Ватикан. Купол. Туалет

Лора Веселова
   Вот и наступил её последний день  недельного пребывания в Риме. Эвелина уже выполнила всю заранее спланированную обязательную программу очередного нашествия на вечный город. В неё входил холм Яникул с обгоревшим дубом Торквато Тассо и монастырём Сант-Онофрио (ведь Эвелина была поэтессой и считала за честь посетить место захоронения известного итальянского поэта), грандиозный памятник гарибальдийцам, превосходная смотровая площадка, фонтан Аква-Паола, вилла Форнезина, вилла-галерея Боргезе с незабываемыми шедеврами Бернини, картинная галерея во дворце Дориа-Памфили, пьяцца дель Пополо, гоголевское кафе Греко, Испанская лестница, Колизей, Римский Форум, мемориальное кладбище с могилой любимого Карла Брюллова, да разве всё сейчас вспомнишь! Даже в римскую оперу удалось попасть и с наслаждением послушать «Тоску» Джузеппе Верди с роскошными историческими декорациями замка Святого Ангела.
   Да, слишком много впечатлений за одну неделю. Все они должны «отстояться» и сохраниться в памяти при помощи настоящих бумажных фотографий, которые Эвелина продолжала печатать и аккуратно размещать в альбомы, сопровождая эмоциональными подписями с историко-художественным уклоном.
Этот последний день в Риме был настоящим подарком туристической фирмы, потому что самолёт в Москву вылетал поздно вечером, а не рано утром, как это бывало обычно. К тому же это было воскресенье.
   Накануне вечером Эвелина так и не решила, куда именно пойдёт в этот последний день. «Утро вечера мудренее, - подумала она, - Пусть будет экспромт. Пойду, куда ноги поведут». И ноги повели к Ватикану.
   Дойдя до фонтана Треви, Эвелина убедилась, что фонтан действительно находится на реставрации. А церковь Сан-Винченцо-э-Анастасио, где захоронена княгиня Зинаида Волконская опять закрыта, несмотря на воскресенье. Ничего. Будет к чему стремиться в следующий приезд в Рим.
   Надо было поторопиться. Время приближалось к 12 часам. Эвелина вспомнила, что каждое воскресенье именно в 12 часов папа римский приветствует всех верующих на площади перед собором Святого Петра прямо из открытого окна своих апартаментов в Ватикане. Эвелина уже несколько раз посещала музеи Ватикана, эту сокровищницу мирового искусства, и сам собор Святого Петра хорошо знала, и каждый раз испытывала восторг перед шедевром своего кумира Микеланджело Буонаротти «Пьета». Но она ни разу не попадала на площадь в 12 часов дня и ни разу не видела папу римского. Любопытство нарастало.
   По дороге пришлось купить складной зонтик за 5 евро, потому что утренняя лёгкая морось плавно перешла в нудный дождик, и капюшон куртки уже не спасал. Впрочем, в этом дождике Эвелина тоже увидела доброе знамение. Ведь каждое её посещение Ватикана обязательно орошалось небесной водой. Так повелось с самой первой экскурсии в  собор Святого Петра. Тогда это незабываемое событие совпало с днём её пятидесятилетия. На площади перед собором после двухчасового осмотра шедевров Ватикана Эвелину встретил тёплый летний дождик. Такой нежный и приятный! А ведь было уже 17 октября. Эва восприняла тот дождик как благословение и навсегда полюбила Рим. С тех пор она старалась каждый год приезжать в Италию и не переставала восхищаться этой благословенной землёй.
   Сегодняшний дождик навеял приятные воспоминания о первом посещении Ватикана. Но надо было спешить, надо было успеть к 12 часам. И она успела.
   Как ни странно, площадь была заполнена не очень густо. Можно было свободно стоять, не толкаясь и не прижимаясь к незнакомым людям. Возможно, верующих и любопытных туристов испугал дождик, который, кстати сказать, почти прекратился к полудню.
