Туризм на лодках - мне это необходимо!

Олег Бочаров 47
Олег Бочаров 47
      Интересно проследить, как складываются у людей те или иные пристрастия?  Например, к туризму. Или, точнее, к туризму на лодках.
    Помог случай. Мне захотелось побывать в советской Прибалтике. Среди моих знакомых  ходили  разговоры, что там, в Прибалтике, что-то необыкновенное.  Там такие  магазины…!  Такие  товары…! А как можно туда съездить?  Приехать-то можно. А как там можно  переночевать? – В гостинице. Это теоретически.  А на самом деле гостиницы  всегда  заняты или забронированы для кого-то. Если вам удалось устроиться в гостинице просто так, то это значит, что вам крупно повезло. Я пошёл в турбюро, точнее «Ярославский областной совет по туризму и экскурсиям» в надежде купить там путёвку в Прибалтику.  На моё счастье, можно было купить путёвку лишь одного вида. Этот маршрут назывался «По курортным местам Литвы». Я прочитал маршрут и не увидел там ни одного известного мне названия. Зато, там был  предусмотрен пятидневный поход на лодках в местечке Игналина. Меня это устроило. А было мне в 1972 году 25 лет.
    Подъехать к началу маршрута - городу Игналина, было просто только со стороны Ленинграда, на поезде. На этой ж\д линии есть станция с таким названием.  Турбаза Игналина располагалась на берегу озера Лушис (в переводе с литовского означает рысь).  Озеро Лушис является частью большой  озёрной системы  Игналина.  Вот по этой-то озёрной системе у нас был  запланирован лодочный поход на 5 дней.  Группа подобралась в основном молодёжная, с разных концов СССР.  Из Ярославля 6 человек, из Москвы 4 чел. Из Грузии 2 чел., из Белоруссии 8 чел., и так далее. Конечно, в поход согласились идти не все. Я и сам шёл в многодневный поход в первый раз в жизни. Но 20 с чем-то человек всё же набралось. Погода стояла тёплая, солнечная.  В день отплытия набежали тучи, подул холодный ветер, изредка брызгало дождичком. Вся стать, отложить бы выход на маршрут, но план – есть план! Отказаться уже нельзя уже потому, что нас сняли с довольствия. Продукты питания выдали. Перед выходом начали делить лодки, то есть разбиваться по экипажам.  В одну лодку должно сесть 4 человека: два гребца, один рулевой и один пассажир на замену гребцам. Лодки специальные, туристические, дощатые, типа «фофан»,с двумя парами распашных вёсел. Конструкция лодки придумана российским инженером Фан дер Флис. Я приехал один – сам по себе и мне было всё равно с кем плыть в лодке. При распределении по лодкам оказалось, что две молодые барышни и одна взрослая тётя из Москвы совсем грести не умеют.  Инструктор порешил: посадить их к себе в лодку, и меня взять в качестве гребца. У нас в лодке оказалось 6 человек вместо 4х.
     Озеро Лушис расположилось в длину, как раз вдоль ветра, встречного нам. Пришлось нам с инструктором сильно упираться, чтобы лодка продвигалась по курсу.  Другие экипажи были более подготовлены к длительной гребле. Они регулярно менялись на вёслах. Не быстро, но всё же шли вперёд. Наши девушки – пассажирки совсем не могли грести и рулить тоже. Мы с инструктором гребли без замены несколько часов. Хоть у меня и был опыт гребли на лодке против ветра, но всё равно…  Я так устал!!!  Просто смертельно.
        К концу дня мы пришли на запланированную  стоянку.  Теперь наш экипаж, во главе с инструктором, должен сварить обед.  Девушки варить не умеют.  Хорошо, что инструкторов обучают, как варить на костре. Активно помогала зрелая дама из нашего экипажа. Я дрова притаскивал.  Остальные туристы, когда поставили свои палатки и почувствовали голод, тоже пришли помогать готовить обед.  После обеда сразу начали варить ужин.
    Вечером оказалось, что мне негде спать. Было запланировано: спать по 4 человека в палатке. Инструктор спит один. Ещё одна палатка под продукты. Девушки нашего экипажа уже распределились между собой. А я всю дорогу их вёз – грёб из последних сил, и оказался не удел.  Обидно!  Меня пожалела большая тётя из Гомеля. Учительница математики.  Взяла меня в свою палатку. Там ещё была девица. На вечерние посиделки у костра я не остался. Как залез в спальник, так и отключился.    Я проснулся на рассвете  от холода.  Солнце ещё не встало, но было уже светло.  Над озером стоял  туман.  Я пошёл гулять по дороге вдоль озера.  Солнце вставало прямо из озера. Это очень красиво. Когда я вернулся к нашей  стоянке, то инструктор уже  разводил костёр. Снова нужны  были  дрова.  Все  прежние  запасы спалили за ночь на посиделках. Я опять пошёл за дровами. Народ на завтрак поднялся рано. Туристки замёрзли.
