Житие преподобного Георгия Хаджи-Георгия

Дмитрий Саврацкий
Преподобнейший отец наш Георгий родился
в селении Кермира Кесарии Каппадокий-
ской в 1809 году. Родители его были богаты не
только добродетелями, но и вещественными бла­
гами, которые щедро раздавали бедным. Его отца
звали Иорданис, он был родом из Кермиры, а мать
Мария была из Гелвери.
Родив двух детей, Гавриила (Хаджи-Георгия)
и Анастасия, они стали жить, как брат и сестра.
Мать с детства привыкла к подвижничеству. Её
сестра была монахиней, и она со своими детьми
часто посещала её. Маленький Гавриил слышал
от своей тётки разные рассказы о жизни подвиж­
ников и в его детском сердце загорелось желание
стать монахом. Он старался подражать им - строго
постился и молился.
Его отец Иорданис также был благочестивым
человеком. Он занимался торговлей и большую
часть времени проводил в разъездах. Это дава­
ло Марии возможность жить просто и заботиться
о «едином на потребу»1). Вместе с маленьким Гав­
риилом, который отличался большим благочес­
тием, она с другими женщинами ходила на ночные
службы в пещерные храмы или небольшие заго­
родные церкви. Можно сказать, что даже моло­
ко благословенной матери, которым питался Гав­
риил, было пропитано подвижничеством.
Гавриил немного подрос и пошёл в школу. Хоть
он и был очень смышлёным, наука ему не давалась.
Он никак не мог научиться читать. Похоже, в этом
было особое Божие устроение - чтобы чудес­
ным образом выучилось читать это благословен­
ное чадо. Целых четыре года мучился маленький
Гавриил в школе, но не научился читать даже по
слогам. Родители и учитель ругали его, и Гавриил
убегал в пещеры. В окрестностях Кермиры, или,
по-другому, Кермиля, была пещера с отпечат­
ком стопы святого великомученика Георгия, туда
чаще всего и убегал маленький Гавриил. Постился
и молился со множеством земных поклонов, а ког­
да чувствовал изнеможение, ел траву, что растёт
в горах.
Однажды он пропал на месяц; нашёл пустын­
ников, которые жили в горах, и стал подвизаться
вместе с ними, живя в отдельной пещере. Потом
его нашли родители и с тех пор перестали ругать
за то, что он не может научиться читать.
14 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
1) См.: Лк. 10,42.
Как-то раз мать ему сказала:
- Гавриил, дитя моё, пойди в церковь и попроси
Божию Матерь помочь тебе научиться читать.
В их приходском храме была чудотворная ико­
на Богородицы. После трёхдневного поста и много­
часовых коленопреклонённых молитв маленький
Гаврил ночью, чтобы его не увидели люди, пошёл
в храм молиться.
У притвора храма он встал на колени и принял­
ся со слезами молиться, потому что двери были за­
перты. Он просил Божию Матерь: «Царица Небес­
ная, помоги мне научиться читать!» Вдруг двери
церкви распахнулись, вошла Богородица, взяла
мальчика за руку, подвела его к иконе Христа и
сказала: «Сыне Мой, пусть маленький Гавриил на­
учится читать». «С этими словами, - рассказывал
сам старец, - Она меня благословила, поцеловала
и сказала: “Теперь ты умеешь читать”. И вошла
в северную дверь алтаря».
Гавриил, видя, что Она не выходит, сам вошёл
в алтарь. Обыскал весь храм, но найти Её не мог.
Подошло время службы. Сторож, увидев откры­
тые двери, Гавриила в храме, не зная, что и поду­
мать, в недоумении спросил:
- Как ты здесь оказался ?
Гавриил в подробностях рассказал ему, как всё
было. Сторож, дабы убедиться в истинности его
слов, дал ему книгу. Гавриил стал читать красиво
и чётко.
- На самом деле, это была Божия Матерь! - уди­
вился сторож.
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 15
После такого чудесного события родители и все
родственники стали весьма почитать Гавриила.
А он продолжал ходить в пещеры и подвизаться.
Собирал друзей и строил вместе с ними маленький
монастырь с храмом и кельями, в котором сам был
игуменом.
В четырнадцать лет Гавриил со своими родст­
венниками поехал в Константинополь, так как
стало известно, что дядя его, который жил там, пе­
решёл в мусульманство. По дороге в столицу они
проезжали одним пустынным местом, и помысел
сказал ему, что здесь обитают пустынники, кото­
рых можно попросить помолиться о дяде. Гавриил
оставил своих спутников и стал искать в лесу пус­
тынников, но никого не нашёл. Он сбился с доро­
ги и в отчаянии просил о помощи святого Георгия.
Вдруг перед ним предстал святой в воинском одея­
нии, со светлым лицом, и спросил:
- Ты потерял дорогу, Гавриил ?
- Да, - ответил мальчик.
- Иди ко мне, - сказал святой Георгий и принял
его к себе на коня. Гавриил тут же догнал своих
спутников, которые удивились, увидев его, и про­
славили Бога!
Приехав в Константинополь, он вместе с родст­
венниками с болью в сердце пошёл к своему дяде.
Дядя Гавриила занимал высокий пост при дворе
султана Махмуда II (1808-1839). Некогда, за то,
что он повелел у себя на родине сделать некото­
рые постройки, армяне из зависти оклеветали его
перед турками. Чтобы избежать верной смерти,
16 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
дядя, к сожалению, принял ислам. После этого он,
конечно, стал пользоваться большим доверием
у султана.
После встречи с дядей родственники возврати­
лись на родину, а Гавриил остался в Константино­
поле и непрестанно молился. Он приложил много
усилий к тому, чтобы дядя его вернулся в хрис­
тианство, и не только дядя, но и один священник,
и ещё несколько человек, которые тоже перешли
в ислам от страха. Тёплые молитвы Гавриила,
коленопреклонения и пост привлекли милость
Божию. Дядя и остальные стали сначала тайны­
ми христианами, а позднее переехали в Смирну.
