Огни Санкт-Петербурга

Евгений Евстифеев
Как и любой другой молодой писатель и художник, я жаждил общения со своими сверстниками из такой же среды. Одно но: искал я их в интернете. У меня много знакомых подростков, увлекающихся писательством, философией, искусством. А самым талантливым человеком является молодая поэтесса, писательница и художница Яна.
Кто такая Яна? Она – мой самый хороший друг и товарищ. Познакомиться с ней я успел в апреле 2015 года. На ее странице к сожалению были написаны бабушкины инициалы, поэтому я ее долгое время звал Олей, пока она не поправила меня один раз.
- Это бабушкина страница. Меня на самом деле зовут Яна. – сказала она мне в видео-чате.
После этого можно считать, что познакомились. Интересы в литературе наши были не очень схожи. Однако она очень компромиссно относилась и относится к авангардному искусству, что нас дальше и сблизило. И по манере общения, и по голосу, и по внешнему виду можно было судить, что она очень умный и начитанный человек. Это и подтвердилось, на самом деле. С этим человеком можно поболтать обо всем, даже о ни о чем.
Что же доказывало, что Яна – человек начитанный? Из-за нее я открыл миры Франца Кафки, Эдгара По, писателей-фантастов и фэнтезийных повестей. Она то, в принципе и подтолкнула меня заниматься прозой. Во время общения с ней я и раньше писал рассказы, правда не пристойной тематики и пытался писать роман о ВОВ, но это были не удачи. Итогом общения с ней стали повести «Небесный бой» и «На темной стороне», а также несколько фантастических рассказов, среди которых сказка «Шарики». Вот как раз эта сказка и была первым успехом в моем творчестве, как прозаика. Кроме того. Из-за нее я открыл поэзию Николая Клюева и Михаила Кузмина. В моих стихах начали появляться темы деревни, образ александрийской девушки-ангела. Такое было преобразование.
Фамилия же Яны была не обычной. Эстонской. Ее фамилия Хансалу. Редкость такую фамилию услышать у нас в России, а в моем родном городе – тем более.
А какое у нее творчество! Это же словами не описать. Хотя бы один ее стих:

«Ты услышишь "я жду" в его голосе-ветре.
Расстояние чуть дальше руки. Далеко ль?
Ты увидишь его в немом силуэте,
И проснешься до солнца, вспомнив про боль.

Сладкой песней обманной он позовет.
Ты поверишь. Ему разве можно не верить?
И на крыльях поломанных с крыши в полет
Ты отправишься, выкинув лишние двери.

Он встретит усмешкой, что льда холоднее.
Он тебя ждал. Не врала себе, милая?
Только от ласк тех безумных взмолишься: нежнее.
А он не поймет, прошептав: ты красивая.

И от шепота этого сходишь с ума.
Он ведь сон... Только ль сон может ранить?
Ты же знаешь, что не врут зеркала..
Но придешь и вернешься, помня слёзы-туманы.

А когда поломаешься, бросив "нет сил"...
Он укроет тебя иль предаст. Ты не знаешь?
То безумие. Он ж тебя не просил...
Не умеет любить. Так к чему умоляешь?».

В ее творчестве можно увидеть оттенки символизма Гумилева или даже акмеизма. Не в смысле подражания, а просто мироощущение у Гумилева и Яны имеет общие черты. С кем еще могу сравнить ее? С Фридрихом Ницше. Только это уже сравнение, как к человеку, который живет в постоянной борьбе и не может не при каких условиях проиграть. А разве Ницше ни этому учил? «Все, что не убивает, делает нас сильнее» - говорил он. В некоторых ее высказываниях я часто делал вывод, что в философском плане она – ницшеанец. Да и по-моему человек, который умеет не впадать в отчаяние и других из ямы достать всегда ницшеанец. Другой чертой ее мировоззрения – это ярко выраженный гуманизм и дипломатизм. В таком случае не очень люблю об этом говорить, но когда я говорил с ней о революционной борьбе, она сразу же одергивала меня: «А ты подумал о других людях?». Долго думал над ее словами и из-за нее я понял, что более полезным будет действие помощи другому человеку, что очень роднит ее с христианским учением.
Вы только взгляните в ее глаза! Они спокойны, но при этом присутствует огонь. Этот огонь в глазах и может сказать, что она человек не обычный. И с мировоззрением, и с творчеством. Она то – самый настоящий огонь Санкт-Петербурга. Нет уж. Огонь России. И я не удивлюсь, что этот Огонь себя покажет в будущем.