Жизнь без границ

Ольга Тараб
Большинство волонтеров и переселенцев называют ее «Альтер Эго». Настоящее же имя нашей героини — Юлия Бондарь. В обычной жизни она руководитель производства, ответственный человек, преданная жена, любит животных и путешествия, танцует фламенко. На «Станции Харьков» — она волонтер. Помогает там, где просят помочь, мчится туда, где она необходима.

— Юля, где прошло твое детство?
—Я родилась и выросла в Харькове. Училась в Лицее искусств на театральном отделении. Занятий было много, проводила в школе почти все время. В принципе, учиться было интересно, и хотя я не стала поступать дальше по театральной линии, знания, полученные в лицее, в жизни пригодились. Это и умение подать себя и умение красиво, правильно говорить.

Конечно же, были какие-то детские шалости, в которых теперь можно признаться. Как-то решили с одноклассниками: раз уж мы так много отдаем времени школе, то будет неправильно, если мы не заночуем в ней. Это была осень 95-го года, я была в одиннадцатом классе. Мы договорились с охранником, и довольно большой компанией, человек семь, остались на ночь в школе. Мне всегда хотелось пробежаться с воплями по коридору третьего этажа, и чтоб никто не сделал замечание. Пробежалась. А еще мы босиком станцевали на концертном рояле в актовом зале.

— В детстве ты увлекалась зоологией…
— Зоология — это моя страсть. Я обожала книгу Джеральда Даррелла «Моя семья и другие звери». Представляла себе работу зоолога такой, как ее показывают на каналах Discovery, National Geographic, Animal Planet, — захватывающей, полной приключений. Конечно же, у меня были свои животные. К студенчеству их было тридцать девять. У меня жили щеглы, чижики, дубонос, разные ящерицы, очень смешное животное аксолотль, была огненная саламандра, лягушки, рыбы, хомяки, крысы, коты. К сожалению, в тот момент, когда я оканчивала школу, а это были девяностые годы, ничего даже приблизительно похожего на Animal Planet или Discovery в нашей стране не было. Так что я поступила в Университет им. Каразина на социологический факультет. Тогда это казалось более перспективным.

— Но социологом ты все же не работала…
— Нет. После учебы я сразу стала работать сама на себя. И вообще всегда работала только на себя. Пожалуй, сейчас это уже жизненное кредо.
 
—Ты замужем?
—Да. Когда я училась на пятом курсе, познакомилась со своим будущим мужем Юрием. Окончила учебу, поженились. Мы женаты уже 15 лет и очень счастливы. Многое с ним прошли вместе, взлеты и падения: полностью разорялись, потом снова становились на ноги. Сейчас у нас два производства, изготовление автомобильных аксессуаров и металлообрабатывающее инструментальное производство по изготовлению штампов и пресс-форм, которое мы совсем недавно запустили.

—Ты очень занятая женщина: семья, свое дело… Как ты оказалось на «Станции Харьков»?
—Это получилось случайно. У меня были два пакета одежды, которые я хотела отдать. Вещи очень хорошие, но носить я их не могла, потому что сильно похудела. И как-то мне позвонила Маша Бахтигозина, моя подруга и преподаватель по танцам, и сказала: «У тебя там вещи стоят, привози, у нас тут ничего нет». Я спросила, «У нас — это где?», «На Краснооктябрьской, в пункте помощи для переселенцев». Ну я и повезла.

 Это была середина августа 2014-го года. Помещение было маленькое, служило одновременно и складом для вещей, и сортировочной, и там же был продуктовый склад. Я попала на наплыв людей. Принимали по триста семей в день. Волонтеров тогда еще было мало. Я спросила, что надо делать, и принялась за работу. Была на выдаче продуктов. У нас с Машей был один бейджик на двоих, на одной стороне было написано «Маша», а на другой «Юля» — так и передавали по смене. Мы грузили, разгружали, выдавали. Постоянно что-то заканчивалось. Порой было так: смотрим, у кого какие есть деньги, скидываемся на продукты, покупаем, снова раздаем.
Потом приближался сентябрь, школа, нужны были канцтовары. Кинули клич по друзьям и знакомым: у кого есть рюкзачки, у кого что. Позже я же эти канцтовары и раздавала. Сентябрь пережили. Началось похолодание. Людей много, это как раз было после Иловайска. Вещей не хватало катастрофически. Развернули кампанию по сбору теплых вещей. Я подключила сестру, она подключила мамочек с детских площадок, родители своих друзей, мой парикмахер подключила церковь.