Дядя прислуживал в одном из храмов, подвизал­
ся ревностно в покаянии и почил в светлый день
Воскресения. Священник же и остальные с ним
тоже ревностно подвизались и почили в покаянии
в Смирне.
Четыре года жил Гавриил при дворе султана
и произвёл на него впечатление своей подвиж­
нической жизнью. Султан удивлялся: «Юноша
совершенно равнодушен к человеческой славе и
мирским удовольствиям! Довольствуется тёмным
подвалом, ест раз в день горсть размоченного в во­
де ячменя! Ночь напролёт молится, часами без пе­
рерыва кладёт поклоны!» Удивлялся султан, видя
всё это, и спрашивал у своих придворных: «Кто
научил этого юношу так поститься и молиться?»
Святая жизнь маленького Гавриила произвела
на султана такое сильное впечатление, что он сам
тайно принял христианство.
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 17
Позднее сам старец Хаджи-Георгий говорил
так: «Султан Махмуд потом стал любить хрис­
тиан. Если до того христиане не могли ни отре­
монтировать старый храм, ни построить новый, то
во время его правления было издано больше двух
тысяч фирманов о строительстве новых церквей...
Ещё он пожертвовал две большие иконы, святого
Иоанна Предтечи, которого очень почитал, и отца
его, пророка Захарии, и одно серебряное паника­
дило. Покровительствовал Иерусалимской Пат­
риархии, которая должна была евреям тридцать
шесть тысяч золотых лир. Султан потребовал себе
все расписки и порвал их, а евреям строго прика­
зал впредь не требовать этого долга с Иерусалим­
ской Патриархии. Он изменил многие турецкие
обычаи и много помогал христианам. За это турки,
конечно, его убили, а всем объявили, что он умер
своей смертью».
Проведя четыре года в Константинополе при
дворе султана и вернув многих людей ко Христу,
Гавриил в возрасте восемнадцати лет стал думать
и о собственном спасении. Со слезами постоянно
день и ночь он просил Божию Матерь направить
его на путь спасения.
Как-то раз он был на литургии в храме Пат­
риархии и со слезами просил Божию Матерь пе­
ред Её иконой, что находится за Патриаршей ка­
федрой1), указать ему путь. После службы он не
покинул храм, но с сильной верой и детской непо­
18 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
1) В греческих храмах архиерейская кафедра находится у право­
го клироса. - Прим. пер.
средственностью продолжал просить Богородицу
указать, как ему поступить. Вдруг, как сам старец
Хаджи-Георгий рассказывал потом, он увидел
Царицу Небесную, Которая от иконы шла к нему.
На Ней было светлейшее белое одеяние. Она по­
дошла и спросила:
- Чего ты хочешь ?
- Хочу спастись, - ответил Гавриил.
Тогда Богородица ему говорит:
- Иди к внешним воротам Фанара1), к лестни­
це, там увидишь одного монаха, поезжай с ним на
Святую Г ору.
Сказав это, Божия Матерь вошла опять в Свой
образ.
Гавриил радостный побежал к лестнице. Он
увидел почтенного монаха, худого, с длинной се­
дой бородой. Это был игумен афонского монастыря
Григориат, отец Григорий. Гавриил упал ему в ноги
и стал просить взять с собой на Афон. Но афонский
игумен ему сказал:
- Святыми отцами и патриаршими повеления­
ми запрещено принимать на Афон детей, как ты, и
юношей без бороды. Нечего и просить, на Афон ты
пока поехать не можешь.
Услышав отказ, Гавриил сильно опечалился. Он
рассказал о том, что видел Божию Матерь и что
это Она повелела ему обратиться к игумену. Но
старец-игумен ни под каким видом не хотел брать
Гавриила с собой на Афон и не придал никакого
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 19
1) Район в Константинополе, где находится Вселенская Патриар­
хия. Саму Патриархию часто называют Фанаром. - Прим. пер.
значения особому указанию Госпожи Богородицы,
Которая может поступать и вопреки человеческим
правилам, какими бы хорошими они ни казались.
Разговор происходил в присутствии капитана
корабля, на котором игумен Григорий приплыл
в Константинополь. Он посочувствовал Гавриилу
и сказал ему так:
- Ты спрячься на корабле, а когда приплывём на
Афон, выйдешь к старцу.
Из Константинополя Гавриил отплыл в 1828 го­
ду, и через несколько дней корабль причалил
у монастыря Григориат. Гавриил вышел из своего
укрытия и упал игумену в ноги со словами: «Бого­
родица привела меня на Афон». Из глаз его кати­
лись слёзы. Но игумен всё равно стоял на своём -
не хотел принимать в монастырь. Он даже избегал
с ним встречаться. Но отцы монастыря переубеди­
ли своего старца, и он, наконец, принял Гавриила.
Ему сразу назначили послушание помощника по­
вара, и он стал усердно служить братиям и рев­
ностно подвизаться в духовной жизни.
Однажды, когда Гавриил был ещё новоначаль­
ным монахом, под престольный праздник святите­
ля Николая из-за плохой погоды рыбаки не ходи­
ли в море, и отцы переживали, что останутся без
рыбы и угостить гостей будет нечем. Но Гавриил
был спокоен, потому что знал, что для Святителя
добыть рыбу проще простого. Он попросил Свя­
того, и на монастырский причал накануне праз­
дника стала чудесным образом сама выбрасы­
ваться большая хорошая рыба. Отцы с радостью
20 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Монастырь Григориат с пристанью.
22 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
принесли её в монастырь и приготовили, славя
Бога.
После этого события Гавриил ушёл на Кавсока-
ливью, чтобы избежать почестей от отцов монас­
тыря. В монастыре Григориат он прожил пример­
но два месяца. Там он узнал, что в скиту Кавсока-
ливьи есть один опытный духовник, папа-Неофит
Караманлис, его земляк, ревностный подвижник,
отмеченный Благодатью Божией.
К нему в каливу святого Георгия и направился
Гавриил. Папа-Неофит принял юношу с радостью,
потому что увидел на лице у него свет Благодати
Божией.
