Плюмбум. Советский сверхчеловек

Марина Синиченкова
Плюмбум (в переводе с латыни "свинец") — кличка пятнадцатилетнего Руслана Чутко, решившего стать «санитаром общества».
Однако, увлекшись ролью борца со злом, он переступает границы дозволенного в детской игре. Безжалостно вторгается в судьбы людей.
Мне кажется, что авторы фильма слишком увлеклись своей идеей о том, что в столь юном возрасте главный герой способен лишь изображать «санитара общества», нежели быть им в действительности. В то же время факты говорят нам совсем о другом. При непосредственном участии «молодогвардейца» и, во многом благодаря ему, доблестные служители порядка добились в своей работе конкретных результатов. Являлась ли практическая помощь родной милиции для главного героя осознанной деятельностью? Безусловно. Отдавал он себе отчет в совершаемых поступках? Полагаю, что во всех до единого. Что же остается (из аргументов) у тех, кто отказывает парнишке в праве на зрелость суждений? Формальность, именуемая возрастом? Всё?! Несерьезно.
Не те ли самые умудренные, якобы, жизненным опытом взрослые, что позволили ему почувствовать себя всемогущим и всесильным? К чему эта гнилая мораль. Сначала наделить человека властью, а потом стали сочувственно покачивать головой, наблюдая, как он пытается с ней совладать. Рассуждать на тему бездушности, испорченности, ущербности, загубленности и пр.?!
А финал? Ведь ничего провокационнее и представить себе нельзя! Разве это справедливо? Ведь так и читается этот недвусмысленный намёк: увлёкся своей игрой и в результате погубил невинную душу. В известном смысле это тоже было бы расплатой за своё увлечение «взрослыми играми».
Пересмотрев фильм сейчас, увидела наши ошибки. Мы типичные жертвы школьного образования. Черно-белая мораль, неумения встать на сторону оппонента. Фашисты звери для нас, но герои для своего народа, давшие своим семьям благосостояние. Тем же занимались римляне и занимаются граждане США.
Руслан даже не почувствовал как он сам стал злом.
Среди первых и основных минусов фильма — отсутствие вразумительного объяснения мотивации главного героя. Иначе говоря, зачем и почему он делает то, что делает. Очищение города от грязи это, конечно, здорово, но обычно такие мысли 15-летним мальчикам в голову не приходят. За этим что-то должно стоять. Что — на это режиссер не дает ответа. Так же непонятно, как главный герой умудряется быть одновременно первейшим школьным активистом и отличником, претендентом на медаль, и в тоже время проводить долгие часы с бомжами и преступниками. В фильме нет ни одного момента, который объяснял бы этого. Нет даже намека на то, что главный герой тратит хоть сколько-то времени на учебу.
На мой взгляд, как на протяжении всего фильма себя ведет Плюмбум, говорит о том, что он страдает серьезной формой психологического расстройства. Каменная маска не дает трещины на протяжении всего фильма. Даже в конце, что так и не дает ответа зрителю на мучащий его вопрос: есть ли за душой у этого сорванца хоть что-то, кроме его непонятных принципов борьбы добра со злом. Испытывает ли он страх, сострадание, нежность, привязанность, любовь, в конце концов?
Чтобы бороться со злом, нужно четко понимать, что такое добро. Это понимание в любом случае будет субъективно и будет зависеть от моральных качеств конкретного человека. Не каждому дано быть судьей, тем более в отношении других людей. И в любом случае для этого нужно иметь огромный жизненный опыт, а не сопливые представления безусого юнца о том, что такое хорошо и что такое плохо. Людей трудно поделить на плохих и хороших. Основную их массу составляют люди обыкновенные. Не злые и не добрые.
На протяжении всего фильма Руслан борется с преступностью в лице барменов, картежников и бомжей, а так же участвует в поимке браконьеров, среди которых оказывается его родной отец. Но тут Руслан предстает уже не «юным оперативником», а скорее Павликом Морозовым. Он с пристрастием допрашивает отца, составляя при этом протокол, затем отпускает его выписав штраф и предупредив, что только на первый раз тот отделывается штрафом. В дальнейшем Руслан все сильнее привыкает к власти и окончательно зазнается, абсолютно переставая считаться с людьми и их чувствами.
В чем же мораль фильма?
А только в том, что из-за подобных умников страдают посторонние люди.
Тут дьявол с богом борется, а поле боя — сердце человеческое (Ф. М. Достоевский)
Главный герой- пятнадцатилетний Руслан Чутко своей мечте стать оперативником посвящает всё свободное время. И получается это у него весьма неплохо. Преступники, не подозревая, что подросток связан с отделом милиции, не боятся сказать лишнего. Но в своей ещё детской игре он заходит слишком далеко.
