Радостный человек

Инна Ковалёва-Шабан
«Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как пОлны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.
                М.Ю. Лермонтов


   Маргарита Сабашникова мучилась от того, что, пригласив Макса в Дорнах, не только она, но и он попали  в двусмысленное положение под неусыпными взглядами антропософских тёток. До этого «тётки» ревновали Маргариту только к Доктору, а теперь  их ревность приобрела краски негодования от распущенности и разврата «этой русской», взявшей себе помимо прочего в любовники и главного инженера стройки.
   Волошин, как мог, старался не придавать значения негодующим взглядам и злобным шипеньям «духовных» мадам. Он только сочувствовал Штейнеру: на кого он тратит свои силы и жизнь?!
   Чтобы оправдать своё необдуманное решение вызвать Макса в Швейцарию, поближе к себе, Маргарита отдавалась воспоминаниям о первых днях влюблённости в поэта и художника:
   «Портрет Волошина. А ведь я помню... На выставке он был рядом с моей картиной... Характерный типаж Латинского квартала — плотная фигура, львиная грива волос, плащ и широченные поля остроконечной шляпы... В жизни он, пожалуй, не таков... Хотя, конечно, все та же косматая шевелюра, неуместные в приличном обществе укороченные брюки, пуловер... Но глаза глядят так по-доброму, по-детски; такой искренней энергической восторженностью лучатся зрачки, что невольно перестаешь обращать внимание на эпатирующую экстравагантность обличья... Мы возвращались вместе, и он раскрывал мне мир французских художников, тогда это был его мир...»
Вокруг неё тогда искрилась и кипела увлекательная жизнь! Ей хотелось всё больше и больше расширить свой мир, серьезно учиться живописи, работать. Но отец и мать Маргариты не собирались отпускать её за границу. Написанная ею картина “Убийство царевича Дмитрия” принесла девушке двести рублей. По закону она уже достигла совершеннолетия. Однако намерение поехать в Париж родители приняли враждебно и не собирались отпускать. Последовали ссоры, неприятные объяснения. Наконец в семье достигнут компромисс: вместе с Маргаритой за границу едет в роли опекунши её тётя Таня, не стеснявшая, однако, свободы Маргариты.
   О Волошине заговорили как раз одновременно с тем, как они познакомились.
   «Одна из своеобразных черт русского общества того времени: каждое новое лицо встречали с восторженным интересом. Это ни в коей мере не было провинциальным любопытством, о нет, люди просто верили в необходимость и возможность перемен, жаждали обновления... А Макс? Его внешний облик, парадоксальное поведение и, наконец, удивительная непредвзятость по отношению к любой мысли, любому явлению... И эта его радостность, бившая ключом. Он был радостный человек, для России непривычно радостный. Ему уже минуло 29 лет, но детскость, искрящаяся детскость оставалась сутью, основой его личности... Он говорил, что не страдал никогда и не знает, что это такое... Странник... “Близкий всем, всему чужой” — это из его стихотворения, это он сам... Налет импрессионизма отличал его тогдашние стихи. Он великолепно переводил Верхарна».
   Как-то вместе С Маргаритой они прочитали у П.Д. Успенского: «Эмоции - цветные стекла души, через которые она рассматривает мир. Задача правильного эмоционального познания заключается в том, чтобы чувствовать не с личной точки зрения, чувствовать не только за себя, но и за других.. И чем шире тот круг, за который чувствует субъект, тем глубже познание, которое дают ему его эмоции. Есть эмоции разделяющие: ненависть, ревность, страх, гордость, зависть; и объединяющие: симпатия, дружба, сострадание, любовь к родине, любовь к человечеству.»
   А какие чувства испытывала она, когда решила позвать Максимилиана сюда к Штейнеру и к ней. Пожалуй, что это был сплав противоречивых чувств дружбы и ревности. Да ревности! Написал же он о стёклах её души:
«Много дней с тобою рядом
Я глядел в твое стекло.
Много грез под нашим взглядом
Расцвело и отцвело.

Все, во что мы в жизни верим,
Претворялось в твой кристалл.
Душен стал мне узкий терем,
Сны увяли, я устал...

Я устал от лунной сказки,
Я устал не видеть дня.
Мне нужны земные ласки,
Пламя алого огня.

Я иду к разгулам будней,
К шумам буйных площадей,
К ярким полымям полудней,
К пестроте живых людей...»

   В этих стихах были обидные для неё намёки о том, что она – неживая. Какую женщину не затронут слова, высказанные поэтом для всеобщего обсуждения и осуждения. Многие же догадывались, что эти стихи о ней, Сабашниковой, княжне древнего азиатского рода.
   И после того, как она изменила ему, он уже не говорил, что не знал страданий. Да, дорого он заплатил за свою искренность тогда! Сказать женщине, что он ещё не страдал, это как бы бросить ей вызов: «А, ну-ка, попробуй. Возьмись, может, у тебя получится научить меня страдать». Сказать это женщине, только недавно получившей равноправие с мужчинами!
   О, как они спешили, эти «эмансипе», состояться, свершиться, доказать своё равенство! И потеряли в этой борьбе главное, божеское – сострадание! Заповеди Христа попрали: возлюби, как самого себя…
   В тех пытках, что перенёс Макс в своей любви к ней, он стал иным, мудрым и профессиональным, и, как это ни неприятно осознавать, разбитым и больным, с «опрокинутой бездной» в душе.
   А время, эпоха торопили её и миллионы других женщин догнать, настигнуть утерянное за годы матёрого патриархата.
   Здесь, в Дорнахе в присутствии войны и Маргариты жизнь казалась сном. На подмостках Гётеанума ставились Элевсинские мистерии, культ Аполлона признавался не явно, априори. Волошин знался на культе Аполона, писал об этом.
   «Мир  Аполлона  -  это  прекрасный  сон  жизни;  жизнь  прекрасна,  лишь поскольку  мы  воспринимаем  ее  как  свое сновидение; и в то же время мы не имеем  права  забыть  о  том,  что это только сновидение, под страхом, чтобы сновидение  не  превратилось  в  грубую  реальность.  Таким  образом,  душа, посвященная  в  таинства  аполлинийской  грезы,  стоит  на острие между двух бездн:  с одной стороны, грозит опасность поверить, что это не сон, с другой - опасность проснуться от сна. Пробудиться от жизни - это смерть, поверить в реальность жизни - это потерять свою божественность.» Макс ощущал, что многие из братства антропософов так же как и он боялись проснуться и увидеть, что жить – страшно.