В это время на Афоне было много турецких сол­
дат: в Греции поднялось освободительное восста­
ние (1821-1830). Чтобы уберечь юношу от варварс­
тва турок, отец Неофит поселил его в пещере пре­
подобного Нифона, где сам подвизался большую
часть времени. В этой пещере Гавриил усердно
подвизался четыре года, не видя никого, кроме
своего старца, который приходил к нему и прича­
щал Святых Таин.
Гавриил возмужал, турок на Афоне стало мень­
ше, и он перешёл к своему старцу папа-Неофиту
в скит, в каливу святого Георгия, где подвизались
с ним ещё девять братий.
Хотя Гавриил был всего лишь послушник, он
показывал рассуждение и опытность преуспев­
шего в духовной жизни монаха. То есть это был
связной Церкви, подключённый к источнику Бо­
жественной Благодати.
Калива святого Георгия в Кавсокаливье, где подвизался папа-Неофит.
Однажды во время молитвы он услышал голос
своего старца, который просил: «Братья мои, спа­
сите меня!» Гавриил побежал к старшему из бра­
тии и передал ему это, но тот, увы, заругался:
- Ты в прелести! Иди лучше и читай своё пра­
вило. Тоже, услышал голос старца!
Гавриил послушался и вернулся в свою келью.
Принялся опять за молитву, но ещё сильнее ус­
лышал душераздирающий крик старца: «Братья,
спасите! Я на перевале у Керасьи, возле Креста.
Умираю. Помогите!»
Гавриил опять идёт к старшему брату и говорит
ему:
- Наш старец в опасности. Он наверху, возле
Креста.
Но брат ещё пуще забранился:
- Да ты в своём уме ? Как ты от Креста можешь
слышать голос старца1) ?
Гавриил стал со слезами упрашивать брата:
- Прочитай, отец, сотницу с поклонами внима­
тельно, и сам увидишь.
Только брат стал молиться по чётке и сделал
пару поклонов, как услышал душераздирающий
крик своего старца. Братья подвязали к ногам вет­
ки, чтобы не увязнуть в снегу, и пошли ко Крес­
ту. Почти полдня они шли, утопая в снегу, до того
места, где находился старец. Если внизу в Кавсо-
каливье снегу было метр, то наверху, у Креста,
ещё больше!
24 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
1) От каливы святого Георгия до Креста два часа пути при хоро­
шей погоде. - Прим. авт.
Папа-Неофит, возвращаясь в свою каливу, шёл
из скита святой Анны в сторону Керасьи. У Крес­
та он выбился из сил, завяз в снегу, которого было
выше человеческого роста, и не мог выбраться.
Монахи нашли его едва живого, подняли и за­
мёрзшего принесли сначала в скит Керасьи, что­
бы он немного пришёл в себя. Но мне думается, что
спасло старца не тёплое питьё, которым его напо­
или, а горячая молитва Гавриила.
Когда папа-Неофит поправился, они вернулись
в Кавсокаливью, в каливу святого Георгия. Вскоре,
в каливе, Гавриил был пострижен в монахи с име­
нем Георгий, а после паломничества ко Святым
местам его стали знать «Хаджи-Георгий».
Братство папа-Неофита выросло и из Кавсо-
каливьи перебралось в Керасью ради больше­
го уединения. Сначала четыре года жили в келье
Святых апостолов, пока не достроили кельи свя­
тых Димитрия и Мины, где могло разместиться всё
братство. В Керасье папа-Неофиту было видение,
после которого он ввёл в своём братстве строгий
устав постоянного поста и непрестанной молит­
вы. Потом, в 1848 году, он оставил отца Георгия,
Хаджи-Георгия, за старца, а сам занял келью свя­
тителя Николая в Карее, которая принадлежала
монастырю Симонопетра, заботясь о людям, ищу­
щих у него духовной помощи, чтобы им было легче
к нему добираться.
Отцы братства, оставшегося в Керасье, дове­
ряли Хаджи-Георгию, потому что он сам долго
жил в послушании у старца и понимал, что значит
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 25
4 Ё Ё * Ь
Место под названием “Крест”
быть послушником. Отсечение воли у человека он
вёл в святоотеческом духе: то есть, когда нужно,
отсекал детский эгоизм, а когда нужно, сдерживал
излишний энтузиазм. Другими словами, подрезал
с рассуждением, а не рубил безрассудно. Старец
носил в себе святость, а потому братья подчиня­
лись ему из почтения и благоговения, а не из-за
страха.
К себе Хаджи-Георгий был строг и постоянно
увеличивал свои подвиги. Старец говорил: «Ког­
да человек приступает к посту, бдению и молитве,
телесные силы его истощаются, и плоть начинает
стенать и жаловаться на тяжесть и труд подвиж­
нической жизни. Тут-то и нужно усиленное вни­
мание в мысленной брани, потому что тогда на
память приходят дни мирской жизни, чтобы не
иметь препятствий на пути ко спасению и не погу­
бить души своей».
Результатом таких трудов у Хаджи-Георгия
было истощение плоти и утончение духа. Хотя
ноги у него болели от постоянного стояния на мо­
литве, и особенно колени от многочисленных пок­
лонов, старец не отступал от своего строгого прави­
ла и никогда не принимал никаких лекарств. Своим
же послушникам и приходившим паломникам он
говорил: «Лучшее лекарство - это частое прича­
щение Святых Христовых Таин. Частая исповедь
и Божественное Причащение это самое важное,
необходимое условие для духовной радости на
земле и вечного наслаждения на Небесах». И в под­
тверждение своих слов приводил такой пример.
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 27
«Один пустынник спросил диавола:
- Что для вас страшнее всего ?
Диавол отвечал:
- Страшно и невыносимо для нас таинство Кре­
щения, которое нас лишает власти и всяких прав
на вас; Крест, который нас мучит, нас изгоняет и
нас уничтожает, но особенно Причащение. При­
частие - продолжал диавол - хуже для нас даже
геенны огненной. Мы не то что не можем прибли­
зиться к человеку, достойно причастившемуся, но
даже боимся взглянуть на него. Но как бы ни были
таинства смертельно опасны для нас, мы благодар­
ны тем людям, которые своей невнимательностью
и своими греховными привычками сами отдаляют
от себя их благотворное действие и тем сами дают
нам право владеть их сердцами».
