Сказкотерапя-инструмент вовлечения личности в обра

Леся Барцевич
Использование методик сказкотерапии, как инструмент вовлечения личности в образовательный процесс.

Аннотация: статья посвящена экспериментальному исследованию методик сказкотерапии, как инструменту вовлечения личности в образовательный процесс для освоения нового вида психической активности.
Abstract: the article is devoted to experimental study of methods of the fairytale therapy as a tool in involvement of the individual in the educational process to develop a new kind of mental activity.
Ключевые слова: язык сказки, техники, методики сказкотерапии, педагогический эксперимент, психическая активность.
Keywords: language, technology, methods skazkoterapii, pedagogical experiment, mental activity.

Сегодня, все большее число специалистов в различных областях, начинают обращаться к сказке, ибо невозможно переоценить информационную глубину, которую скрывает, этот глубокий культурный пласт. Сказка – хранилище, в котором зашифрована социально-историческая и генетически национальная информация и нет на всей Земле человека, который бы не любил и никогда не обращался к сказкам. Ведь еще Шарль Перро полагал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока. И любая сказка, это не просто история наполненная чудом и волшебством, это повествовательный рассказ, в котором сокрыты зерна истинных отношений между людьми и основных, действующих в нашей жизни законов. И феноменом воспитательного значения сказки в культурологическом аспекте можно назвать вербальный язык на котором повествуется сказочный сюжет, ибо во все времена, на всех языках мира, сказка остается тем единственным сакральным знанием, что доступно, понятно и сокровенно каждому, как ребенку, так и взрослому. И если мы обратимся к тем далеким временам, когда еще не было письменности, обнаружим, что сказания и легенды передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, дошли до наших дней в виде смысловых кейсов народного творчества, как готовый пример для решения сложных жизненных задач.
Язык сказок прост и понятен, он не утруждает наставлениями и не перегружает серьезными рассуждениями ребенка, еще не умеющего логически выстраивать мысль. Он проникает в самое сердце, действуя на сознательное через бессознательное посредством образов, которые понятны и интересны. Сказочный язык открывает горизонты воображения, окрыляет, дает возможность самостоятельно осмыслить заложенную в сказке ситуацию и приобщает ребенка к умению мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Это в свою очередь, является абсолютно новым видом психической активности, которая является основой не только творческой деятельности, но и гармоничных отношений с окружающим миром. Поэтому к выбору сказок для коррекционной работы с детьми необходимо подходить серьезно и ответственно. Заносчивым детям и любящим приукрашать действительность, можно прочесть «Заяц-хвастун», жадным «О рыбаке и рыбке», а чрезмерно непослушным «Кукусика».
В МБДОУ МО г. Краснодара, в «Детском саду № 105», был внедрен исследовательский инновационный педагогический эксперимент (автор Е.В. Барцевич), при поддержке кафедры спортивной режиссуры КГУФКСТ (зав. кафедрой, к.ф.н. А.В. Плотников) на тему «Сказкотерапия, как метод коррекционно-развивающей программы для работы с группами детей дошкольного возраста» по сказке «Кукусик».
Цель исследовательского эксперимента: сформировать педагогическую модель поведения ребенка в условиях заданных рамками сказки, развить воображение, отразить его эмоциональное настроение, улучшить мыслительные способности, увеличить словарный запас, а также выявить феномен сказки, как культурологический аспект процесса воспитания.
Сказка размещена на Psinovo.ru – сайте помощи психологам, педагогам, студентам и родителям, рекомендована государственным бюджетным специализированным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы № 26V вида г. Краснодара и отделом анализа и поддержки дошкольного образования МКУ КНМЦ для использования данной сказки в дошкольных организациях (нач. отдела А.Трифонова, директор МКУ КНМЦ Ф.И. Ваховский).
«Детский сад № 105» работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и внедрение проекта проходило по всем образовательным областям программы в несколько этапов. В проекте приняли участие более 100 детей. Предварительно были изучены фактические материалы и литература по исследованию сказок с применением метода сказкотерапии. Кроме того, определены цели и задачи исследования, апробированы в реальной практике коррекционно-развивающие методы работы с группами детей дошкольного возраста, направленные на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребенка, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и формирование адекватной самооценки.
В структуре исследовательского эксперимента – VIII этапов, проведенных с несколькими группами детей дошкольного возраста.
На I этапе исследователями была проведена предварительная диагностика с целью исследования личности ребенка проективным рисунком «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Джунгли».
На II этапе все группы детей отсмотрели и обсудили детский спектакль по одноименной сказке «Кукусик», после которого приняли участие в викторине на тему: «Я-хороший, Я-плохой». Главные герои сказки, для более глубокого усвоения материала, задавали детям вопросы: «Правильно ли поступил главный герой?», «А как бы вы поступили на его месте?», «А как вы поступаете в подобных ситуациях?», «А как теперь вы будете поступать?» и др. Данное мероприятие направлено на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребенка, а так же на расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и формирование адекватной самооценки.
