Размышления на выставке В. Серова13

Удивительно Удивительно
http://www.proza.ru/2015/12/26/2121

Ну, вот пришло время разбора и пейзажей Валентина Серова.
Начну с маленького этюдика "Зима в Абрамцеве. Церковь"1886.
В принципе этюд есть этюд. Подразумевает быструю фиксацию выбранного художником объекта. В данном пейзаже зритель видит  храм Спаса Нерукотворного среди снегов, композиционно по краям оформленных деревьями. Смотрю на этюд и  ощущение грязи в картине не покидает меня. Она прослеживается в написании деревьев, присутствует в красках неба, снега.
Почему я пишу, что ощущение грязи не покидает?
Потому что в самом начале экспозиции  я неоднократно сталкивалась с этим ощущением, рассматривая картины Серова.
Стоя у пейзажа, за спиной вдруг услышала тихий голос, явно обращенный не ко мне, а к своему собеседнику:
- Зато рама какая большая и богатая.
В словах почувствовала нотки легкого сарказма, имевшая отношение к маленькому зимнему пейзажу.
Зрители оценившие таким образом раму, оказались в поле моего зрения. Довольно пожилые, солидные люди, но чувствовалось, что это те посетители, которые знают толк в искусстве. Возможно, они художники или представители из художественной среды. Таких на выставке было много.

Перейдя к следующей картине, делаю очередную запись в блокноте. В это время молодая девушка с восхищением обращается к своей спутнице - бабушке:
- А мне вот нравится этот этюд. Он такой светлый крошечный, маленький.
Зрительницы останавливаются как раз у пейзажа "Зима в Абрамцеве. Церковь".

Удивительно, но поначалу и мне он приглянулся своими размерами и светом. А, когда я присмотрелась, то несколько разочаровалась. Хотелось бы в нем видеть большую чистоту цвета.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/12/27/2015
Фото Л.В.Саповской