Этим рассказом старец давал понять, насколько
важны для христиан святые таинства.
Чтобы с радостью претерпеть многие труды и
болезни подвижнической жизни ради спасения
своей души, старец Хаджи-Георгий постоянно
приводил себе на память следующий случай, ко­
торый ему когда-то рассказывал его старец папа-
Неофит.
«Как-то один больной, потеряв терпение, возо­
пил ко Господу и просил избавить его от страшных
болей, которые ему приходилось терпеть. Тогда
явился ему ангел и говорит:
- Благой Бог услышал твою молитву и испол­
нит твоё прошение, но с условием, что вместо года
страданий на земле, которыми человек очищает-
28 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Келья святых Димитрия и Мины, где жил Хаджи-Георгий со своим братством
ся, яко золото в горниле, ты согласишься пробыть
три часа в аду. Так как душе твоей требуется очи­
щение болезнью, то ты должен был бы болеть ещё
один год. Тебе это кажется трудным, подумай, од­
нако, что значит быть в аду, куда отправляются
все грешники! Потому попробуй пробыть там все­
го три часа, а потом молитвами святой Церкви ты
будешь спасён.
Больной подумал: “Год страданий на земле - это
очень много! Лучше потерпеть три часа в аду”.
- Я согласен пробыть три часа в аду, - сказал он
ангелу.
Тогда ангел аккуратно принял на руки свои его
душу и поместил в ад, а сам удалился, сказав:
- Через три часа я вернусь.
Непроглядный мрак, который царил там, тес­
нота, вопли грешников, нёсшиеся отовсюду, их
страшный вид, всё это вызывало в несчастном
страх и тоску. Повсюду страдания. Ни одного ра­
достного восклицания по всей бесконечной бездне
ада. Лишь огненные глаза демонов, готовых его
растерзать, видны в темноте.
Несчастный стал биться и кричать, но его крики
и вопли тонули в бездне. Ему казалось, что в му­
чениях прошли века, он с минуты на минуту ждал
появления ангела, но тот не приходил.
В конце концов, потеряв всякую надежду ког­
да-либо увидеть рай, он стал вопить и плакать,
но никто не обращал на него внимания. Грешники
в аду думают только о себе, а бесы радуются их
страданиям.
30 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Вдруг сладкое ангельское сияние осветило без­
дну. С райской улыбкой на устах ангел предстал
перед страдальцем и спросил его:
- Как ты чувствуешь себя, человек ?
- Я не думал, что и ангелы лгут, - прошептал он
угасшим голосом.
- Что это значит ? - спросил ангел.
- Что значит ? - продолжал несчастный. Ты обе­
щал забрать меня отсюда через три часа, а с тех
пор, кажется, прошли целые годы, века в нестер­
пимых муках.
- Что ты! Какие годы, какие века? - сказал
удивлённо ангел. - Лишь час прошёл после того,
как я тебя покинул, и тебе нужно пробыть здесь
ещё два часа.
- Как ? Два часа ? Нет! Не могу, ни за что! Если
возможно, если есть на то воля Божия, умоляю
тебя, возьми меня отсюда. Лучше я буду терпеть
всю жизнь на земле даже до дня Суда, только
выведи меня отсюда, из этого ада! Сжалься надо
мной!
Так вопиял страдалец, воздевая руки к ангелу.
- Хорошо, - ответил ангел. - Благой Бог, как ча­
долюбивый Отец, помилует тебя.
На этих словах больной открыл свои глаза
и увидел, что, как и прежде, он лежит на одре
болезни».
Такими размышлениями старец умертвил все
свои чувствования, потому что забота о спасе­
нии души смиряет в человеке тело и умертвляет
страсти.
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 31
После таких сверхъестественных подвигов, ко­
торыми подвизался старец Хаджи-Георгий, тако­
го терпения и мужества при перенесении самых
страшных страданий, такого смиренного о себе
помышления, когда он видел себя великим греш­
ником, которому для очищения души необходимы
болезни, хотя сам был освящён от утробы матери,
понятно, что ему обильно Богом была дарована
Благодать, и он до конца своих дней уже никогда
не болел.
Отец Георгий весьма сокрушался, если видел,
что человек с первых шагов в монашеской жизни,
едва начав борьбу за спасение своей души, падает
духом, сдаётся, не терпя суровости подвигов, под­
даётся искушению, оставляет монашество и ухо­
дит с Афона, не сознавая всей серьёзности данных
Богу обетов. Он говорил, что мы должны со сми­
ренномудрием и терпением принимать любое ис­
пытание и скорбь, которые нам посылает Бог, ради
совершенного очищения нашей души от грехов ве­
домых и неведомых.
Если человек был охвачен унынием, то старец
его утешал и предлагал слово духовного назида­
ния. А тем, кто не желал нести креста монашеской
жизни и намеревался оставить Святую Гору, он
рассказывал следующий случай.
«Один афонский монах, имевший дар прозор­
ливости, видел целые полчища демонов, одно от­
вратительнее другого. Однако одно было самое
отвратительное, отвратительнее всех остальных,
настолько мерзкое, что один взгляд на бесов, его
32 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Старец Хаджи-Георгий,
великий и знаменитый подвижник Афонский
составлявших, вызывал отвращение. Подвижник
смотрел на них и думал, отчего они столь мерзки.
- Что ты, монах, на нас так удивлённо смот­
ришь? - спросил его с сатанинским сарказмом
один из бесов. Все, на кого ты смотришь, это те, что
искушают монахов и любым способом стараются
им помешать в деле спасения души, вызывая уны­
ние воспоминаниями о родине, о родственниках,
внушая мысли оставить Афон и вернуться в мир.
Сам я таскаю на своих плечах на корабль тех, кто
снимает с себя рясу и отправляется в мир, оттого
у меня такие плечи и шея. Сажусь вместе с ними
на корабль и еду в мир.