     Сегодня мы по узкой мелкой протоке должны были перейти в другое озеро.  Здесь ветер уже нам не мешал. Волн не было. Но, нужно было идти против течения, и оно отбрасывало наши лодочки то к одному берегу, то к другому. Лодки сами разворачивались, становились поперёк русла. Лодки сталкивались. Мы бранились непонятно с кем. Наверное, сами с собой, за неумение управлять лодками. Приходилось иногда выпрыгивать из лодки в воду и проводить наши лодки вручную. Речушка была не глубокая, но дно завалено упавшими деревьями, какими-то корягами и камнями. Здесь я понял, что выпрыгивать в воду нужно прямо в кедах, а не босиком. Целей ноги будут. Наши экипажные девушки пробовали учиться грести. Постепенно стало и у них получаться. Во второй половине дня мы высадились на берегу озера, шириной с нашу Волгу (около 0,5 км)и длиной порядка 3х км, в молодом сосновом лесу.  Здесь для нас были припасены дрова местным лесником.  Место для костра было обложено камешками. Сегодня обед готовил экипаж  другой  лодки,получившей имя Бэллочка. Мы своим лодкам давали названия, как кораблям.  Придумать название для своего "корабля" было не просто. У экипажа были разные мнения.  Название лодки Бэллочка было единодушным не только для её экипажа, но и для всей группы. Экипаж этой лодки состоял из двух женатых пар зрелого возраста. Оказалось, что с одной туристкой из этой лодки я не просто знаком, но мы даже жили в одном городе, в одном доме, на одном этаже. Звали её Бэлла. Это была дама неопределённого возраста, огромного размера. Гребла она очень технично и мощно.  Ещё бы! У неё ведь такая закалка… Лет 15 тому назад, когда мы жили в одном доме с дровяным  отоплением, она затаскивала на своих плечах весьма внушительный ящик дров на третий этаж. Это повторялось 3 раза в неделю, в зимний период.
     После вкусного ужина, приготовленного двумя женатыми парами, инструктор нас водил на прогулку в соседний хутор, на литовскую свадьбу смотреть. Я заметил, что литовская свадьба отличается от русской в лучшую сторону. Так, вечернее праздничное гуляние у них проходило не среди домов, а на значительном расстоянии от хутора - на полянке, которая была обсажена по периметру молодыми берёзками, как будто специально. Девушки сидели вокруг полянки на специально принесённых  табуреточках. Юноши стояли позади девушек.  Играл маленький оркестрик из аккордеона, скрипки, и барабана. Звучал он очень мило. Танцы совсем не похожи на наши сельские. В основном танцы парные - полечки и вальсики. Приглашали на танец по особому ритуалу. Всё это смотрелось очень театрально.
    На сегодня инструктор постановил возобновить традицию туристов водных маршрутов. Мы начали спать по экипажно. То есть: 4 человека одного экипажа спят в одной палатке. Меня это очень даже устроило. Я спал в одной палатке с 3-мя девушками из нашей лодки. Ночь была тёплой. Я больше не мёрз. На следующий день объявили днёвку.  После обеда я решил покататься по озеру на лодке. Мою инициативу поддержали другие мужчины. Насажали полную лодку девушек и повезли.  Встретились мы на середине озера. Они меня побрызгали для забавы, я их тоже. Одна блондиночка, из Минска, так перепугалась брызг. С ней случилась истерика. Она завизжала с неимоверной силой и вознамерилась выпрыгнуть из лодки, при этом объявив, что не умеет плавать. Благо, мужички успели её остановить и успокоить. А то бы случилась беда.
     На следующий день мы по озеру вернулись назад в весёлую протоку, вышли в озеро Лушис, проплыли мимо нашей турбазы, вошли в узкую речку, а потом ещё в одно озеро - небольшое. Там встали на ночлег.
     А ещё через день, мы приплыли обратно на нашу турбазу. На берегу нас встречал старший инструктор и местные девушки в национальных костюмах. Они угощали нас компотом.  Таков был ритуал. Для ответа на приветствие мы специально разучили несколько фраз на литовском языке.
     В итоге, туризм на лодках мне понравился очень. В другом пункте нашего маршрута, в курортном местечке Бирштонас, у нас был запланирован ещё один поход на лодках, на 2 дня, по реке Неман. По-литовски он звучит Нямунас.  Идти или не идти, такого вопроса для меня не было. Конечно, идти!  Это был довольно простой гуляльный поход.  Речка  Нямунас очень живописная, не широкая, с тёплой водой. На обратном пути мы украсили наши лодки дугами из веток, увитых цветами. Лодочки мы связали друг за дружкой. Времени на обратный путь было много.  Мы гребли зигзагом. Пели песни. 
На торжественном вечере мне дали первый значок «Турист СССР». Потом их у меня было много. Персонал турбазы устроил нам праздничный концерт. Молодые пары из персонала танцевали для нас литовскую полечку.
Этот не сложный лодочный поход приучил меня к мысли, что водоём и лодка мне в жизни просто необходимы.