Экскурсия в заповедник Мадара

Юрий Бахарев
Национально исторический резерват «Мадара» известен по своему главному экспонату - скале с вырубленным на ней «Мадарским всадником».
26. Дорога к НИАР «Мадара»

 Красивая природа, изобилие воды, и неприступные скалы с пещерами привлекли сюда людей еще в глубокой древности. Со времен неолита человек живет в этих местах.
27. НИАР «Мадара»

 Об этом свидетельствуют археологические  следы материальной  культуры многих народов, от пещер первобытных людей, и поселений античного времени фракийцев, римлян, греков, до средневековых укреплений византийцев, славян, болгар, турок и других народов.

Приобрели билеты для осмотра резервата и по длинной, каменной лестнице пошли наверх к скале с Мадарским всадником.
27.1. Резерват «Мадарский всадник»
27.2. Лестница  к скалам
27.3. Тропа в заповеднике

В течение веков люди создавали здесь  пещерные святилища и кельи отшельников, дворцы и храмы, крепости и монастырские комплексы.
28. Скалы  в НИАР «Модара»

Существуют всевозможные гипотезы относительно происхождения названия Модара. Ряд историков склонен считать, что оно связано с древнегреческим прилагательным „мадарос” со значением „голый”, „лысый. И для этого есть основания, если посмотреть на фото скалы с Мадарским всадником
29. Скала с Мадарским всадником

Другие придерживаются древнеболгарского происхождения названия, согласно чему оно означает священная скала. При этом священной скалой называют  скалу с выбитым на ней всадником, пронизывающем копьем льва. Долгое время местное население считало, что это изображение святого Георгия Победоносца
30. Барельеф Мадарский всадник

В античные времена эти места заселяли индоевропейские племена фракийцев. Обнаруженный при археологических раскопках инвентарь дает информацию о торговых связях здешних фракийцев с греческими колониями на побережье Средиземного и Черного морей.

 Фракийцы, как и их предшественники, времен каменного века, использовали пещеры как жилища и обрабатывали их для лучшего удобства и  большего простора.

Когда-то здесь находился один из самых больших культовых центров прошлого на Балканах.  Ученым удалось установить, что  древние фракийцы поклонялись здесь культу Орфея. Большая Пещера была превращена ими в святилище, а на солнечных часах, которые нашли археологи, изображен и сам Орфей, фракийский царь, певец и музыкант.
31. Мадара. Большая пещера

 Рядом находится также Камень жертвоприношений.
32. Камень жертвоприношений

Античный период в здешних местах особенно заметен на Мадарском плато, раскинувшимся  над почти вертикальными скалами. Самый известный археологический памятник руины стоявшей на плато над обрывом Римской виллы III века принадлежащей богатому рабовладельцу.
33. Руины Римской виллы на плато

В позднюю античность на этом месте  возникла крепость Матора, которая многократно перестраивалась и была разрушена во время нашествия османских турок в 1386 году.
34. Остатки крепости Матора

К остаткам болгарской крепости Матора ведет лестница, насчитывающая 386 ступеней, высеченных в скале.
35. Лестница на плато

С плато открывается потрясающий вид на Мадарский заповедник
36. Вид с лестницы

Но самым главным археологическим памятником Мадарского заповедника является Мадарский всадник.

 Памятник представляет собой, рельефное изображение всадника, высеченное в ІХ веке на священной для тогдашних болгар стометровой скале.

Скальный рельеф, единственный в своем роде в Европе, яркий  образец  болгарского искусства, символизирующий мощь  средневекового болгарского государства.
На  стометровой, отвесной скале, на высоте 23 метра вырублен барельеф (2,6 м х 3,1 м), изображающий всадника с собакой, повергшего льва.
37. Мадарский всадник

Сюжет, изображенный на скальном рельефе  не охота, а триумф победителя. Всадник, пронзив копьем поверженного льва,  спокойно наслаждается победой.

Победитель, со шлемом на голове и в одежде до колен, сидит в седле с высокой спинкой, позволяющей отдыхать сидя на коне верхом.  В левой руке он держит поводья коня, а в правой – копьё.  У ног коня бежит собака – священное животное кочевников-болгар.

 Существует предание, что  жившие здесь фракийские племена, поклоняющиеся Духу Огня, вырезали всадника на скале, как предупреждение для будущих завоевателей и как  защитника местного народа.

Фигуры льва и собаки были сделаны позже, после появления булгар во главе с ханом Аспарухом. Булгары восприняли фигуру Мадарского всадника как образ Аспаруха, изображающий его победу.

 Тогда были сделаны лев и собака, символизирующие силу булгар и их дружбу с находящимися здесь племенами. Из смешения булгар, фракийцев и славян сформировались болгары, как народ.

Согласно другой теории, на скале высечено изображение Святовита (славянского бога) примерно в конце 6 века н. э.

Но, более вероятна версия, что памятник был создан  приблизительно 710 годом н. э. во время правления булгарского хана Тервела, сына Аспаруха. А  на скале выбито  изображение самого хана.

По сторонам рельефа и под ним открыты надписи на византийском языке, рассказывающие о важных политических событиях во взаимоотношении болгарского государства с Византией,  с 705 по 801 год.

Надписи вырублены как во времена  правления  хана Тервела,  так и  в царствование последующих   болгарских монархов из династии Дуло, имена которых Кормисош и Омуртаг. В этом каменном тексте впервые упомянуто имя болгары.


 На современных болгарских монетах изображена копия этого барельефа.  Недалеко от барельефа  обнаружена стоянка человека каменного века, и остатки культовых сооружений фракийских времен в гроте трех нимф.
38. Грот

В раннее христианское время в пещерах скалы был монастырь, от которого сохранились не только вырубленные кельи монахов, но и почитаемая до сих пор пещерная церковь
39. Кельи монастыря
40. Церковь в пещере

На заставке: Мадарский всадник

Примечание: Номерами обозначены фотографии, недоступные на сайте Проза.ру.  Часто под теми же названиями, похожие  фото можно найти в разделе «Картинки» Яндекса.