Старец перекрестился, и видение исчезло».
Хаджи-Георгий наставлял людей с рассуж­
дением, соответственно мере каждого, утешал и
помогал своими сердечными молитвами. От свя­
той жизни лицо его светилось, и он Божествен­
ной Благодатью утешал страждущие души. Сла­
ва о святом старце распространилась повсюду, и
отовсюду к нему стремились люди, чтобы полу­
чить духовную пользу.
С утра до вечера он собирал у себя боль страж­
дущих людей и согревал их сердца духовной лю­
бовью, словно весеннее солнце. «Хороший день ви­
ден с утра».
Он отроком покинул родину, оставил своих ро­
дителей ради любви Христовой. Отказался от ро­
дительской любви и стяжал любовь Божествен­
ную. Весь мир, все люди, стали ему братьями и
сёстрами, членами великой семьи Адама, Бога!
34 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Пень кельи святых Димитрия и Мины
Он не строил планов, поэтому Бог исполнил
на нём план своего домостроительства - Хаджи-
Георгий стал духовным отцом. Он познал высоту
и величие ангельского образа, а потому не искал
никаких земных чинов. Многие хотели быть у него
в послушании, особенно молодёжь, юноши, кото­
рых не принимали в афонские монастыри. А Хад­
жи-Георгий принимал тех, кому уже было пят­
надцать лет, заботился и оберегал, как нежный
отец и добрая мать. Молодым послушникам хо­
телось выглядеть взрослее, и старец рисовал им
сажей бороду и усы. Они утешались и радовались.
В братстве Хаджи-Георгия было много молодых,
но от этого строгость устава не страдала - наобо­
рот, юные подвигами превосходили старших. Сна­
чала в братстве было тридцать человек. В келье
святых Димитрия и Мины стало пятьдесят. Всегда
в братстве шесть-семь человек было молодых, из
монастырей или других братств. Они жили вместе
с сим старцем, пока у них не вырастала настоящая
борода и не укреплялись духовные крылья.
Духовная теплота и благодать, исходившие от
Хаджи-Георгия, согревали отцов, и потому им не
требовалось калорийной пищи. Едой в братстве
были орехи и мёд. Скоромное не разрешалось, ели
без масла. На Пасху вместо яиц варили картошку
и красили в красный цвет.
Во все святые дни Пасхи отцы братства Хаджи-
Георгия утешались духовной радостью, а не вкус­
ной едой. Благодать Божия укрепляла их и духов­
но и телесно; здоровье у всех было прекрасное.
36 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Если, бывало, кто-нибудь из братий просту­
жался, то старец топил печь. Когда она остывала,
он сам сначала пробовал её рукой, потом забо­
левший брат влезал внутрь и вылезал здоровым.
В других случаях больного клали перед аналоем
в храме и всю ночь молились. Просили Божию
Матерь о выздоровлении. Потом на литургии при­
чащали. Так бывало обычно. Но если больной был
уже старцем и страдал от предсмертной болезни,
то такого Христос призывал к Себе для отдохно­
вения от трудов.
Велико было дерзновение к Богу святого стар­
ца и отцов его братства. Все они были как ангелы.
Многие, конечно, и до того проводили жизнь рав-
ноангельную, а тут сверхчеловеческими подви­
гами уподобились бесплотным, можно сказать,
воспарили до Небес. Ум их непрестанно беседовал
с Богом.
Святой старец имел и других послушников, уже
в возрасте, для которых строгий устав братства
был тяжек. Они жили в кельях неподалёку. Хад­
жи-Георгий сам снабжал их всем необходимым
для жизни, чтобы пребывали нерассеянны, мо­
лились о своём спасении и о спасении всего мира.
Большинство из них были русские.
Как-то поселились на келье у Хаджи-Георгия
три или четыре новых монаха, привыкшие к неко­
торым удобствам в жизни. Они пришли к старцу
по гордости, чтобы тоже считаться его духовны­
ми чадами. Своей немощью они заразили и других
в братстве, в том числе и одного учёного монаха
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 37
Феофана, молдаванина по происхождению. Они
написали в Великую Лавру жалобу с тем, чтоб
обязать Хаджи-Георгия изменить строгий устав.
А всё потому, что этим трём-четырём он казался
трудным.
Святой старец проявил послушание монастыр­
ским властям, и с того времени на келье стали
вкушать масло по субботам и воскресеньям и есть
варёную капусту.
Однажды большой кабан пришёл на огород
возле кельи, стал топтать и поедать капусту. Мо­
нахи сказали старцу. Старец велел, чтобы в дру­
гой раз, когда кабан придёт, ему сообщили. И вот
как-то вечером кабан стал ломать ограду и лезть
в огород. Монахи позвали старца. Хаджи-Георгий,
как только увидел кабана, перекрестил его, и тот
застыл на месте. Старец взял его за ухо и дикий
зверь, как послушная овечка, пошёл за ним в загон,
где его в наказание заперли на три часа голодным.
Через три часа старец открыл загон и выпустил
животное со словами: «Любезный зверь, мало тебе
других мест на Афоне, так ты приходишь сюда и
уничтожаешь капусту, которой питается столько
людей! Иди теперь с миром и больше не смей при­
ходить, а то получишь двойное наказание». Боль­
ше кабан не появлялся.
Понятно, что для старца, пришедшего в духов­
ный возраст, усмирить кабана было несложно,
ведь он и в отрочестве своём, и когда был послуш­
ником Гавриилом, уже совершал чудеса куда бо­
лее великие.
38 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Нечто подобное произошло как-то и в скиту
Кавсокаливьи. Повадился там на огород возле ке­
льи один дикий кабан. Папа-Неофит послал Гав­
риила, и велел ему поймать кабана и на ремне
привести к келье. Гавриил исполнил поручение.
Старец повелел кормить его рисом и травой, сде­
лать ему отдельную кормушку. Он сказал кабану:
«Как проголодаешься, приходи сюда, монахи тебя
накормят, а огороды, смотри, не трогай». Так кабан
был принят на довольствие, и, проголодавшись,
приходил на обед к келье.
