Про смыслы

Анатолий Кострилевич
На днях, в телевизионных новостях прошла информация, что наш премьер «запустил» две электростанции на солнечных батареях. Я слушал и радовался за страну, а внутреннее ЭГО, наоборот, протестовало по поводу: роста цен в магазинах, действующих тарифов, незначительной индексации пенсий и зарплат.

Когда передавали эту новость, моя глуховатая тёща  сидела рядом и увлечённо следила за диктором, постоянно отвлекаясь на соринки на кухонном столе. Не расслышав, о чём шла речь в новостях, она переспросила:

- Чего там запустили, Аркадий? Ракету?

Я решил подыграть старухе и поддакнул:

- Ага! Искусственный спутник вокруг солнца!

Тёща тут же вступила в спор, утверждая, что искусственные спутники запускают только вокруг земли, а иногда к другим планетам, энциклопедически назвав годы запусков. Таких знаний от Софьи Павловны я не ожидал, и замолчал. Меня начисто сразила её осведомлённость и привычка говорить только фактами, причём, из советского прошлого.

- Аркадий! – продолжала она, заметив моё смущение. – Ты мне что-то не договариваешь, или смеёшься над моей глухотой?

Мне стало стыдно, и я извинился, объяснив, что сказал телеведущий.

Тёща, с минуту, смахивала соринки на столе, то и дело, покачивая головой и старчески похихикивая.

- Запустили…, запустили, - тихонько шептала она, как заклинание.

- Не понял, к чему вы это? – заинтересовано спросил я.

- Не умничай! Всё ты понял, Аркаша, - твёрдо ответила старуха, и добавила, подойдя к окну: - Посмотри, какое запустенье во дворе…

Я встал рядом и выглянул в окно. На детской площадке играли несколько деток из частного садика.  На пешеходной дорожке дворник сдалбливал лёд лопатой. Всё, как обычно.

- Не вижу никакого запустенья. Двор, как двор, - сказал я и стал перечислять: - Также забит машинами, кругом гололёд, твои подружки на лавке сплетничают, воробьи ждут у кормушек, две бездомные собаки не знают куда приткнуться.  Вы, Софья Павловна, что-то перепутали, - заключил я и вернулся к телевизору.

- Ты, Аркадий, каким-то зомбированным стал, всему веришь, что болтают в телевизоре?! Совсем от реальной жизни отбился, а я думала ты сообразительный, - упрекнула она, и вернулась на прежнее место.

«На что она намекает? – не понял я. - Мерещится ей какое-то «запустение», а сама пенсию больше меня получает в полтора раза, и живёт в своё удовольствие, отдельную комнату ей предоставил…», - рассуждал я после тёщиных высказываний. И стал думать, как ей  ответить, и придумал.

Решил я ей намекнуть, относительно «утечки» её мозгов. Только собрался это высказать, как Софья Павловна опять меня опередила.

- Ты мне тут, зятёк, про премьера пересказывал, «о его участие в процессе запустения», - напомнила она, привычно поглаживая клеёнку на столе. - В связи, с чем мне на ум пословица пришла, ты её знаешь, вот послушай, и она громко пересказала мне знакомую истину: «запусти козла в огород, он всю капусту съест».
-  Подумай хорошенько, о чём это? Как раз в продолжении темы, - напомнила тёща и добавила: - А я пойду, погуляю, а то подружки, впрямь, меня заждались. Теперь-то я знаю, какую новость им сказать…. Надо же, чего удумали. Запустил электростанцию…, - и она, шаркая тапочками, удалилась в комнату, продолжая бубнить заклинание.

«Точно у старухи мозги потекли!», - уверовал я и неожиданно для себя повторил, как бабка.
- Запустил…, запустил, -  шептал я, едва шевеля губами, до тех пор, пока в голове не прояснило.

 Столько разных смыслов в уме промелькнуло. Это мне помогло понять, что имела в виду Софья Павловна, когда говорила про запустение. Оказывается, употреблённый в новостях глагол «запустил» навевает у людей нерадостные мысли, связанные с  падением доходов у большинства населения. Вот тёща взяла и обозвала всероссийское мероприятие на свой лад.
«Передали бы СМИ, - думал я, - что уважаемый премьер, из своей резиденции в Подмосковье, дал команду своему министру, а тот своему, а тот ещё своему, а другой своему диспетчеру, чтобы включить две новые станции в энергосистему.  Прочитай диктор такой текст, моя тёща не смогла бы интерпретировать сообщение на свой лад, а так, почему бы, не напомнить всем про Великий и Могучий русский язык».

 Ну и тёща! Я прямо сразу зауважал старушку, когда понял, о чём это она. Вот, что значит старая закалка! Слышит одно, говорит своё. Попробуй, переубеди.
Завтра же, решил я, приглашу Софью Павловну послушать на первом канале программу «Время покажет». Интересно, найдёт она схожие смыслы по теме передачи? Думаю, что да!

О-о-о, русский язык! Сколько в тебе простого и сложного, разных намёков и противоречивых смыслов! Говорим об одном, подразумеваем другое. Не будь тебя, наша жизнь проходила бы скучно и нудно, а так, нет-нет, и посмеёшься над собой…