   Оглядевшись и заняв удобное место рядом с  семьёй молодых поляков, Эвелина стала внимательно следить за окном папы. Но на площади разместили ещё два огромных экрана, как в большом концертном зале, на которых окно папы было видно крупным планом. Немного растерявшись - куда же смотреть? – Эвелина подняла глаза просто к небу и увидела чайку. Она красиво парила над многочисленными статуями колоннады Бернини.
Чаек оказалось много. Они, то по одной, то парами, летали над собором Святого Петра и над всей площадью. Эвелина любила чаек, любила их плавный полёт. В кружение чаек она тоже увидела доброе знамение.
   И вот в окне появился папа. Как-то вдруг и совсем по-простому. Вся площадь загудела, пришла в лёгкое волнение и замерла. Папа Франциск обратился с приветствием к христианам на всех основных языках. В том числе и на русском. Это было приятно.
   Дальнейшая речь произносилась на итальянском, поэтому Эвелина слушала рассеяно, улавливая лишь отдельные слова, а больше наблюдала за гостями на площади. Лица у всех людей были светлые, доброжелательные, все как будто слегка улыбались. Дождик прекратился, и казалось, что в воздухе над площадью разливается сама доброта. Эвелина впала в состояние какой-то медитации, приятного благодушия.
   Но вдруг она заметила, что люди на площади опять как-то заволновались, и что папы уже нет в его окне. Сказка кончилась.
   Вот тут-то к Эвелине и пришло неожиданное решение – подняться на купол собора Святого Петра. Получив благословение папы, у неё как будто крылья выросли за спиной, захотелось совершить что-то необыкновенное, захотелось испытать себя.
   А ведь несколько лет назад Эвелина дала себе зарок: никогда не подниматься ни на какие крыши, башни и смотровые площадки. Дело в том, что в свой первый приезд в Италию, Эвелина вместе с мужем впервые поднялась на купол Флорентийского собора Санта Мария Дель Фьори. Это был настоящий экстрим для обоих. И дело вовсе не в крутой лестнице, которую они  больными ногами тоже покорили с большим трудом, а в жутком страхе высоты, испытанном Эвелиной под самым куполом собора. Поднявшись под купол, им надо было пройти по узенькой дорожке, нависающей над алтарной частью собора, как по кромке гигантского колодца. Люди внизу этого колодца были воистину величиной с муравьёв.
   Сердце просто зашлось от страха высоты. Эту узенькую дорожку, где два человека не могли разминуться, отделяла от пространства собора прозрачная стена. Эвелине показалось, что она сама просто висит в воздухе. Благо, что рядом с ней был муж, её защита и опора. Он сумел собраться и строгим голосом приказал Эвелине смотреть на роскошную роспись купола работы Вазари.
  На дрожащих ногах, в прямом смысле слова, вцепившись в руку и ремень мужа, подняв голову, Эвелина преодолела этот ужасный путь страха и отчаяния – ведь обратно нельзя было повернуть. Неземная красота самого купола лишь отчасти отвлекла её от переживаемого ужаса.
 Когда они, наконец, вышли на внешнюю смотровую площадку купола, Эвелина чуть не расплакалась от чувства настоящего облегчения, что это страшное испытание высотой осталось позади.
   Перед ней лежала вся Флоренция! Этот необыкновенный город красных черепичных крыш, башен и куполов. Полюбила его Эвелина значительно позже, когда хорошо  познакомилась со всеми его сокровищами. Но с тех пор она и дала зарок - никогда не переживать добровольно страха высоты.
И вот в это необыкновенное утро в Ватикане ей пришло в голову вновь испытать себя.
   Стоя в солидной очереди, Эвелина читала путеводитель. Стало ясно, что часть подъёма можно проделать в лифте. Но останутся ещё 380 довольно крутых ступеней. Ничего, сегодня она сможет их преодолеть. Лишь бы сразу оказаться на внешней смотровой площадке купола, на которой Эвелина, подняв голову, уже видела малюсеньких людей. Она очень надеялась, что путь на купол собора Святого Петра устроен как-то иначе, чем путь на купол Флорентийского собора. Но как она ошибалась!!!