Однажды старец из Керасьи пошёл со своим
послушником Авраамом наверх по дороге к вер­
шине Афона за дровами. Дров нарубили много,
старец собрал их в кучу, стянул верёвкой и велел
отцу Аврааму поднять их и нести. Тот удивился,
потому что дров было столько, что четыре мула
не смогли бы всё это разом перевезти. Но, веря
в святость своего старца, взялся за верёвку, и стал
взваливать дрова на спину. Хаджи-Георгий пере­
крестил груз, помог Аврааму подняться. Позднее
отец Авраам сам говорил: «Я шёл, будто у меня на
плечах была не гора дров, а лёгкое одеяло».
Был у старца и дар прозорливости - он видел,
словно по телевизору, что происходит на расстоя­
нии. Много раз он, ни с того ни с сего, вдруг остав­
лял своё дело, выходил на дорогу и встречал лю­
дей, которые шли с тяжёлым сердцем. Он утешал
их и наставлял ко спасению.
На лице Хаджи-Георгия люди видели сияние
Божественного света, а потому легко открывали
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 39
40 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
ему свои исстрадавшиеся сердца и получали ис­
целение. Все говорили о старце с восхищением и
благоговением. Греки, русские, болгары и сербы
видели в нём святого и уважали за подвиги.
Святость его распространялась и сияла по все­
му Афону.
Он наставлял людей богопросвещённым словом,
а гостеприимством уподоблялся Аврааму. Пищей
духовной и телесной он питал своих посетителей.
У него в братстве было два духовника, отец
Исаак и отец Антоний, которые исповедовали
паломников.
Рукоделием отцов было писание икон. Среди
них был один известный иконописец - благочес­
тивейший монах, отец Мина. Кроме иконописи за­
нимались и другим рукоделием, не переставали
трудиться и в умном делании непрестанной мо­
литвы. Если старец видел, что кто-то больше дру­
гих расположен к молитве и любит делать земные
поклоны, то освобождал его от всех послушаний,
поручал класть поклоны, молиться обо всём мире.
Ведь святой старец думал о спасении всех людей
во всём мире.
Ещё он Благодатью Божией крестил турок.
Среди крещёных им был и один турецкий ага, уп­
равляющий на Афоне. Его старец крестил после
долгой молитвы и поста, потому что ага всё время
колебался.
Несмотря на постоянные суровые подвиги, Хад­
жи-Георгий был бодр и здоров, и ходил так легко,
будто летал. У него был светлый взор, глаза всег-
Скит Керасья у подножия Афона
да широко открыты. Лицо
имело приятный румянец и
сияло, голова слегка скло­
нена, словно зрелый колос
на стебле. Он был среднего
роста, худой, кожа и кости.
Плотью своей он пожертво­
вал Богу, изнурив её в рев­
ностном подвиге. Старец лю­
бил ночные молитвы, - они
питали его духовно. Многие
отдыхали лёжа на кровати, а Хаджи-Георгий стоя
в стасидии. В келье он почти не появлялся - по но­
чам был в церкви, а днём с людьми.
Послушники старца не утомляли, потому что
духовно были зрелыми людьми, хотя и молодыми
по возрасту. Одного взгляда было достаточно, что­
бы старцу с его даром прозорливости понять, какие
помыслы кого беспокоят и у кого что на сердце.
Однажды он предсказал опасность, которая уг­
рожала Царской Семье, и написал Царю, чтобы
он в такой-то день не ездил со своей Семьёй че­
рез такой-то мост. Царь, прочитав письмо старца,
улыбнулся и сказал: «Монах, видно, хочет подар­
ка; пошлите-ка ему несколько рублей». Но через
шесть месяцев в тот самый день он в карете проез­
жал со своей Семьёй через то самое место, о ко­
тором писал старец, и его коляска перевернулась.
Чудом никто не пострадал! Тогда Царь вспомнил
пророческие слова Хаджи-Георгия, и понял, что
спасся вместе с Семьёй его молитвами.
42 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
С тех пор Царь стал весьма почитать старца и
отправлял к нему от себя людей за советом. Это,
понятно, возбуждало зависть у некоторых русских
монахов, что русские ездили за советом к греку
Хаджи-Георгию, а не к ним, русским.
Русские, которые исцелялись молитвами стар­
ца, присылали ему много подарков, которые он
щедро раздавал другим пустынникам или бед­
ным, потому что сам со своим братством жил очень
скромно. Даже появилось выражение: «Раздавать,
как Хаджи-Георгий». Так говорили, если кто-то
давал щедрую милостыню бедным.
У старца был всего один подрясник и одни брю­
ки. Он всегда ходил босой и только в храм надевал
толстые валяные носки. Но Благой Бог согревал
его Своей любовью, ведь и Его верный раб рев­
ностно подвизался ради любви Христовой. А ина­
че нельзя объяснить, как человек, живя высоко
в Керасье, в ущелье, куда со склонов Афона дует
холодный ветер, может зимой ходить босым и до­
вольствоваться самой скромной пищей.
Кто знал старца, почитал его святым. Да он и был
святым. Благочестивые русские паломники брали
фотографии Хаджи-Георгия и везли их в Россию.
Там больные, которые к ним прикладывались с ве­
рой, исцелялись. Русские держали фотографии
Хаджи-Георгия в красном углу вместе с иконами
святых. Люди в болезнях и страданиях призывали
его в своих молитвах, и святой старец Благодатью
Божией им помогал, как помогают святые, хотя
в это время ещё жил в Керасье на Афоне.
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 43
Чудеса Хаджи-Георгия, почитание, которое ему
оказывали люди и даже сам Царь, вызывали, как
я сказал, сильную зависть у некоторых русских
монахов на Афоне. Они оклеветали его перед гре­
ками в том, что он якобы любит Царя и Россию, а
они якобы любят Грецию... К сожалению, нашлись
некоторые подозрительные греки, которые этому
поверили, ведь в то время у людей была ненависть
из-за русской пропаганды на Афоне. Но святой
старец с русскими был связан чисто духовными
узами.