Власть над людьми развращает молодую душу. Он путает свободу и вседозволенность. Думает, что знает, как жить. Ему доставляет удовольствие унижать людей, чувствовать своё превосходство.
Ради достижения своей цели он не останавливается ни перед чем. Плюмбум вмешивается в чужую жизнь и вершит справедливость, как он считает. Но при этом приносит только зло. Люди оказываются в безвыходном положении. Они застигнуты врасплох жизненными обстоятельствами и каменным упрямством мальчика. Он будто неживой и не чувствует боли, не может сострадать и понять чужого горя. Плюмбум не чувствует ответственности, которую не по праву на себя возложил и втягивает в опасную игру доверившихся ему людей. Он окончательно запутался и не видит, где добро и где зло. Всё смешалось воедино. В кафе с девушкой Руслан кичится тем, что играет со смертью. Но смерть обходит его стороной, страдают невинные.
Хочется верить, что в этом сердце ещё осталась честь и совесть. Но вера эта не только оптимистическая, но и утопическая. Руслан полностью поглощен бездуховностью, и ему нужно пережить не одну катастрофу, чтобы понять ложность своего пути.
Такие фильмы всегда актуальны, они проблемны. Здесь поднимается вопрос не только разрушения отдельной личности, но и целого поколения. Руслана можно назвать героем того времени и нельзя сказать, прав он или виноват. Возможно, он сам жертва обстоятельств, продукт общества, которое уже требовало перестройки. Перестройка началась не с изменения политического режима, она началась с сознания людей. Проблемы, накопленные десятилетиями, всплыли, общество теряло самое главное — молодое поколение. Что касается причин появления Павликов Морозовых и таких как Плюмбум, --- советская идеология. Она противоречила крепкой семье. Молодое поколение было одиноким и изолированным от родителей, постоянно занятых работой. Руслан посчитал себя правым судить. Он посчитал себя выше всех. Но человек, отошедший от добра, отходит от своей сущности. В непонимании себя, смешении черного и белого, бесконечном лабиринте ненужных и низких поступков развязка может быть лишь трагической.
Посиделки всей семьёй, чай и песни под гитару. Родители добры и веселы и вроде любят друг друга. Сын отличник и активист. Чем не идиллия? Но, увы(
Где эта грань между добром и злом? Между моралью и безнравственностью? Фильм не даст конкретных ответов, но заставляет задуматься.
2 стороны, 2 жизни одного человека… Как же органично они сплетаются в фильме! Руслан Чутко — мальчик 15 лет, отлично учащийся в школе, примерный сын… и борец с преступностью. Согласитесь, чем не пример для подражания?
Но тот же самый мальчик, втирающийся в доверие к «социальному дну» и после этого вызывающий оперотряд, Он, похоже, сочетает в себе несочетаемое. Глубокие моральные убеждения и абсолютную бездушность и бездуховность.
Допросить, составить протокол и выписать штраф собственному отцу, попавшемуся на браконьерстве, — запросто! Оставив позади недоумённый взгляд родителя.
Бесцеремонно вмешаться в жизнь незнакомого человека, унижая прилюдным кукареканьем взамен на «помилование», — проще некуда! Почему так бывает?.. Воспитывая отличника, активиста и борца за справедливость, взамен Вы получаете монстра, робота с властными полномочиями.
Плюмбум — скрещенный образ Ницшеановского сверхчеловека и идеализированная модель человека советской ментальности.
Вместо этого, мы видим, как ребенок безжалостно карает взрослых людей за проступки разной степени тяжести и смехотворности, манипулируя всеми, от бомжа и бандитских групп, до родного отца. И что самое странное — не встречая никакого сопротивления со стороны взрослых дядь и теть.  Подростковый максимализм, первая любовь, жажда власти, приключений, значимости, богатое воображение, больная фантазия, трагедия, смерть… Всё гармонично переплелось в этом фильме.
Фильм многослойный, его можно пересматривать ни один раз.
Хорошее предостережение подросткам, вообразившим, что они могут вершить Суд в этом мире.
Меня здорово зацепила тема родителей Руслана. На первый взгляд, это законсервировавшиеся в своей чистоте и наивности шестидесятники. Окуджаву поют и всё такое … Но как присмотришься к ним — сердца их так же пусты, как и у их сыночка. А общение (якобы душевное и демократичное) сводится к набору готовых стандартных фраз. Да и жизнь их, как выясняется: на словах одно, на деле — другое…
В случае с Плюмбумом - под бренчание на гитарках шестидесятников порождался монстр, который потом скушает и своих родителей, и всю эту эпоху "Дуль-в-кармане-анекдотов-на-кухне".
