Беня говорит смачно. Интервью Коломойского

Михаил Абрамов
Порошенко против Коломойского

«Если я когда-нибудь его встречу, говорю вам, я ему дам по роже. Как только он оставит свой пост, я изобью его, как собаку». Речь идет о Михаиле Саакашвили, который, по словам Коломойского, предал его.


В интервью изданию Politico Коломойский рассказал о сделке с лидером Украины и о том, что ни за что не простит Михаила Саакашвили за предательство: грузинский лидер потребовал себе пост губернатора Одессы, который раньше занимал сторонник Коломойского.

Коломойский вспоминает, что у него с Саакашвили были раньше хорошие отношения, в 2011 году они вместе отдыхали на яхте в Хорватии: «Он (Саакашвили) был там со своей фавориткой, этой грудастой министершей экономики, - говорит Коломойский, - я даже дал ему тогда деньги на избирательную кампанию в Грузии».

Как раз перед тем, как его сделали губернатором Одессы, Саакашвили встречался с Коломойским в Днепропетровске. «Он осыпал меня любезностями со своими грузинскими тостами, какие мы замечательные, как я вместо него стал для Путина первым врагом, - вспоминает Коломойский, - А потом заявился к Порошенко и забрал Одессу у Палицы.»

Назначение вызвало словесную войну: Саакашвили назвал Коломойского «гангстером» и «контрабандистом», Коломойский того – «псом без намордника» и «сопливым наркоманом». «По крайней мере в области стиля Коломойский выиграл», – комментирует автор статьи в Politico.

Это далеко не единственное откровенное высказывание олигарха.

По поводу ареста Геннадия Корбана. Коломойский признает, что это был удар против него. Это было сделано потому, что он единственный из украинских олигархов не склонил головы. Виктор Пинчук, Сергей Левочкин, Дмитрий Фирташ – стали зависимыми, как того и хотел Порошенко.

«Взять, например, Фирташа в Вене, - говорит Коломойский, - я с ним встречался несколько раз за последние месяцы, парень в ужасном состоянии духа, морально убит, он не боец больше. Думает только о том, как избежать экстрадикции в США».

(Коломойский, видимо, не в курсе дела, что совсем недавно в интервью агентству Рейтер 2 декабря с.г. Фирташ сказал:  «Нынешнее првительство Украины политически обанкротилось. Чем быстрее они уступят власть, тем лучше для народа. Если правительство не уйдет сегодня, тогда это скорее всего случится весной. Невозможно существовать ничего не делая. Мы должны изменить ситуацию. Нельзя руководить за кулисами, мы должны поддержать даижение и дать народу Украины что-нибудь, во что можно верить».)

Остальные олигархи стали на путь соглашательства. Сергей Левочкин, помощник Януковича, открыто сотрудничает с Порошенко. Он надеется стать премьер-министром, что, по словам Коломойского, едва ли, «но кто мог ожидать, что преступник Янукович станет Президентом».

«Скажите мне, - продолжает Коломойский, - можно ли арестовать политика в Англии, если у главы государства конфликт с крупным бизнесменом? Мог ли Миллибанд быть посажен в тюрьму из-за борьбы с компанией Лакшми Миттал?»

«Единственная разница между Порошенко и Януковичем в том, - говорит Коломойский, - что Порошенко хорошо образован, у него хороший англиский язык и нет судимости. Все остальное – то же самое: Та же кровь, та же плоть возродилась. Если Янукович – это люмпен-диктатор, то Порошенко образованный узурпатор, раб своей абсолютной власти, трусливо жаждущий абсолютной власти».

Последний раз Коломойский разговаривал с Порошенко 21 августа.

Весной 2014 года, пишет Politico, под вопросом было само будущее Украины: «народная революция» парализовала большую часть страны, началась «ужасающая» ответная реакция в виде «зеленых человечков» из России в Крыму и «пламени сепаратизма» во многих городах на востоке страны.
 
В условиях хаоса Коломойский ухватил свой шанс. Сначала убедил мэра Харькова Геннадия Кернеса (который не определился с тем, чью сторону занять) не идти на сделку с Януковичем. «Я говорил ему, что он рискует всем, что он ставит не на ту лошадь. Он не понимал, что режим проиграл», - вспоминает Коломойский.

Он убедил Кернеса встретиться с ним в Женеве, когда Янукович сбежал в Россию. Кернес слушал Коломойского на удивление внимательно и согласился, что он вернется в Харьков и провозгласит себя украинским патриотом. Постепенно он утихомирил сепаратистов в Харькове, хотя они там были наиболее активны.

А затем Коломойский предложил и.о. президента Александру Турчинову назначить себя губернатором Днепропетровской области, «где были серьезные признаки того, что она пойдет по анархическому пути соседнего Донецка».
 
«Естественно, назначение второго по богатству человека на Украине на высокий государственный пост было не самым логическим следствием “евромайданной”революции. Но в Киеве было такое смятение, что Турчинов охотно согласился», – комментирует Politico. Коломойский быстро навел порядок в Днепропетровске – и ходит множество слухов о том, как именно он это сделал: засады в лесу, скорые расстрелы, бандитские разборки. Сам олигарх уверен, что, если он расскажет о своих методах, Порошенко объявит его «участником организованной преступной группы»; однако он подчеркивает, что «у нас была проблема, мы ее решили, и слава богу».