В то же самое время началось и другое искуше­
ние у греков и русских в монастыре святого Пан­
телеймона - великое разделение. Для примирения
пригласили старца Хаджи-Георгия, он два месяца
ходил в монастырь и молился. Потом увидел в ви­
дении Божию Матерь, Которая поровну разделя­
ла благословения между греками и русскими. Из
этого старец понял, что греки и русские в монас­
тыре святого Пантелеймона должны жить вмес­
те и иметь между собой любовь. Но зачинщикам
распри в монастыре с той и другой стороны мир и
любовь были невыгодны, поэтому они не только не
послушали совета старца Хаджи-Георгия, в кото­
ром была воля Пресвятой Богородицы, но изгнали
его из обители, чтобы продолжать свои распри.
Старец вернулся на Керасью, но и там ему всё
время приходилось терпеть нападения и от рус­
ских и от греков. Русские, которые завидовали
греку Хаджи-Георгию из-за того, что к нему при­
ходили за советом видные русские люди, клеве-
44 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Место, где находилась келья святого Стефана монастыря Григориат
тали на старца грекам, называли русофилом. Не­
которые подозрительные греки поверили этому,
атмосфера тогда была сильно накалена. Они разо­
гнали ангельское братство Хаджи-Георгия. С ним
на Керасье, в келье святого Димитрия, остались
только один иеромонах отец Мина, и ещё три мо­
наха грека: Гавриил, Викентий и Симеон.
Великие отцы по два, по три человека рассея­
лись по разным местам Святой Горы. Сюда, в скит
Кутлумуша, пришли трое отцов из братства Хад­
жи-Георгия: отец Авраам, отец Исаак и отец
Георгий. Отец Георгий поехал к себе на родину,
в Рахову в Северном Эпире, и вернулся на Афон
с двумя своими братьями по плоти Периклисом
(отец Лука) и Герасимом. Они приняли монашест­
во в каливе святого Герасима, где стали жить все
вместе. Потом к ним присоединился Стояс Гера­
сим, их земляк из Пликати, из Конницы. Он мно­
го мне рассказал о святой жизни старца Хаджи-
Георгия, который был духовным отцом его старца,
а ему, значит, если так можно сказать, духовным
дедом.
За Кареей, там, где начинается Капсала, в ке­
лье святого Георгия «Явленного», жили ещё шесть
монахов из братства Хаджи-Георгия, старшим из
них был благочестивейший отец Евлогий. Рядом
с монастырём Кутлумуш в келье святых Феодо­
ров жили ещё двое.
Старец Хаджи-Георгий чувствовал на себе от­
ветственность и за младших членов своего брат­
ства. Он пошёл в монастырь Григориат и построил
46 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Русская келья святого Стефана на Капсале, откуда был выдворен Хаджи-Георгий
в лесу на горе келью святого Стефана, где собрал
всех молодых монахов своего братства, заботился
о них как добрый отец и нежная мать. В том лесу
много рабочих-мирян заготавливали лес. Старец
советовал молодым монахам не разговаривать
с мирянами и вообще стараться их избегать. Так
что когда в лесу появлялись рабочие, молодые мо­
нахи прятались за деревьями, сидели, читали мо­
литву и ждали, когда те уйдут.
Кое-кто опять, к сожалению, этим воспользо­
вался. Святого старца снова оклеветали. Обвинили
перед монастырём Григориат в том, что: «У Хад­
жи-Георгия, якобы, есть ещё много монахов, кото­
рые не числятся в монастыре и прячутся в горах, и
не известно, что он замышляет...»
У монахов Григориата возникли всякие по­
мыслы и они изгнали старца со своей территории.
Старцу пришлось поселиться у своего послушни­
ка отца Евлогия в келье святого Георгия «Явлен­
ного», а потом он перешёл на русскую келью свя­
того Стефана в Капсале.
К сожалению, и там завистники не оставили его
в покое, пока не добились от Священного Кинота
Святой Горы изгнания Хаджи-Георгия с Афона!
«Священный Кинот настоящим постановлением,
принятым 27 октября 1882 года на своём 52 засе­
дании, оставляя предшествующие, удовлетворяя
прошение священной обители Русик, принимает
решение о выдворении грека Хаджи-Георгия из
русской кельи святого Стефана как не подчиняю­
щегося уставам нашего Священного места».
48 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Прибыл человек Божий отец
Георгий на место своего изгнания,
на Мраморное море, в Константи­
нополь, уязвлённый, лишённый
возможности общения со своими
духовными чадами и радости пре­
бывания в уделе Божией Матери,
на Святой Афонской Горе.
Подобно орлу парил Хаджи-
Георгий в вышине, на Афоне.
Неугомонные люди, не из его братства, пыта­
лись обломать ему крылья, разоряли гнездо и, на­
конец, добились изгнания старца. Но, как говорит­
ся, «краеугольный камень, куда ни положи, всё
будет во главе угла». Старец нашёл один забро­
шенный монастырь рядом с Константинополем,
на Мраморном море, монастырь святых Ермолая и
Пантелеймона, и стал там подвизаться.
Его присутствие в Константинополе в то время,
в 1883 году, было настоящим бальзамом на раны
исстрадавшихся христиан, мучимых жестоким
султаном Абдул-Хамитом. Святой старец не толь­
ко утешал божественным утешением исстрадав­
шиеся души, но и исцелял больные тела обитаю­
щей в нём Благодатью Божией. Он творил чудеса.
Даже пояс, который он носил, был чудотворный!
Больные надевали его на себя и исцелялись. Жен­
щины при тяжёлых родах просили пояс святого
старца, как только обвязывались им, благополуч­
но разрешались. Бесноватые освобождались от
власти бесов.
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 49
Там, на Мраморном море, Хаджи-Георгия посе­
тил его послушник отец Симеон, и старец дал ему
денег на восстановление заброшенной кельи свя­
тых Димитрия и Мины.