Такие в своё время становились "истинными арийцами, характер нордический, выдержанный".. Никаких эмоциональных привязанностей.
Пятнадцатилетний подросток, обладая незаурядным умом и силой духа хочет сражаться с мировым злом. Он втирается к мелким жуликам и бомжам (которые, по его мнению, олицетворяют это зло), охотно опускается до их уровня, живет их жизнью. В итоге он их сдает, не забывая напоследок унизить. Будучи очень умным для своего возраста, герой иногда пытается забыть о своем интеллектуальном бремени.
С различными мелкими людишками этого мира (манекенщицей, барменом, продавщицей) он обходится с трудно описуемой надменностью, презрением и циничностью. Беря на себя, подростка, почти ребёнка, роль человека власти, некоего гипотетического грубоватого советского сыщика, он этим дополнительно унижает своих жертв. Плюмбум явно упивается своей (пусть даже мнимой и построенной на блефе) властью, что выглядит довольно нелицеприятно. Он наглядно деконструирующий фигуру советского "сверхчеловека".
Я вот какую суть в этом фильме углядела. Комсомольские оперотряды - страшное порождение совкового времени. Психика подростков калечилась видом УЗАКОНЕННОЙ подлости. Под подлостью я разумею все виды подстав, разводок, доносов, провокаций и всяких прочих "методов сыска и профилактики" силами несовершеннолетних (т.е. не привлекаемых к ответственности). Вообще говоря, использование детей в качестве подставных, подсадных, засланных, лазутчиков, кротов и проч. - это в стиле советской власти. Довольно циничном стиле ("Ниче, пусть привыкают" - усмехнулся седоусый рабочий.")
Психология стаи, психология силы, психология подлости. Конечно, всё это было завуалировано социалистической лексикой. Чем плохо юзать подростков для борьбы с уголовщиной? В этом СЧАСТЛИВОМ возрасте человек формируется, так пусть он занимается чем-то хорошим, а не варится в мире дна, помойки, не общается с бомжами с риском заразиться, не лазает по чердакам, канализациям и т.д. Околобандитская шваль (Бармен) боится Плюмбума за его авторитет и связи с ментами. Крупные дельцы, к которым Плюмбум бросился под машину, боятся уголовной ответственности (наезд на пешехода на зебре при свидетеле). Лопатов (самбист, №2 в "отряде самообороны") боится Плюмбума за нечувствительность к боли. Бомж Коля испугался, когда подумал, что убил его. Героиня Яковлевой, и это очевидно даже идиоту, боится Плюмбума из-за компромата, который тот имеет на её дружка. Но Плюмбума боятся не только из-за этих вещей; подспудно он вызывает страх своей сильной волей и целеустремленностью. Именно этого в нем боятся такие персонажи, как его отец и Седой. Поэтому у Седова, как и у прочих взрослых в фильме, острая защитная реакция - принизить Плюмбума, показать всем (и прежде всего себе) какой он маленький и слабый. В менее опасной, но, пожалуй, более извращенной форме защитная реакция наблюдается у родителей. Они настойчиво зовут его "Русик", обращаются с ним пренебрежительно-ласкательно, потчуют сладеньким. Папаша постоянно снисходителен, мать слащава. Они не хотят признавать, каков на самом деле их сын. Хотят принизить его до уровня "нормального", ущербного по сравнению со взрослыми ребенка. От Яковлевой он хочет не только удовлетворения самолюбия (похоти у него пока не сформировалось), но и суррогата семьи.
Жутковатый мальчик. Чем больше таких Плюмбумов будет на свете, тем скорее наступит конец этого самого света
Фильм о том, что чудовище - это не злость и ярость, а отсутствие души в человеке. Вот Плюмбум. По-человечески и не назвать.
Хорошее предостережение подросткам, вообразившим, что они могут вершить Суд в этом мире.
Главного героя фильма добрым назвать никто бы не решился. Но он и не злой тоже. Он — бессердечный. Руслан, называющий себя «Плюмбум», выбрал роль борца со злом, этакого санитара общества. И так ему нравится распоряжаться судьбами людей, манипулировать ими, что игра приводит к трагедии.
Говорят, что толчком к созданию фильма послужила — и это страшно — реальная история…
Плюмбум- порождение лживого общества, где говорится одно, а делается другое. Маленький монстр ужасен именно тем, что он делает то, что декларируется, доводя тем самым ситуацию до абсурда.