На III этапе исследовательского эксперимента дети участвовали в творческом конкурсе «Я-Художник» на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо», в котором нарисовали наиболее значимого для них персонажа сказки. Использование рисования направлено на снятие у ребенка психического напряжения, стрессовых состояний, ибо рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятностями и травмирующими образами.
На IV этапе дети совместно с воспитателем работали над аппликацией «Грибок», по заданному эпизоду. Занятие проходило с прослушиванием аудио-сказки «Кукусик».
На V этапе исследование проводилось в форме урока физкультуры на тему: «Я – спасатель». Спасение друга – персонажа из сказки. Занятие направлено на умение вербально и невербально выражать свои переживания и эмоции, устанавливать контакты, формировать навык передачи и получения обратной связи.
VI этап эксперимента включал в себя музыкальный урок «Капризы осени» на тему: «Хороший – Плохой». Использование музыки, как дополнительного фактора воздействия на эмоциональное состояние ребенка, более глубоко погружает ребенка в сказку, тем самым повышая эффективность ее воздействия.
На VII этапе совместно с воспитателем в «Мастерской Творчества» дети лепили персонажа из сказки. Тема занятия: «Гусеничка».
VIII этап педагогического эксперимента завершился контрольно-диагностическим мониторингом для установления эффективности проведенной коррекционно-развивающей программы. Две разные постановки спектакля по сказке «Кукусик», были представлены двумя старшими группами детей «Детского сада № 105», где первая группа сначала выступила в роли-зрителя, а вторая в роли актеров, а затем они поменялись ролями.
Разыгрывание сказки необходимо для закрепления полученных навыков и умений. Вместе с детьми воспитатели подготовили несложные декорации и костюмы, а так же отдельные мелодии, предложенные в сказке, все это будет способствовать положительному эффекту. Работая над постановкой сказки, дети учатся вербально и не вербально выражать свои чувства, расширяются их представления об эмоциях и чувствах; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
Сказка напрямую «говорит» с сердцем ребенка, поэтому очень важно не только содержание, но и музыкально-звуковое решение сказочного действия. Сказка активизирует роль музыки и определяет ее «новые функции в образной системе», ибо «музыка, это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и гармонии и с особой активностью, непосредственно воздействуют на внутренний мир человека. Звук, как основа музыкальной образности, выразительности, лишен смысловой конкретности слова, а интонация человеческой речи, лежащая в основе музыкального образа всегда эмоционально насыщена, что накладывает печать на особенности музыкального звука». В основе сказки лежит авторская музыка композитора Эмиля Суонка (EMIL SWANK). Множество используемых инструментов заключенных в основную мелодию, поддерживают настроение и идею сказки, а музыкальный ряд сочетает в себе веселые детские и жизнерадостные моменты, отчего серьезность происходящего воспринимается ненавязчиво и легко.
Проведенный эксперимент позволил сделать вывод о подтверждении феноменального значения сказки в процессе воспитания детей, определил «язык» сказки, как культурологический феномен, благодаря которому мы имеем возможность, любую группу детей, на любом этапе творческого процесса глубоко погрузить в заданную тему. В результате данного исследования выявлена группа детей, с очень гибкой, эмоционально-устойчивой психикой, творчески активных и разносторонне развитых. Дети, играющие главные роли в постановке, оказались лидерами и в других творческих конкурсах и работах. Они были более активны, проявляли большой интерес и желание к любому виду предложенной им творческой деятельности.
Сегодня, в век информационных технологий и дистанционных коммуникаций, дети имеют возможность осваивать реальные устные навыки, сами творить настоящие творческие процессы в своей жизни. Главное, услышать, какими категориями они начнут мыслить, думать, как они станут говорить и творить.
В продолжение эксперимента ведется работа над созданием методических программ для старших дошкольников «Лесные Сказки», направленную на развитие эмоционально волевой сферы и «Кукусики» коррекционно-развивающую программу, этическо-нравственного направления для младших дошкольников. Апробированная методика будет отработана на базе филиалов кафедры спортивной режиссуры КГУФКСТ и использована в работе детских дошкольных учреждений города Краснодара и Краснодарского края.
Экспериментальное воздействие методики спроектировано и на студенческой аудитории и будущих специалистов досуговой сферы. В целях расширения эксперимента, для обнаружения основных параметров воздействия метода сказкотерапии, группа студентов, поэтапно, была успешно погружена в зону воздействия сказки. Такое исследование проводилось на базе кафедры спортивной режиссуры Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма. В процесс использования методики сказкотерапии включились студенты 1 курса, в условиях завершения активной боле чем 3-х часовой практической тренинговой работы по направлению развития внимания с применением этюдных форм. В задачи эксперимента входило: сконцентрировать внимание участников на новой интересной теме, развернуть творческое воображение на новый предмет, провести активное внедрение в сказку через этапы методики сказкотерапии, провести последующие релаксацию на новом виде творческой деятельности, отрефлексировать ход исполнения процесса и результаты освоения методики студентами.
