Когда наступает старость

Леонид Фульштинский
               
               
               
               
               
       Лично я почувствовал старость, когда мне уступили место в автобусе. И сделала это молодая, симпатичная девушка. В меру своих сил, способностей и самомнения я ещё строил ей глазки, ещё в мозгу у меня роились какие-то иллюзии на этот счёт, а она по-своему расценила взгляды, которые я бросал на неё, вдруг покраснела, стремительно поднялась со своего места и вежливо сказала: «Садитесь, пожалуйста». Меня, как обухом по голове, я чуть не сгорел со стыда, стал что-то лепетать, но она, не выслушав, юркнула куда-то в сторону и затерялась в густой пассажирской толчее.
     «Неужели в глазах этой девушки, - думалось мне, - я выгляжу настолько старым, что место в транспорте должен уступать не я ей, как представительнице слабого пола, а она мне, как представителю старшего, да чего уж там, старого поколения, ну, будто я такой уж немощный доходяга, вот-вот с ног свалюсь, вот-вот коньки отброшу?»
         Как  вещал когда-то с экрана  телевизора один популярный актёр: «Вопрос,  конечно, интересный». Однако надо  сказать, что старость и дряхлость  совсем не одно и тоже. Даже сравнивать нечего. Может старость, её начало, эмбрион,  выглядят уже не так браво, зато альтернативой этому состоянию может служить другое, о котором, острая на язык народная мудрость отозвалась: «Седина в голову, бес в ребро». Но это уже тангаж, угловой полёт, когда жизненная траектория идёт по ниспадающей, а буйное воображение активно сопротивляется. Тут «народная мудрость» немного зашкалила. Потому что седина не всегда является показателем возраста. У некоторых совсем молодых людей вдруг появляется седина. Это какой-то сбой в обмене веществ. И ничего тут эстетически неприемлемого нет. Многим даже импонирует.
         Ну, и в чём же тогда «звоночек», «фишка», «привет из Зазеркалья»? Может чаще стало ломить в пояснице? И  уже не грудь колесом, а спина? И на четвёртый этаж уже не взбегаешь как раньше, а взбираешься с привалами на втором и третьем? Ну, так надо размяться – физкультура, променад перед сном, обломовские привычки, которыми баловал организм, поменять на новые, которые его омолаживают. И продукты, продукты! Долой углеводы, жиры, сахар, соль, что там ещё, что повышает холестерин! Да здравствуют овощи, фрукты, салат, петрушка, укроп! И тогда отступит призрак старения, а над головой воссияет нимб долголетия. И тогда каждое утро можешь встречать гимном: «Старость меня в доме не застанет, я в дороге, я в пути».
        А меня, как видите, застала именно в дороге. Девчушка место в автобусе уступила. Я прямо-таки расстроился. Не хочу вспоминать. Уступила и уступила. Я ведь всё равно не воспользовался её подарком. Сделал «шаг вперёд, два шага назад» и место таки не занял. Не клюнул на дешёвую приманку. Мол, знай наших.«Наших» - это каких? Молодых,
разумеется. Впрочем, молодым каждый волен считать себя по своему усмотрению.
       Вот недавно по экранам TV, как тайфун, пронёсся сюжет, сметая своим рейтингом все другие, конкурирующие передачи. Народный артист республики Иван Иванович Краско, мужчина 84и лет, сочетался законным браком со своей  студенткой, 24х летней Натальей Шевель. Её не смутил почтенный возраст избранника, его тоже не смутил её юный возраст, всё произошло естественно и просто: она студентка театрального вуза, он её преподаватель, наставник, у него за спиной четыре брака и четыре развода, «дети по лавкам», взрослые, правда, совсем взрослые, для неё он первая любовь. Вот именно, любовь. И не надо крутить пальцем у виска. Или подозревать её в корыстных соображениях: дескать, скоро «старик» «того», и она станет богатой наследницей первой очереди. Вы будете смеяться, но «старик» этот к своим зрелым годам даже собственного жилья не имел, жил на съёмной квартире, а всё, что накопил за сыгранные в кинофильмах роли, оставлял своим жёнам. И вот ещё что. Брак у них был не «гражданский», очень популярный в настоящее время, особенно у молодёжи, а  самый настоящий, законный, через ЗАГС, свадьбу и, вы опять будете смеяться, через белую свадебную фату у невесты.
       Оказывается, и так бывает: встретились, пообщались, и души их потянулись друг к другу, ломая на своём пути все условности и преграды. Всё произошло как в песне «Любовь нечаянно нагрянет». Фу, ты, слово какое-то старинное, почти забытое – «любовь». Сейчас говорят проще -  «сошлись», и всё должно быть ясно и так. Ну, иногда расшифровку дают: сочетались «гражданским» браком. А «юридическим» - западло? Тяжело до загса дойти? Закон ведь «гражданских» не признаёт. И в «случае чего» труднее доказывать свои права и легче ускользать от своих обязанностей.  Понимаю, что подобным рассуждением вызываю огонь на себя. Так что не будем «дразнить гусей». Вернёмся к заглавию. Так, когда же приходит старость?
       Наверное, к кому как. К кому-то и в двадцать лет постучится в двери. А кого-то и в восемьдесят обойдёт стороной. Вот вам пример: Иван Иванович Краско. А вы видели Олега Павловича Табакова, Армена Борисовича Джихарханяна в таком же примерно возрасте? Они не стали меньше появляться на экране, сцене театра, с такой же самоотдачей, таким же талантом, играют, «олицетворяют», что там ещё? – вкалывают, «пашут». И у кого повернётся язык назвать, нет, обозвать их каким-то некорректным, неуютным словом «старик». Да, ничего обидного в нём нет. Мальчик, юноша, зрелый, пожилой, старик, - время течёт, внешний облик меняется. Уже не так журчит в жилах кровь,  и медицинский анамнез выглядит не столь оптимально, но глаза, глаза, те, которые «зеркало души». В этом «зеркале» отражается совсем ещё молодая душа, которая радуется жизни, жаждет любви и светит негасимым светом знаний и опыта прожитых лет.
       А ты мне место уступила в автобусе. За кого ты меня принимаешь? Обидно, ей-Богу. Ну, какой же я, девушка, старик? Мы ещё о-го-го. А не о-хо-хо. Кхе -кхе-кхе.