Это было в обычае у старца Хаджи-Георгия:
раздавать все полученные от других деньги, а
самому оставаться ни с чем и быть беднее само­
го бедного бедняка. Но так он обогатился духов­
но, стяжал духовное благородство, одним словом,
стал чадом Божиим. Этому, конечно, помогла и его
ревность в подвижничестве.
Старец подвизался до последних дней своей
жизни. Последний год он провёл на одре болезни.
У него болело всё тело, особенно ноги, ходить он не
мог, но не переставал подвизаться даже будучи
прикованным к постели. Страждущие люди тоже
его не оставляли, время было тяжёлое, к нему шли
за помощью и духовным советом. А святого старца
даже и на одре болезни больше интересовали бо­
лезни других.
Много помог старцу иеромонах Парфений (рус­
ский) из Керасьи. Хаджи-Георгий в своё время
спас его от верной смерти, и с тех пор Парфений
стал его послушником. Он очень уважал старца
и благоговел перед ним. Тем не менее манера по­
ведения русского иеромонаха Парфения вреди­
ла старцу. Парфений любил славу и стремился
к известности. Он прикрывался в своих действиях
именем святого старца и создавал тем много проб­
лем. И всё же он любил старца и был с ним рядом
до конца.
50 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Святой отец до самых последних минут своей
жизни имел ясный ум и давал трезвые, духовно
мудрые советы.
В числе тех, кто приходил за духовной помо­
щью, были люди, имевшие большие финансовые
проблемы; они думали, что у старца в банке лежат
большие деньги. Хаджи-Георгий, лёжа на крова­
ти, указал им рукой на небо и сказал: «Там банк,
в котором я держу деньги. Один только долг у меня
остался». Он имел в виду свою душу, которую дол­
жен был предать в руки Господа.
Старец причастился и 17 декабря 1886 года (по
новому стилю) отошёл ко Господу. Погребён в Ба-
лукли в храме Живоносного источника Богороди­
цы, в одной могиле со своим братом Анастасием,
почившим тремя годами раньше.
В это время на Афоне лежал прикованный
к кровати папа-Неофит (постриженик отца Нео­
фита Караманлиса). Он жил в Катунаках, в каливе
Успения Богородицы. Старец лежал на кровати и
смотрел вверх. Вдруг он лишился чувств, но скоро,
придя в себя, сказал:
- Я был только что в Константинополе, у Хад-
жи-Георгия.
- И что ты нам оттуда принёс ? - спросил отца
Неофита его послушник папа-Игнатий.
- Коливо.
- А что он тебе сказал ? - продолжал его спра­
шивать отец Игнатий.
- Сказал: «Через три дня приду за тобой», - от­
ветил старец и замолчал.
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 51
«Мы, - говорил отец Игнатий, - не обратили вни­
мания на слова старца».
Но, к удивлению послушников, папа-Неофит,
хотя не болел никакой болезнью, но только чувст­
вовал старческое недомогание, действительно,
через три дня, то есть 20 декабря 1886 года, мир­
но предал свою душу Господу. А сам старец Хад­
жи-Георгий отошёл на Небо 17 декабря 1886 года,
в день и час, открытый отцу Неофиту.
По повелению Святейшего Вселенского Пат­
риарха Иоакима III епископом Диррахийским
Виссарионом в сослужении большого числа свя­
щенников было торжественно совершено отпе­
вание и произнесено проникновенное слово. Тело
святого старца Хаджи-Георгия провожало много
народа. Было много детей всех возрастов, которым
старец много помогал.
Все горевали, потому что потеряли своего пок­
ровителя и защитника, даже турки, ведь многим
из них помог и исцелил от разных болезней старец.
Они его очень почитали и называли Хаджи-Геор-
гия «бизим баба», что значит «наш отец».
Старец Хаджи-Георгий имел ко всем людям
большую любовь, нелицемерную. Всегда был ми­
рен, добр и всех прощал. У
него было большое серд­
це, потому в нём всем было
место, каждого человека
он принимал как есть. Он,
можно сказать, чем-то упо­
добился бесплотным. Живя
52 Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия)
Житие преподобного Георгия (Хаджи-Георгия) 53
ангельской жизнью, сделался ангелом и воспарил
на Небо, ведь его ничто не привязывало к земле,
ни душевные страсти, ни материальные вещи.
Святой старец напрасно пострадал от людей, и
я верю, что он удостоился двойного венца от Хрис­
та - венца преподобного и мученика. Хотя, если
страдает христианин, то боль сильнее, потому что
люди Божии сильнее ощущают боль от челове­
ческой жестокости, а жестокость христианам не
подобает.
Из того немногого, что было написано здесь, ду­
маю, можно понять степень святости преподобного
отца Георгия (Хаджи-Георгия), который старал­
ся жить незаметно, как и все святые отцы нашей
Церкви. Поэтому сведения о нём скудны, и писать
о нём так мало, конечно, несправедливо.
Не имеет никакого значения, что Церковь его
ещё не провозгласила святым. Главное - это свет­
лая святая жизнь старца, его простой молчаливый
пример.
Он был исполнен добродетелями и божествен­
ной силой, которую направлял на помощь другим,
не жалея себя. Он проповедовал Христа в отдале­
нии. Творил чудеса, созерцал божественные виде­
ния и обладал даром прозорливости.
Благодать Божия в изобилии была на нём, она
его и выдавала. Когда происходило обретение его
святых мощей, от них распространилось неизре­
ченное благоухание. Иеромонах Парфений дал не­
которые части мощей в благословение благочести­
вым русским паломникам, а остальные мощи хра­
нил в Благовещенской келье монастыря Хиландар
в Карее, где подвизался.
Будем молиться, чтобы его святые мощи на­
шлись, дабы и нам принять от них благословение,
ведь от самого старца принять благословение мы
не можем, потому что не удостоились жить в его
время.
Преподобне отче Георгие, обрати свой милости­
вый взор и на меня, немощного Паисия.
«Достойно есть»,
11 июня 1983 года
Келья «Панагуда» монастыря Кутлумуш.
Святая Гора
Слава Богу!