Тяжёлая вода

Владимир Рогач
              Как то я приезжаю к сыну в субботу с утра пораньше. Пьём кофе приготовленное в   кофе машине,  болтаем .  Сын затем собирается  на работу. Я  же собираюсь  пробежать глазами новости в яндексе и поехать в ЦДХ на художественную выставку картин новых, московских авангардистов. Сын уже готов дверь входную за собой закрыть, как вдруг сотовый у него в куртке распелся утренним приветствием. Сын «алёкает», беседует с кем то  и настроение у него после разговора явно портится.
                - В чем дело Витя  - спрашиваю  бодрым голосом, - Что не так уже с утра?
                - Продавщица заболевает,  моей торговой  точке  по продаже фильтров по очистке воды. -
                - Вот ещё незадача.-
                - Дни предпраздничные, торговля  идёт бойко,  в день двадцатку тысяч  наверняка потеряю. -
                - И что простуда  её прихватывает? -  И не предупреждает  заранее. -
Сын огорчённо вздыхает.  Недолго думая, предлагаю свою помощь
                - Витюша давай я день поторгую, «авангардисты»  ни куда не денутся, завтра съезжу в ЦДХ.
                - Я человек  свободный,  временем располагаю. -
       Сын веселеет на глазах. Затем  заявляет, что неудобно меня посылать на торговлю. Я его тут же убеждаю, что всё будет в полном порядке и точка простаивать не будет и мне интересно  ощутить себя торговцем  «жучилой». Витя объясняет, что это всё довольно просто.  Ценники  товарные,  на второй полке справа. Инструкции, как фильтры картриджи работают, в каждой упаковке имеются. На комплексные системы очистки воды  гарантия установки по месту у купивших клиентов. Тарифы приятные. Тетрадь учёта, сколько продано и  чего продано  в коробке  из - под обуви, на полу.  Сын рассказывает, как проехать к точке и найти её в большом  двухэтажном  торговом комплексе и с чувством облегчения уезжает на работу. Я уже охваченный торговой лихорадкой и жаждой наживы,  допиваю скоренько остывший кофе и еду  торговать, приносить доход семье сына.
Торговую точку нахожу легко, промахиваюсь мимо, только раз всего то. «Точка» представляет собой лёгкое строение с  застеклённой  передней витриной.  Размером два с с половиной метра квадратных. Почти вся заставлена полками с разнообразными фильтрами, картриджами и законченными полными системами по очистке воды.  На меня внезапно накатывает растерянность, как мне разобраться в этом обилие разных коробочек,  коробок и упаковок с системами.   Открываю застеклённую дверцу, протискиваюсь внутрь рабочего помещения. Не сразу, но нахожу  «прайс» -  листы на товар и со вздохом облегчения кладу рядом с собой.
Тут же на листе бумаги пишу для себя,  картриджи такие  слева, такие -  то справа,  те над головой, на полке слева  от меня. Системы по очистке воды, на полу, Так называемые фильтры кувшины с картриджами на передней витрине.  Пока пишу, на лице проступает лёгкая испарина  отчаяния. Вдруг не разберусь и что то сделаю не так, как надо, либо не найду того что нужно. Расписываю, как могу, что и где лежит и принимаюсь штудировать  инструкции на картриджи и фильтры.  Их самых популярных марок их около двадцати. С содержимым инструкций знакомлюсь бегло, во первых  написаны кратко, как говорится в одном из бородатых анекдотов,  для настоящих  полковников, во вторых два высших технических образования выясняется, что могут помочь и спустя годы.
                - Мужчина вы в Ленинке  к зачёту готовитесь  или фильтрами торгуете? -
Приятный голос отрывает меня от чтения.  Довольно симпатичная женщина, лет сорока пяти, с улыбкой смотрит на меня. 
- Фильтрами для очистки воды, конечно, торгую  - с готовностью отвечаю я.
                - Мне фильтр кувшин, вон тот зелёный  фирмы «аквофор» -  просит она - Почем они у вас? -
От предпродажного волнения забываю цену напрочь,  затем соображаю и отвечаю с добрейшей улыбкой на лице
                - Пожалуйста, цены перед вами на витрине. -
Получаю деньги, проверяю комплектность изделия, отдаю фильтр  и говорю сам себе гордо.