«Главное, что нам удалось навести порядок на улицах, – говорит олигарх. - Если бы грабежи, изнасилования, убийства и мародерство стали нормой в Днепропетровске, тогда люди бы призвали любого с твердой рукой, будь это украинец, или нет.»

И Коломойский принял на себя ведущую роль в создании новых хорошо оснащенных территориальных «добровольческих» батальонов.
 
Не всем на высшем украинском уровне это нравилось. По словам источника Politico в правительстве, в начале 2015 года там понимали, что нужно привести нерегулярные силы Коломойского под управление армии. Противостояние между двумя политиками достигло своего пика в марте 2015 года. Согласно новому закону номинально государственные компании – в которых олигархи-миноритарии часто управляли всем через лояльных менеджеров – вновь возвращались под контроль государства.
 
Смещение лояльных ему людей в компаниях «Укртранснафта» и «Укрнафта» Коломойский воспринял как «рейдерский захват». Однако в конце марта Порошенко «при поддержке американских и европейских партнеров» попросил Коломойского оставить пост губернатора Днепропетровска. «Сделка была проста: бизнес Коломойского оставят в покое, если он перестанет нападать на правительство; а Порошенко пообещал Коломойскому, что его команду не будут трогать правоохранительные органы в связи с тем, что они могли делать или не делать, когда отстаивали Днепропетровск».

Хотя Порошенко с Коломойским и пообещали друг другу не мешать, их планы разрушила политика, считает Politico. В президентской администрации подозревали олигарха в попытках развала правящей коалиции и «балканизации» парламента.

Коломойский говорит: «Я не вижу никакого будущего у нынешней коалиции и никакой перспективы для Украины пока она не вернется к нормальному конституционному устройству – парламентско-президентской республике, в то время как Порошенко поменял эти составляющие местами»
 
В преддверии выборов Коломойский поддерживал значительное количество самых разных политических движений. В интервью он предпочел указать, кого он не поддерживает, а именно: Блок Порошенко, Оппозиционный блок и Юлию Тимошенко. Администрация же Порошенко считала, что Коломойский с Тимошенко сотрудничали, поясняет автор статьи в Politico.

Тимошенко отрицает какие-либо контакты с Коломойским перед выборами, но Коломойский настаивает, что они встречались в Европе в августе.

 «Мы с Тимошенко говорили об ее амбициях и об Украине, - признает Коломойский. Разговор не шел о помощи ей, потому что она не оставила коалицию. «Я не мог ее поддержать, потому что она проститутка. Нельзя быть немножко беременной. Нельзя изображать из себя оппозиуию и одновременно поддерживать правительство. – Коломойский делает паузу, улыбается. – Это аморально».

По итогам выборов Порошенко избежал «апокалиптических сценариев» – переворота, вынужденно ранних парламентских выборов и Тимошенко в кресле премьера – и теперь должен лишь контролировать «82 депутатов премьер-министра Арсения Яценюка» и сдерживать публичный раздор между Саакашвили и Яценюком. Как же сложатся его дальнейшие отношения с Коломойским, сказать довольно сложно. Нагнетание ситуации означает «гарантированное взаимное уничтожение». И обоим в грядущие месяцы предстоят серьезные трудности.
 
Зима обещает быть сложной для Порошенко на восточном фронте, и близится последний срок для принятия законов о децентрализации и амнистии в восточных регионах, оговоренных в Минских соглашениях. МВФ отказался одобрять последний транш за 2015 год, и у Украины будут проблемы с балансированием бюджета.
 
Бизнес-империя Коломойского тоже не выглядит такой «грозной», как раньше. «Укрнафта» должна налоговикам 320 миллионов евро, а «Приватбанк» привлек внимание Центробанка Украины – последний уверен, что банку нужна существенная рекапитализация. Олигарх эти обвинения отрицает и заявляет, что у главы Центробанка Валерии Гонтаревой цифры каждый раз разные.
 
Пока обе стороны – Порошенко и Коломойский – не стали начинать прямую войну. В ходе «экстренного мирного процесса» за связь с Коломойским и его окружением отвечает глава администрации президента Борис Ложкин – человек, который долгое время вел бизнес со всеми основными игроками на Украине.

Коломойский тем временем рекрутирует себе сторонников. Он утвкрждает, что у него хорошие отношения с Яценюком, который, по его словам, «лучший из этого змеиного гнезда». Он также признает, что координирует свои действия с бывшим конкурентом, Ринатом Ахметовым.

- Вы знаете анекдот об умирающем армянине?- спрашивает Коломойский. – Глава большого армянского семейства умирает в окружении всех своих детей и родственников. И он говорит им: «Берегите евреев!» Они спрашивают: «Почему?» «Потому что когда их не станет, примутся за вас!»

- Ахметов и я должны заботиться друг о друге потому, что, когда его уберут, примутся за меня. А если меня уберут, примутся за него, - заканчивает беседу Коломойский.