Такие разные вкусы

Елена Пацкина
Отзывы о романе «Доктор Живаго» Б. Пастернака

Вот что говорила А. Ахматова Л. Чуковской:

«Она (А. А.) сказала мне, что те итальянские коммунисты, которым Пастернак передал свой роман, вышли из компартии. И теперь наше начальство требует от него, чуть ли не под угрозой исключения из Союза, чтобы он взял свой роман обратно. Он испуган и растерян. В Италию написал» (Л.К.Чуковская, «Записки об Анне Ахматовой»).

Далее А.А. о романе:
«Встречаются страницы совершенно непрофессиональные. Полагаю, их писала Ольга. У меня... никогда не было никаких редакторских поползновений, а тут мне хотелось схватить карандаш и перечеркивать страницу за страницей. И в этом же романе есть пейзажи...равным им в русской литературе нет».
«Люди неживые, выдуманные. Одна природа живая. Доктор Живаго незаслуженно носит эту фамилию. Он тоже безжизненный. И – вы заметили? – никакой он не доктор. Пресвятые русские врачи лечили всегда, всех, а этот никого, никогда... И почему-то у него всюду дети».

«Борис провалился в себя. От того и роман плох, кроме пейзажей. По совести говоря, ведь это гоголевская неудача – второй том «Мертвых душ»!...оттого же в такое жестоко-трудное положение поставил своих близких и товарищей».

Сам Б. Л. считал иначе:
Б.Л.Пастернак Л.К.Чуковской: «Стихи – чепуха. Зачем люди возятся с моими стихами, не понимаю. Единственное стоящее, что я сделал в жизни – это роман. И это неправда, будто роман люди ценят только из-за политики. Ложь. Книгу читают и любят»

К. Чуковский, обладая замечательным литературным вкусом, так не думал.
Из дневников К.Чуковского:
«У меня с Пастернаком – отношения неловкие: я люблю некоторые его стихотворения, но не люблю иных его переводов и не люблю его романа «Доктор Живаго», которой знаю лишь по первой части, читанной давно. Он же говорит со мной так, будто я безусловный поклонник всего его творчества, и я из какой-то глупой вежливости не говорю ему своего отношения».

Я, не будучи литературным критиком и читая только для удовольствия, не смогла  осилить это произведение даже с нескольких попыток.
А сколько споров вызвал в свое время  роман!

«А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!»
Фридрих Ницше

«О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются».
Гилберт Честертон