Как стать женой министра. Глава 3

Женские Истории
Повесть
Начало: http://www.proza.ru/2015/12/25/1446


     Учёба в университете уже с самого начала всех нас не только сильно напрягла, но и напугала. Мы ведь привыкли, что в школе надо делать лишь письменные уроки, а всё остальное усваивается мимоходом, само собой. Вспомните себя в школьные годы! Вот-вот, лёгкость в мыслях необыкновенная. Если не удосужился заглянуть в учебник дома, то можно успеть пролистать его на перемене или даже на уроке.

      А здесь пришлось учиться совершенно по-другому: к семинарам и практическим занятиям нужно тщательно готовиться: читать учебники, конспектировать труды Ленина, Маркса-Энгельса, доклады дорогого Леонида Ильича Брежнева и всякие научные статьи по специальности, рассчитанные на конкретных учёных, а вовсе не на бывших школьников. «А что это такое – конспект?» – задумывались наивные провинциалы.

       Нужно читать огромные списки художественной литературы. А когда? В час ночи свет в комнатах отключали, и правильно делали: ночью надо спать. Нужно ежедневно учить иностранные слова, выписывая их перевод обязательно из большого словаря, что намного дольше, чем из среднего, но как же стать филологом без этого поистине рабского труда!

      И так каждый день, и надо соответствовать непомерным требованиям преподавателей, которые сами долго мучились, потому и выбились в доценты и профессора. А те, которые не стали таковыми, – они ещё требовательнее, поскольку у них в анамнезе – неудовлетворённые амбиции, несбывшиеся мечты и маленькие зарплаты.

      А тут ещё, извините, припёрлось «младое, незнакомое племя», и ладно бы из интеллигентных московских семей, взращивавших своих детей исключительно в спецшколах для породистого молодняка, а то ведь понаехали тут всякие из разных советских республик и отдалённых автономных областей, где тогда не то что спецшкол, но, пардон, ни водопровода в домах, ни туалетов нормальных не было.

      Поблажек младому племени не делали, и первый семестр мало кому из нас показался светлым праздником знаний. Умолчим о трудностях самостоятельной жизни в общежитии на скромную стипендию в 35 рублей и небольшие денежные переводы от родителей.

      Кого-то учёба утомила до такой степени, что после первой же сессии они стали проситься в академический отпуск по состоянию здоровья. Для этого требовалось обоснование: справка, что строгие доктора обнаружили у студента хроническую болезнь, нервное истощение или депрессию на почве чрезмерного усердия. Такие справки чаще добывались по знакомству, хотя кто-то получал их вполне заслуженно.

      Но это был слишком лёгкий способ избежать отчисления. Некоторым смельчакам (или неудачникам?) пришлось пройти курс лечения в «Кащенке» (то есть в знаменитой психиатрической больнице им. Кащенко), и лишь только потом они могли отправиться в отпуск – восстанавливать силы для продолжения учёбы. Надо сказать, после этого все они становились гораздо прилежнее и осторожнее. Оно и понятно: лучше в свободном режиме посещать читальный зал, чем целый месяц лежать в «психушке» с настоящими больными.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2015/12/31/1133

_________________________________

Фото из интернета