Размышления на выставке В. Серова16

Удивительно Удивительно
http://www.proza.ru/2015/12/27/2169

Поэтому возвращаюсь к той картине, которая висела  следующей после этюда "Зима в Абрамцеве. Церковь.".1886г. Называется она "Крестьянская девушка в розовом платье".1886г.
Это пока что единственная отдушина для меня среди полотен художника.
Но, вероятно, не я одна с такими эмоциями, созерцающая это творение.
Зрители у картины всегда есть. Подходят люди разных возрастов о чем-то переговариваются, обсуждая портрет крестьянской девушки.
Чувствуется старание художника в написании образа девушки.
Достаточно мягко вылеплено лицо натурщицы. Посмотрела портрет в интернете и поразилась тому, что в интернете он значительно хуже. В оригинале он чище и живее.

Когда подошла к портрету, где изображена Н.Я. фон Дервиз.1888, услышала рядом:
- красивая.
Согласна. Портрет написан достаточно легко. Чувствуется доброе отношение художника к натуре. Натурой оказалась двоюродная сестра.
А вот  портрет В.Д. фон Дервиза.1888, ее супруга, написан более вольно.
Если в девичьих, женских лицах и лицах величественных особ  обнаруживается деликатность письма, то в данном портрете она напрочь отсутствовала.

- Прекрасное лицо, свежее, - вдруг, слышу слова, направленные в сторону портрета двоюродной сестры, женщиной преклонных лет.
- Тише, - тут же одернула её, рядом стоявшая девушка.
Старушка с недоумением посмотрела на неё. Девушка уходя от картины, принялась ей что-то объяснять. До меня долетели слова:
- Может они и  хорошие люди, но...

А  вот и та картина, которая имеет прямое отношение к самой первой в экспозиции, называвшейся "У окна". Как мы помним, картина та не окончена. Но я обещала косвенно коснуться её  художественных качеств  через другое полотно.
Другое полотно называется "Отрытое окно. Сирень" 1886г.
Это этюд к картине "У окна".
От этюда сразу повеяло мрачностью. Грязь в цветах сирени, в занавеске. Подоконник, словно, испачканный и никогда не мытый.
Поразило меня, что этот этюд шел, как подготовительный к картине, где будет запечатлена его невеста, будущая жена.
Мне сложно понять состояние души художника, изображающего любимую невесту в таком мрачном окружении.
Что это?
Почему он не пишет невесту, освещенной солнцем, как свою двоюродную сестру Машеньку Симонович?
Действительно, душа человека потемки.
Очень часто эти потемки вылазят наружу через слова, краски, музыку, а зритель, слушатель, читатель всё это впитывает в себя.
Зачем? Зачем люди заражают своими потемками окружающий их мир?
Вероятно, потому что не в силах с ними справиться самостоятельно.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/12/28/1241
Фото. В фойе ГТГ.
Л.В.Саповской.