Новогодние ёлки в моей жизни

Миша Сапожников
Фото автора

Самый любимый мой праздник  - это встреча Нового года. Любил его за весёлый нрав, за сказочность с такими яркими добрыми героями, как Дед Мороз и Снегурочка, за новогоднюю ночь, насыщенную весельем, танцами, пением, чудесным застольем, играми, подарками, а в старшем возрасте – любовью. Праздник этот объединяет людей всех возрастов, религий национальностей.

Но самым главным в этом празднике была новогодняя ёлка, привезённая из лесу, зелёная даже зимой, пахучая и очень красивая, когда её нарядят игрушками, бижутерией, гирляндами лампочек, мишурой. Очень любил наряжать ёлку и украшать комнату, в которой она стояла.

К сожалению, первую ёлку мама мне купила, когда мне исполнилось десять лет, после слёзных уговоров, это было дорогое удовольствие. Моему другу состоятельные родители покупали ёлку каждый год, я у него отводил душу. Мама купила мне настоящую ёлочку (не сосну), невысокую, с мой рост. На игрушки денег она не выделила, сделал их сам из дерева, бумаги, ваты. Одну настоящую игрушку подарил мне друг. Это была ласточка из ваты, обклеенная и обсыпанная бертолетовой солью, чтобы блестела. Макушку ёлочки венчала красная звезда, которую я вырезал из фанеры. На ёлочку повесил печенье, карамельки, а саму ёлочку окрутил «цепями», звенья которой склеил из разноцветных полосок бумаги, на полу вокруг неё положил вату, изображающую снег. На окно приклеил, фигурно вырезанные,  снежинки из бумаги. Через комнату по диагонали протянул тесёмки, к которым были привязаны нитки с кусочками ваты – будто падает снег. Комната стала сказочной.

Утром, 1-го января мама мне сказала:
- Сынок, пока ты спал, приходил Дед Мороз и положил тебе под ёлочку подарок. Я вскочил с кровати - и босиком к ёлочке, под ней лежал пакетик с карамельками и печеньками. Я был счастлив.

Когда я учился в седьмом классе, в школе на Новый год устроили бал – маскарад. Одноклассница, моя подружка, помогла мне сделать костюм мушкетёра, за это я её поцеловал, это был мой первый поцелуй с девочкой. За лучший маскарадный костюм я получил приз.

После окончания школы уехал учиться в большой город, который стал моей второй родиной. Долго жил на съёмных углах, конечно, было не до ёлок. Любовался ими в общественных местах. Наблюдал, как наряжали главную ёлку города на центральной площади. Сначала это была настоящая огромная ель, украшенная большими игрушками, гирляндами  электрических лампочек. На площади было много людей, многие из них были наряжены разными зверями. Среди них разгуливали Дед Мороз и Снегурочка, на помостах выступали разные ансамбли. Вокруг площади стояли ларьки, как терема, в которых можно было купить разные сладости, кофе, пирожные, продавали воздушные шары, сладкую вату. Можно было сфотографироваться на память. Для детей был организован прокат на лошадях и пони верхом и в санях. Вечером площадь была освещена прожекторами и морем лампочек, и выглядела, как сказочный город. Позже ёлку собирали  из металлических конструкций и вставляли в неё настоящие сосновые ветви.

Наконец, заимел своё жильё, женился, и у нас родилась доченька. С тех пор стал ставить ей ёлки ежегодно, покупал пушистые, высокие, под потолок. В то время купить хорошую ёлку было проблемой. По нескольку часов дежурил у ёлочных базаров в ожидании машины с ёлками. Старался забраться на машину, пока её разгружали, чтобы досталась лучшая. Не всегда удавалось купить хорошую ёлку, тогда покупал две похуже и связывал их.  Для установки ёлки сделал две крестовины из дерева, они и сейчас валяются в подвале.
Дочь первый раз подошла к ёлочке и уколола пальчик иголками и расплакалась. Успокоили её подарками, которые нам с женой давали на работе. Чем она становилась старше, тем больше она радовалась ёлке, а вместе с ней и я. У жены сохранились её детские игрушки – большие, стеклянные, и огромный дед Мороз, да и мы покупали. Я купил гирлянду  мигающих разноцветных лампочек. Всей семьёй украшали ёлку, а потом жалко было её выбрасывать.

Дочь выросла, вышла замуж и родила нам с женой внучку и внука. Они сначала жили с нами, и я уже ставил ёлку для внуков. Как они рады были, помогали мне наряжать её. Игрушки, которым сейчас цены нет, перешли к внукам. Кроме больших шаров на ёлку вешали конфеты, яблочки, мандарины. Я сам наряжался Дедом Морозом, а пока внуки играли возле ёлки, я в спальне наряжался. У меня для этого всё было: длинная белая борода, красный халат жены, красная шапка и посох из деревянной палки, украшенной мишурой. Я выходил в подъезд, звонил, дверь открывалась и меня с восторгом встречали внуки.  Сажал их по очереди на колени, и они рассказывали стишки, за что получали от меня шоколадки. Потом я незаметно исчезал, переодевался и снова появлялся возле ёлки, как ни в чём не бывало. Внуки получали много подарков: родителям давали  по два на работе, и даже нам с женой продолжали давать, так что под ёлкой набиралось много подарков от Деда Мороза. Когда внучка подросла, то чуть меня не разоблачила. Как-то я заметил, что она внимательно рассматривает меня, а потом говорит: «Дедушка Мороз, ты похож на моего дедушку».

С удовольствием водил внуков на городские новогодние ёлки. Там им сначала показывали детский спектакль с участием  детей из зрительного зала, потом начинались игры вокруг ёлки с Дедом Морозом и Снегурочкой, с традиционным троекратным призывом: «Ёлочка зажгись». Внуки часто получали призы – игрушки, за рассказанный стишок.

Вскоре дочь с семьёй перебрались в собственную квартиру, и мы с женой остались вдвоём. Внуки уже у себя ставили ёлку, а мы покупали сосновые ветки, ставили их в банку с мокрым песком и украшали.

В этом году решил больше не ставить ветки, но, проходя мимо ёлочного базара, остановился, чтобы вдохнуть приятный смоляной запах хвои. Молоденькая девушка – продавец предложила мне дешево купить  ёлочку для внуков. Я ей сказал, что мои внуки уже разъехались. Тогда она предложила мне три большие сосновые ветки бесплатно для бабушки со словами:
- Вы очень похожи на моего любимого дедушку.
Я не смог отказать девушке в её любезности, ведь в наше время это редкость.
- Как вас зовут, милая?
- Марина, а Вас?
- Дедушка Миша.
Мариночка, с Новым годом Вас! Обязательно выпьем с моей бабушкой за Вас и Ваше доброе и любящее сердце под  ёлочкой, на этот раз точно последней в моей жизни.