I-ым этапом погружения стала игра для укрепления и приумножения Силы Рода Надежды Амбросьевой "О чём рассказал Каштан». Эта несложная игра, состоящая из 24 карточек в форме коротких рассказов, содержит три вида информации о самом дереве, о роде человека с рядом предложенных вопросов и советы.  Игра дает возможность провести параллель между жизнью человека и его Родом, а так же стимулирует к размышлению и развитию.
II-ым этапом явилась информация по сказкотерапии с расставленными точечными акцентами о Комплексной Сказкотерапии и ее принципах, о различных жанрах и видах сказки с точки зрения психологического смысла, в рамках которого студенты поэтапно прошли путь погружения через сказку, от осмысления различных событий собственной жизни до феномена духовного поиска, с закреплением полученного опыта на практическом занятии.
III-им этапом стал практикум в сказкотерапевтической технике «Волшебные краски», который является универсальным для любого возраста. Он используется как для снятия скрытого стресса, подавленного напряжения, так и для актуализации ресурсов жизненной силы. Собственными руками испытуемые создали краски и используя прием спонтанного рисования, превратили листы плотного картона, в сказочные картины своего яркого настроения, ведь познав тайну волшебства они прикоснулись к творчеству и ощутили себя «добрыми волшебниками способными творить».
IV-ый этап закрепила достигнутый результат через письма из игры «Мастер сказок» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, от Сердца к Разуму. Данная игра содержит архетипические карты «разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов, принятых в Комплексной Сказкотерапии», как один из способов познания себя.
В минимально короткий срок, был достигнут максимальный эффект. Сами испытуемые, признались, что представленная методика привлекла их внимание не сразу, заставила сопротивляться новой деятельности, размышлять над нею и затем втягиваться в проявляющийся творческий процесс. По результатам эксперимента будущие постановщики массовых зрелищ приняли общее решение, что данная методика может быть использована в работе с детской аудиторией, не только в подготовительном этапе создания зрелищного произведения. Параметры сказкотерапии могут стать очевидным инструментом для развития новых форм работы с детьми дошкольного возраста имеющих сложности в развитии или особенности психофизического состояния личности. Ребята отметили потрясающий эффект того, как известные принципы педагогики и инструменты психологии разумно вплетаются в содержание метода сказкотерапии. Эксперимент доказал, как глубоко распространяется воздействие сказки и каким действенным является данный метод, разрушающий все преграды на своем пути и становящийся практическим инструментом для развития профессиональной творческой деятельности. И как быстро, «языком сказки», необходимая информация проникает в подсознание человека, это один из важнейших феноменов, являющийся основополагающим в культурологическом аспекте воспитания.
Развитие эксперимента позволило сделать вывод и о том, что не только родители должны уделять максимум возможного времени своим детям, читать им книги, рассказывать сказки, осваивая их вместе с детьми, постигая их скрытые и явные семиотические смыслы. Возможность прочтения и освоения сказки, ее сюжета и художественных смыслов позволяют находить все новые контакты с детской аудиторией и в профессиональной среде анимации и организации досуговой деятельности в детских и дошкольных учреждениях. При этом детская аудитория становится настоящей средой для адаптации интересов не только родителей и детей, но и организаторов дошкольного воспитания, аниматоров и постановщиков досуговых проектов на основе великих шедевров русской культуры, каким являются сказки. Сказка – зерно, для высаживания и взращивания новых творческих сил ребенка, инструмент активного поиска взрослых для развития инструментов взаимодействия и совместного роста родителей и детей, старших и младших, чтобы наполнять, словно драгоценную шкатулку душу ребенка любовью и добром, радостью и воспеванием родной земли, что в результате будет приводить все новых и новых творцов.

Литература:

1. Барцевич Е. Статья. Влияние кинематографического пространства // Музыкальные и кинообзоры 28.05.2015  [Электронный ресурс] URL: http://proza.ru/2015/05/28/1831 (дата обращения: 19.10.2015)
2. Барцевич Е. Статья. Музыкальная ткань в пространстве кинематографа // Литературная критика 02.04.2014. [Электронный ресурс] URL: http://proza.ru/2014/04/02/873  (дата обращения: 19.10.2015)
3. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2012.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб. : Речь, 2010.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2012.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2014.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 2010.
8. Капшук О.Н. Игратерапия и сказкотерапия: развиваемся играя – 2011.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2012.
10. Маралов, Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
11. Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2014.
12. Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Мн., 2013.
13. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб., 2012.
14. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2014.
15. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2013.