                - Первый улетает. -
К одиннадцати торговля оживает. Кто просто просит  два  картриджа такой - то  фирмы, кому то объясняю, как очищает воду тот или иной картридж  фильтра кувшина.  К двум часам я уже чувствую себя довольно уверенно. Инструкции проштудированы, химические формулы, сорбенты, мембраны легко встраиваются в мой торговый  почти профессиональный сленг. Хочется блеснуть знаниями о продаваемых изделиях перед покупателями. Торговля «кипит», бизнес процветает.  В три подходит молодой мужик. От него пахнет дорогой французской туалетной водой и коньяком. Просит десяток картриджей для немецкого фильтра кувшина. Интересуется - пока я достаю и упаковываю картриджи в коробку. Моё ли это торговое место?  И москвич ли я?
                - Москвич  - отвечаю  - В третьем поколении москвич
Говорю, что подрабатываю у хозяина на пенсии.  Мужик неожиданно для меня разражается гневной тирадой о том, что «чёрные»  всю Москву скупают и москвичей в услужении держат.
Протягиваю ему сдачу двести рублей. Не берёт своих денег обратно.  С участием в голосе произносит:
                - Это вам на  сигареты. –
   Чувствую себя крайне неловко поначалу, потом мысленно хохочу во всё горло и думаю, есть «контакт». Левак»  кладу не в кассу – коробку, а правый кармашек джинсов.
К пяти вечера чувствую себя торговым  козырным тузом.  Объясняю пожилой паре, как работает система комплексной очистки воды Аттол.   Предлагаю встать на постоянное  сервисное обслуживание.  Объясняю принцип действия специальной,  уникальной  мембраны пропускающей сквозь себя, только молекулы воды. Рисую  на обратной стороне коробки, как она работает.
Тут же пишу  формулы окиси, закиси и перекиси железа, кальцитов хлоридов которые задерживаются и выводятся системой  в сливную канализацию.   Мужчина поворачивается к жене и удивлённо произносит:
                - Варенька ты мне твердишь, что в ларьках покупать ничего нельзя и продавцы два слова связать не могут, а тут энциклопедически образованные люди торгуют. Покупают систему за восемь тысяч, записываю их на льготную установку в течение трёх дней и пожизненное обслуживание, правда,  за дополнительную плату.  Благодарят  искренне несколько раз уходят счастливые с покупкой.
Подходит старик просит фильтр для очистки воды, что надевается прямо на кран мойки на кухне. Пока ищу то,  что ему требуется, интересуется моим отношением к действующей власти. Отвечаю, что отрицательное крайне.  Наконец нахожу нужное ему устройство.  Старик обзывает, горячась  от слова к слову, Егора Гайдара гнилым продажным американским колобком, я в свою очередь Чубайса рыжим непотопляемым утюгом. В течение десяти минут заинтересованно и горячо беседуем на международные темы. На прощание старик  вскидывает руку  на уровне плеча. Кисть руки  сжимает в кулак и произносит:
                - Рот фронт.-
  Я тут же откликаюсь.
                - Но пасаран -
Прощаемся очень довольные  друг другом. Старик забывает забрать купленный картридж. Надеюсь,  что не вернётся, а мне ещё сто двадцать рубликов на «сигареты»   
К семи вечера  Её Величество Гордыня, которая восхищается моими торговыми способностями и знаниями по теме, порой срывает мне крышу. В коробке кассы приличная сумма денег. Да окончания торговли около часа.  И тут ко мне мерным шагом римлянина легионера в фаланге подходит женщина лет пятидесяти, с суровым замкнутым лицом.
  На  эмоциональном подъёме интересуюсь:
                - Что Вам угодно сударыня?  - Что я могу Вам предложить? -
     Женщина,  поначалу совершенно не обращая внимания,  на мою изысканную речь и предложение,  рассматривает витрину с выставленными образцами.  Затем чеканя,  короткие фразы интересуется:
                - Есть у вас приличный по качеству картридж. -
                - Что посоветуете  мужчина?-
      Я с готовностью,  мысленно потирая руки, начинаю короткий  экскурс по качественным, достойным картриджам. Рассказываю о безупречных немецких, их аналогах, что делают по лицензии,  у нас в России.  Затем о неплохих картриджах фирмы «аквафор»  которые завоёвывают нас,  москвичей  соотношением цена  - качество. Далее, заливаясь соловьём, рассказываю о  принципах  многоуровневой защиты  в наполнителях  картриджей от всяческой гадости в нашей воде. Вскользь касаюсь степени защиты от окисей железа, хлоратов, сложных полунасыщенных жиров. И тут меня грубо прерывают на самом интересном месте.