   Сначала всё было просто. Купив билет за 7 евро, Эва вместе с группой совсем молодых ребят, кажется англичан, благополучно поднялась в лифте на крышу собора. Выйдя на улицу, Эвелина увидела, что вся крыша застроена различными строениями, из которых выделялись две  барочные башни-ротонды - это были два малых купола, спроектированные ещё самим Микеланджело.
   Панорама самого Рима не произвела особого впечатления. «Наверно, ещё недостаточно высоко я поднялась», - решила Эвелина. На крыше было ветрено и как-то неуютно. Эва, сделав пару снимков селфи, поспешила продолжить своё путешествие.
   Началась пешеходная часть подъёма. Идти по старинным ступеням было очень приятно. Казалось, что ноги даже через туфли ощущают всю нежность благородного мрамора. Эвелина вообще очень любила мрамор, отдавая ему предпочтение перед деревом.Её воображение легко нарисовало картину, как сам великий Микеланджело Буонаротти ступал по этим ступеням более пятисот лет назад. Старинная старина. Это выражение любила использовать  Эвелина в соответствующих случаях.
   Как-то неожиданно, Эва очутилась на узком карнизе внутри под куполом собора святого Петра. Ситуация мгновенно стала похожа на случай под куполом флорентийского собора с той только разницей, что там от бездны её отделял прозрачный пластик, а здесь – металлическая решётка. Страх и паника охватили всё существо Эвелины. Но повернуть назад было  невозможно – дорожка слишком узкая и её поджимали вновь прибывающие туристы. С ними не разминуться. Самое ужасное, что рядом не было мужа. Не за кого было ухватиться и спрятаться, чтобы фактически с закрытыми глазами пройти этот жуткий участок пути.
   Но ведь не зря Эвелина решила, что сегодня, после благословения папы римского Франциска, она сама способна на подвиг, способна преодолеть себя и свои страхи. Так и случилось.
   Через несколько минут Эвелина смогла почти спокойно оглядеться, при этом старалась смотреть исключительно перед собой. Ей приветливо улыбались забавные детские личики купидонов из золотой мозаики, как бы приветствуя и подбадривая Эвелину. «Видишь, как тут хорошо и красиво? - говорили они, - Нам не страшно и тебе не страшно, правда?»
«Правда», - подумала Эвелина и, осмелев, посмотрела через металлическую сетку заграждения прямо перед собой, а потом и на самое дно соборного колодца, туда, где шла служба и толпились многочисленные туристы. Дух захватило от неземной красоты собора!
   А вот сам купол Эву разочаровал. Он был расписан вертикальными сегментами, как дольки арбуза, причём рисунок был как бы геометрическим, хотя мозаики изображали ангелов и святых. Никакого сравнения с куполом Санта Мария дель Фьори. Тогда во Флоренции, даже в полуобморочном состоянии, Эвелина смогла оценить всю красоту росписей великого Вазари, тем более приблизившись к ним на максимально близкое расстояние.
   Итак, с божьей помощью Эвелина довольно уверено прошла под куполом по узкой дорожке половину длины окружности на высоте более 100 метров и скрылась в дверном проёме, послушно следуя за туристами.
   Теперь начался завершающий этап пути – подъём непосредственно на купол, точнее на смотровой фонарь-башенку на самом верху купола. Лестницы были очень узкие, металлические, какие-то хлипкие, но самое интересное, что при движении по ним приходилось постоянно изгибать тело довольно ощутимо вправо, как бы буквой «С», потому что путь проходил между крышей и барабаном купола. Иногда, Эва почти теряла равновесие, а ухватиться ей было не за кого. Но она решила, что и это испытание ей сегодня по силам. И справилась.
   Вот он Риииим!!! Великий город перед глазами счастливой Эвы.
