют в электричестве, но есть и акустический блок. Заключительный номер «Нас пошлют на войну» тоже звучит в акустике. Выступают целых два часа: «Дом-работа», «Ой-ей», «Да, любимая, да» (песенка из мультфильма «Стойкий оловянный солдатик»), «Лили Марлен», «Новогодняя», «Я женюсь на тебе», «Грязные ботинки»,  «Гаражный рок», «Я люблю рок-н-ролл», «Девушка-милиционер»,  «Каждый день война», «Пацифик» и многое другое, в том числе перфоменс с напольным том-томом (кстати, навесного нет  вообще).

Пока что это всё. Встретимся в 2016-м, если, конечно, не сгорим в огне перманентного кризиса и тотального маразма.