Апогеем всего стало, когда мне привезли целую «газель» вещей, мы с мамой их сортировали, потом отвозили на «Станцию Харьков». Помню, перевозила вещи на такси, на универсале, закрываем багажник — открываются двери, захлопываем двери — открывается багажник. Это было что-то, где-то фотка осталась. Прошло еще немного времени, меня попросили заняться поселением, потом адресной помощью. Хотя это тяжело разделить, все перетекает из одного в другое.

— Что значит «адресная помощь»?
— Бывают семьи, которые нужно курировать. Это могут быть многодетные семьи, неполные семьи, старики, инвалиды. По-разному. Например, у меня была семья из Луганской области, пожилые люди, оба инвалиды. Мы помогали им во всем. У них была большая проблема с поселением, так как жилья в городе для съема практически нет. Я с трудом им нашла домик на Баварии, волонтеры снабжали их продуктами, одеждой, посудой, медикаментами, помогали делать операцию. Каждый шаг мы проходили вместе.

— Большинство людей на «Станции Харьков» тебя знают, как Альтер Эго. Откуда взялся этот псевдоним?
— Долгое время я не любила социальные сети, так как считала, что они отнимают слишком много времени. Но, когда ты нанимаешь людей на работу, как я на свое производство, должен понимать, чем человек живет и дышит, знать не только то, что он пишет о себе в резюме. Никому не хочется нанять человека склонного, к примеру, к асоциальному поведению. Я зарегистрировалась в нескольких соцсетях на фейковые имена, без фотографии. Ведь, что такое Альтер Эго? Это второе Я. Так что социальными сетями я пользовалась только для проверки будущих сотрудников.
 
Когда же я подключилась к работе «Станции Харьков», чтобы быть в курсе событий, присоединилась к их страничке на «Фейсбуке». Потом добавила страничку группы по танцам, ну и пошло-поехало. Теперь там и фото, и какие-то посты, котики. Как я и предполагала, это занимает уйму времени. А ник Альтер Эго я уже не стала менять. Прижился.

— У тебя есть свое хобби, ты танцуешь фламенко. Почему именно этот танец?
— Четыре года назад на моем дне рождения мы обсуждали с подругой, куда бы пойти заниматься, так чтоб и для души, и для тела. И синхронно пришло — фламенко! Записались в школу «A Solas con Flamenco». Себя я в другом танце не представляю. Фламенко — это сплав музыки, песни, слов, ритма. Это внутреннее переживание сложных моментов, это драма. Я много занимаюсь, выступаю, ездим на фестиваль во Львов, нас приглашает на мероприятия в городе. Есть у меня и любимые аксессуары: веер и юбка bata de cola — длинная, яркая, со множеством оборок. Танцевать вместе с обоими этими аксессуарами очень сложно.

— И напоследок. Юля, в этом году ты была в Европе, какие впечатления остались у тебя от поездки?
—Мы проехали на машине несколько европейских стран: Венгрию, Италию, Францию, Швейцарию, Германию, Польшу и другие. Видели глубинку французскую, глубинку итальянскую. Там нет роскоши, как в столицах, но всегда есть все необходимое: дороги, инфраструктура, больницы, школы, библиотеки. Везде порядок. В семь утра все идут на работу, в одиннадцать – уже все спят.

 Как предпринимателю, мне было очень интересно увидеть заводы известных брендов, строительные, автомобильные — это круто. В Италии много виноградников, делают вино, сразу же его продают рядом на автозаправках и магазинчиках. Все думают, что все давно перенесено в Китай, но оказалось, что в Европе есть и свои, и китайские заводы.

Очень понравилось, что нет границ. Одно большое пространство. Порой точно не знаешь, в какой ты стране. У тебя есть только эсэмэска от «Киевстара», которая приветствует тебя в новой стране, значок Евросоюза с надписью страны и щиток с указанием допустимой скорости. Когда вот так едешь свободно из одной страны в другую, открываются невероятные возможности и для туризма, и для образования, и для бизнеса. Жить без границ — это правильно и это удобно.

Волонтер Юлия Бондарь — человек с активной жизненной позицией. Ее нельзя назвать милой и уютной женщиной, это сложная, сильная, яркая натура. Она не укладывает свою жизнь в какие-то привычные рамки, готова выйти из зоны комфорта, принять обстоятельства, среагировать на них. Юлия может быть женой и танцовщицей, предпринимателем и волонтером. Но какую бы роль она не выбрала, она всегда играет ее великолепно.

Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции Харьков»
Фото Натальи Филатовой
Фото из архива Юлии Бондарь