Глава четвертая

Эмбер Митчелл
 Не могу сказать, что дядя возился со мной в первые дни и месяцы жизни у него.
Скорее я был рядом, на глазах, этого для дяди оказывалось достаточно. Иногда
Арчи брал меня с собой на бейсбол или погулять, покупал мороженое. Его легкость
во всем нравилась мне, а еще от Арчи всегда приятно пахло.  Я видел, дядя
разрешал эту нашу дружбу, он верил Арчи, как себе. Редко, кто так близко знал и
был допущен до Марио. Пожалуй, только Ломбарди. Из многочисленной армии ди Сото
лишь Арчи имел особый вес и значение для дяди Марио.
Но со временем дядя Марио обратил свой взор на племянника. Видимо хотел, чтобы
я привык. И я действительно привык, уже к концу лета я знал все своим
десятилетним умом, вернувшись в состояние нормального итальянского ребенка.
Выучил всех, кто был рядом с дядей, завел друзей, обклеил стены комнаты
плакатами с любимыми бейсбольными игроками и понял одну важную вещь -  мой
дядя Марио - главный человек не только в мой жизни, но и в жизнях
огромного количества людей. Они зависят от него, как и я завишу от ди Сото.
А сам дядя не зависел ни от кого. Нет, я ошибался, но тогда мне было
абсолютно  наплевать на этот факт.
Мой великий учитель, дядя начал обучать меня многим мелочам, которые я не
понимал, но они пригодились в жизни. Очень дальновидно с его стороны. Дядя
взялся подарить мне ощущение маленькой Италии, которую сам любил и уважал.
 Начиная с пищи, Марио вычеркнул из рациона гамбургеры, газировку,а за трапезой
мог рассказать целую историю итальянского блюда.
 - Твое невежество должно уйти на второй план, на его месте появятся
манеры и привычки, достойные доброго итальянца.
Или:
 - Держи вилку правильно, мальчик. - Дядя Марио в сотый раз показывал мне,
как надо держать вилку для пасты или устриц. И я, злясь на него и свою
неуклюжесть, делал так, как говорил учитель.
Он раскладывал на столе передо мной столовые приборы, те самые с гербом, и
начинал экзаменовать. Какой вилкой едят пасту, каким ножом пользуются,
когда на тарелке рыба, а эта ложечка для десерта, а не для кофе. Признаюсь,
я злился, нервничал, вечно путая похожие приборы, недоумевая. Ведь можно
управиться с любым блюдом одной вилкой.
Однажды он рассвирепел не на шутку, выкрикнул мне в лицо:
 - Твоя покойная мать не научила правилам этикета! Даже если тебе отрубят
пальцы на руке, некоторые вещи ты обязан делать и знать наизусть.
Меня оскорбили слова про мать. Пожалуй, это была первая ссора между нами,
потому что я, осмелев, крикнул в ответ:
 - Если мне отрубят пальцы, я буду жрать ногами! И зачем мне тогда твой этикет?
Не говори так про маму, дядя Марио!
Взгляд дяди сделался глубоким, зрачки потемнели. Так случалось, когда ди Сото
был в ярости. За взглядом следовала всегда буря эмоций и наказание. Но
в тот раз он просто развернулся и ушел. Я обидел его, он меня, а извиняться
пришлось первому. Арчи потащил  к дяде, заставил, краснея, проговорить
слова извинения, которые я сказал не от сердца, в чем и был тут же уличен.
- Не искренне говоришь, Санти. - Процедил Марио сквозь сигарету во рту. -
Мне жаль, что сказал лишнего, прости. Вот искренние слова. Ты иди и подумай.
Я подумал, но все равно чувствовал обиду.
Перемены касались одежды, слов, взглядов. Даже музыка, которую иногда
слушал Марио, звучала теперь иначе для меня. Вечерами изредка дядя Марио
включал музыкальный ящик, стоящий у него в кабинете. Это древнее
чудовище дрожало от напряжения, выдавая песни Френка Синатры, Лучиано
Паваротти. Дядя Марио усаживался в плетеное кресло с чашкой дымящегося
кофе и закрывал глаза, будто впадал в сон. В такие минуты никто не смел
отвлекать его по пустякам. Казалось, мир мог перевернуться вверх тормашками,
а Марио бы не заметил этого. Я сидел рядом, хоть дядя и не заставлял.
Мне стало интересно, что такого есть в этих песнях.
 - Слушай внимательно, там все просто. Ты научишься у Синатры правильному
ходу вещей.
 - А что главное в песнях, дядя?
 - Умение жить, мой мальчик.
Дядя Марио шевелил толстыми губами, подпевая, причмокивал от удовольствия, а
Арчи откровенно потешался, даже позволял себе тихонечко посмеяться.
 - Ничего вы не понимаете, бездари! - Марио начинал кипятиться, но в
холостую, чем забавлял всех еще больше.

Продолжение - http://www.proza.ru/2015/12/29/153