Не успев толком оглядеться, Эвелина сразу поняла, что опять начинается дождь. Она поспешила сделать селфи, пока дождик не сильно разошёлся. И только потом осознала, что любоваться Римом придётся через мощную решётку. Эва обошла по периметру всю смотровую площадку, пытаясь ощутить, что она на высоте 136 метров. Нет, совсем не страшно! И даже наоборот, хочется взлететь ещё выше, чтобы подняться над решёткой ограждения. Хочется быть чайкой! Красивой белой птицей. И парить, парить, парить…
   И вдруг Эвелина поняла, что всё-таки самый красивый вид на Рим открывается с холма Яникул. Так ей кажется. Ведь там нет никаких решёток и ограждений. И взгляд совершенно свободен. Можно лететь чайкой просто взглядом!
   Дождик не утихал, ко всему ещё усилился ветер, поэтому на смотровой площадке было как-то неуютно. Эвелина начала спуск вниз на крышу собора. Вновь пришлось идти по очень узеньким лестницам со значительным изгибом тела.
   Очутившись второй раз на крыше, Эвелина вспомнила, что в путеводителе написано о магазинчике сувениров и телефонной будке. Мол, можно позвонить Богу как бы напрямую. Спешить со спуском вниз не хотелось, поэтому Эва решила спокойно прогуляться по крыше среди барочных башенок и поискать указанные достопримечательности.
   Увы, магазин сувениров почему-то оказался закрыт, а вместо таксофона (возможно справочник устарел) Эвелина с восторгом обнаружила бюст своего кумира Микеланджело Буонаротти.
«Да, всё-таки справедливость всегда торжествует!» - решила Эвелина. Ведь Микеланджело  приложил немало сил для завершения строительства собора святого Петра. Именно он настоял на купольном проекте храма.  Пусть теперь вечно  и заслуженно любуется на своё творение.
   Прогуливаясь по крыше с мыслями о судьбе великого художника, Эвелина набрела на потрясающий объект – туалет!!!
   Вот это да! Вот это сюрприз! О таком заведении в путеводителе не было сказано ни слова. Эвелина посмотрела по сторонам – никого, дверь открыта. Она даже поискала глазами табличку со словами «Служебный» на чистом итальянском языке, но такой таблички не обнаружила. Вошла несмело. Туалет как туалет, только на крыше собора святого Петра.
«Ну что ж, надо воспользоваться ситуацией, - решила Эвелина, - Потом буду внукам рассказывать. Да и вообще, кто может похвастаться, что посещал туалет на крыше Ватиканского собора? Из моих знакомых никто. Далеко не все мои друзья и в Риме были. А уж сходить в туалет на крыше самого главного католического собора – это нечто! Да, но могут и не поверить!»
   Так рассуждала Эвелина, на ходу соображая, как зафиксировать такое необычное событие в своей туристической биографии. Ну, не делать же селфи на унитазе, потом, унитазы везде одинаковые. И всё-таки фотографию сделать надо было обязательно. И Эвелина, как всегда, нашла выход из положения. Она решила сфотографировать свою сумку на крючке в кабинке. Правда, оригинально? К тому же и сумка была итальянская.
   Справившись таким образом с необычной проблемой, Эвелина ещё немного погуляла по крыше, стараясь под мелким дождиком сосредоточиться на созерцании панорамных видов Рима. Но её распирало чувство какой-то глупой радости. В голове невольно выстроилась странная логическая цепочка: Ватикан, купол, туалет. Это напомнило Эвелине название рассказа Владимира Набокова «Облако, озеро, башня». В нём ведь тоже речь шла о счастье, счастье недостижимом.
   А вот Эвелина сегодня была абсолютно счастлива. Ведь она не просто поднялась на купол самого большого в мире собора, но она преодолела свой страх. Страх высоты, а значит, одержала победу над собой.
Возвращаясь в отель пешком, через весь город и, как бы, прощаясь с ним до следующего года, Эвелина мысленно напевала песенку, в которой было только три слова: «Ватикан, купол, туалет».