Ваятели скрепов

Любовь Шифнер1
24 декабря 2015 года Синод принял решение освободить протоиерея Всеволода Чаплина от должности главы синоидального отдела по взаимодействию церкви и общества, который он возглавлял с 31 марта 2009 года.
Всеволод Чаплин связал свое увольнение с разногласиями с патриархом Кириллом.
"Я давно спорил со Святейшим патриархом по вопросам церковно-государственных отношений и вопросам церковного управления. Я считаю, что церковь с властью должна говорить открытым языком, вместо того, чтобы заискивать перед какими-то чиновниками", — объяснил Чаплин свою отставку телеканалу "Дождь".
Ранее Чаплин рассуждал иначе: «Я один из тех людей, которые осуществляют диалог с властью. Мы много спорим и при этом дружим, конечно. Многие чиновники, которые отвечают за отношения с религиозными объединениями, ходят в храм, где я служу».

Трудно поверить, чтобы Чаплин посмел противоречить патриарху. А может быть, он допускал проколы в своём подобострастном служении?

18 июня 2012 года Патриарху Кириллу была присуждена «Серебряная калоша» за «непорочное исчезновение часов» в номинации «Чуровщина года или Руки по локоть в чудесах». Подобная премия вручается радиостанцией «Серебряный дождь» уже не первый год за сомнительные достижения в шоу бизнесе.

Непорочное исчезновение дорогих часов произошло с руки Патриарха на фотографии, размещённой на сайте патриархии. Но, как говорится, «всё тайное становится явным», след от часов остался в виде изображения на полированной крышке стола, за которым восседал Гундяев. Плохо поработали православные ретушеры, подвели своего пастыря. Возможно, и Чаплин был причастен к «непорочному исчезновению часов» патриарха? С обидой и возмущением он воспринял награждение Патриарха «калошей», заявив «Русской службе новостей», что «Оскорбление патриарха - а это именно оскорбление - является оскорблением каждого члена РПЦ, каждого крещеного православного человека».
«Такие символические преступления имеют своей задачей поменять власть в обществе — унизить одних и возвеличить других. Это может привести к гражданскому противостоянию и поставить общество на грань тотальной гражданской войны», - заключил протоиерей Чаплин в интервью «Известиям».

Предостережение секретаря РПЦ, видимо, обеспокоило партию власти, она грозно отреагировала, потребовав от парламентариев изменить статью 282 Уголовного Кодекса так, чтобы любым обидчикам Патриарха можно предъявить обвинение в разжигании ненависти по религиозному признаку.

«Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?» — заключил протоиерей Чаплин.

Надо отметить, что ставку в утверждении христианских позиций Всеволод Чаплин делает не на простых прихожан:
«Когда человек беден и гордится этим, как некоторые наши интеллигенты, это хуже, чем быть богатым и при этом сознавать свою ограниченность, уметь употреблять свое богатство во благо другим. Бедность опасна тем, что ты развиваешь в себе вот эту горделивую мысль: «Я лучше всех. Они ходят в золоте. А я моральный авторитет. Я дорожу своей чистой совестью. Я духовная оппозиция». Фарисеи в Евангелии — это как раз эти люди. Фарисеи ведь не были какими-то исчадиями ада. А Христос общался, знаете с кем? С коррумпированными налоговыми инспекторами, бравшими к тому же налоги от имени оккупационной власти. То есть с теми, кого сегодня наша интеллигенция с презрением отвергла бы».

По разумению духовного лидера РПЦ, бедность всё-таки порок, а критика православной церкви – и вовсе преступление, за которое граждан России в недалёком будущем ожидает уголовное наказание.

Излишняя воинственность Чаплина вряд ли стала причиной его увольнения с высокого поста РПЦ. Церковники давно забыли про заповедь «Не убий» и с воодушевлением благословляют граждан на ведение войн даже за пределами своей страны.

На одном из своих публичных выступлений Чаплин грозно заявил: "Мы имеем право предупреждать, в том числе силой, любые угрозы, которые касаются нас сегодня или в будущем, в том или иной регионе мира. Так должна себя вести большая мировая держава, тем более держава со своей миссией, со своим пониманием истории… Сейчас отступать больше некуда – позади Москва в прямом смысле этого слова. Поэтому сегодня надо ясно сказать: "Нет". Мы или не будем жить никак, или не будем жить по тем правилам, которые нам навязываются извне кем бы то ни было, будь то ультралиберальные элиты или псевдомусульманские, фанатские. Сегодня была проявлена воля народа, объединение, раскрытие дремлющих сил народа, такое же, как в 1941 году в противостоянии нацизму – это единственное, что может Россию заставить двигаться вперед. Нам скучно, многие устали, многие чувствуют несправедливость, бесперспективность жизни. Нужен новый драйв. Не хватает его. Мы все-таки народ-воин".
Духовная сущность Всеволода Чаплина хорошо просматривается в его словах: "Я думаю, что нужно подумать сегодня о мощном военном присутствии России во всех регионах, где люди просят защиты от оранжевых экспериментов, от разного рода цветных революций. Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться. Армии нужно наконец дать настоящую работу. Сетевых хомячков вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми".

"Эти слова официального спикера патриархии означают одно: вся великая традиция христианской мысли бессильна перед стебом таких вот аппаратчиков, — сетует протодиакон Андрей Кураев. — И что толку от пятерок и диссертаций по догматическому богословию, если выхлоп в итоге вот такой: "сильный имеет право на все, потому что он сильный!"? Что толку гордиться своим "древним каноническим правом" и именовать себя "древнейшим правовым институтом страны", если все право сводится к тому, что "сильный" имеет право в любой точке мира узреть "скрытую угрозу" своим интересам и превентивно отбомбиться по ней (не спрашивая туземных вождей или ООН)?"

К сожалению, Кураев недооценил воинственность всего высшего руководства РПЦ.
В рождественском интервью каналу «Россия 1» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил «оборонительную войну» России в Сирии.
«Это в буквальном смысле наш сосед. Поэтому эта война оборонительная — не столько даже война, сколько точечные воздействия, — отметил Кирилл. — Но, тем не менее, это участие наших людей в военных действиях, и покуда эта война носит оборонительный характер, она является справедливой».

Патриарх добавил, что церковь рассматривает военные действия как оправданные, «когда они защищают человека, общество, государство».
Но почему-то он умолчал, что при такой своеобразной защите своего населения на территории чужого государства там погибают мирные люди.

Но вернёмся к Чаплину.
Экс-председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Чаплин не принял свою отставку со смирением, и осудил патриарха Кирилла за то, что тот «перестал понимать, что он коллективный проект».
 
«Думаю, долго он не продержится. Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму и окружающей реальностью будет только усиливаться», - подчеркнул Всеволод Чаплин в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва».

Как же Чаплин понимает заповедь «молись за врагов своих», если бывшему другу Гундяеву пророчествует такой печальный конец? Хотя тут удивляться нечему, если высшее церковное духовенство игнорирует основную христианскую заповедь «Не убий».