                - Мужчина, вы мне лапшу на уши не вешайте.- 
                - А с тритием?-
                - Вы мне скажите, они с тритием работают? -
   Я тут же замолкаю, словно громом поражённый.  В голове  неожиданно  возникают обрывки из    художественного  фильма  о гитлеровском заводе в Норвегии и   установках по получению  тяжёлой воды. И как наши разведчики  совместно с норвежскими бойцами сопротивления уничтожают этот завод.
Я растерянно молчу. Словно меня, как телевизор выключают из сети.  Работает прибор, есть звук,  щёлк и  нет звука.
               
                - Мужчина, жду ответа, как соловей лета.-

   Собираю волю в кулак и  напрягаюсь до лёгкого головокружения. Разрозненные  забытые познания о тяжелой воде пытаются в моей головушке сбиться в единую  подсказку  - картинку.  Я не тороплюсь и осторожно выкладываю  потенциальной покупательнице всё, что помню, для начала. о   тяжелой воде и дейтерии.
Итак, тяжёлая вода.  Тяжёлый водород. Массой  вдвое тяжелее обычной, оксид водорода.  На орбите имеет один протон и  один нейтрон. Применяется в ядерных реакторах для замедления каких то процессов. Химическая формула D2О, в воде  присутствует в очень малых количествах. В талой воде дейтерия,  чуть больше, чем в обычной городской водичке.
Всё о дейтерии, больше ничегошеньки не знаю.
             -  Мужчина,  я вас русским языком спрашиваю  -
            -   Вы мне своим D2О,  дустом одним словом, разум не отравляйте.–
             -  Вы Знайка - зазнайка мне мозг наружу не выносите.-
              - Ваш картридж работает с тритием или нет?  -
  В Дубне, что ли она проживает, при ядерном центре?  Мелькает молнией  в голове, а мне день знаний устраивает. И причём здесь тритий. 
     Теперь изо всех сил пытаюсь вспомнить,  что такое тритий. Сверхтяжёлый водород -  раз, кипит при больших отрицательных температурах  минус 248 градусов - два. Применяется в термоядерных процессах.  Период полураспада не помню, к своему стыду. Вроде бы радиоактивен - три.  Ура ещё вспоминаю,  что тритий  применяется,  в смеси  в люминофорами,  для подсветки циферблатов  в наручных  армейских часах,  в Швейцарии.   Больше к своему стыду о тритии  ничего не вспоминаю, заклинивает наглухо. Вяло, еле шевеля  языком, рассказываю, об  этом проклятом тритии, как двоечник на экзамене, под взглядом строгой "училки".
Неожиданно  приходит в голову, что покупательница  просто «чокнутая»,  скорее всего, выжившая из ума  бывшая преподавательница одного из технических вузов столицы.
Я сдуваюсь, словно большой праздничный воздушный шар и с плохо скрываемой досадой заявляю:
              - Не знаю, подойдёт ли вам этот картридж по тритию, сами решайте.
              - Но трития в нашей московской воде нет. –
              - Это я  точно знаю. -
Женщина смотрит на меня уничижительным взглядом и подчёркнуто громко говорит:
               -  Днями сидят,  штаны протирают, нас покупателей в заблуждение вводят,  а сами ноль без палочки.- 
И уходит  от прилавка, чеканя шаг.
Мужик,  хозяин соседнего ларька подходит ко мне и вежливо  интересуется.
              - Вы видимо Физ - тех в своё время оканчиваете!? Я про тяжёлую воду и тритий столько нового для себя открываю. – Спасибо. -
И он уважительно жмёт мне руку.
Домой приезжаю «никакой»,  безо всякого настроения Тетка со своим тритием вконец портит настроение.   Сын поздравляет  с первым рабочим днём, пытается всучить мне десять тысяч,  зарплату  за день. Я наотрез отказываюсь. Спустя час рассказываю, что со мной приключается в концу моего рабочего дня. Сын поначалу недоумевает, затем хохочет во всё горло.
Витя объясняет, что тритий это всего на всего, неудачный российский  фильтр кувшин для  очистки воды. Называется тритий.  Картриджи у  этой модели «никудышние». Успехом у покупателей не пользуется. Поэтому и продаже у него их нет.
И опять весело смеётся, и я неуверенно смеюсь вслед за ним.