Шпионка

Павлова Наталья Ивановна
      По телевидению идет какой-то документальный фильм. Диктор говорит о массовой шпиономании среди советского люда в военное и сразу послевоенное время. И это, видимо, правда. Я ведь тоже ловила "всамделешную шпионку"
      
      Моя главная нянюшка - сестра Галя и её подружка Валентинка хотели улизнуть от нас с младшим братиком. Да не тут-то было! Годовалый Виталик разревелся, и они вернулись. Вздохнув, Галя взгромоздила себе на плечи Виталика. Благо, он из-за своей худобы и необычайно легкого веса имел прозвище "Пустышка". Валентинка взяла меня за руку, и мы отправились в парк. Вернее, в то, что от него осталось после войны. Мы шли и напевали нелепую, но почему-то любимую детьми того времени песню "Коричневая пуговка". в песне бдительные советские дети выследили шпиона:
             "А пуговки-то нету
              У правого кармана,
              И сшиты не по-русски
              Широкие штаны..."

      Под ритмичную песню легко шагалось.
 

      В парке девчонки, засунув нас с Виталиком в песочницу, затеяли какие-то свои игры. Виталик сосредоточенно копал колодец. Моё же внимание привлекла женщина, которая расположилась на скрытой за кустами скамеечке. Вот она достает из сумки платье, переодевается и кокетливо оглядывает себя в зеркальце, пристроенное на скамейке. Потом второе платье, третье, потом блузку...

      У меня внутри всё замерло: ну кто же, как не шпионка мог переодеваться по сто раз? Крадучись, на цыпочках, бегу к девчонкам, таинственным шепотом рассказываю им о виденном и о своём подозрении. Они, тоже заговорщицки, шепчутся, решают не показывать виду, что заметили странную женщину.

      Отважная Валентинка остается следить за ней. Для отвода глаз она нарвала сухой травы и принялась мастерить из неё кукол.

      Галя, посадив Пустышку на плечи, сначала степенным шагом, а за пределами парка бегом, направилась в милицию. Я, конечно же, за ней.

      В милиции мы потребовали у дежурного отвести нас к "самому главному начальнику". Он, усмехнувшись, сказал, что он и есть тут самый главный. Но нас, офицерских детей не проведешь. Мы-то знаем, что младший лейтенант главным быть не   может. Тут в коридоре появляется майор, и мы решаем, что он и есть главный. Наш папа ведь тоже майор. Сестра решительно заявляет ему, что в нашем парке скрывается шпионка. подталкивает меня в спину:
         - Рассказывай!

      Я горячо, но четко излагаю свои наблюдения и соображения. Но "соображения" майор дослушивать не стал, коротко бросил дежурному:
         - Это она. Я в парк, - и потребовал, - ведите!

     Всю дорогу в парк я в душе ликовала: "Значит, и вправду шпионку поймали!"

      Всё оказалось намного проще и обыденнее. Это была воровка-домушница. Промышляла она в селах. Колхозники днем все в поле либо на ферме. Вот она и пользовалась этим: у кого яйца из курятника заберет, у кого погреб обчистит, а то и курочку прихватит. Продукты потом на рынке меняла на одежду, которую потом в большом городе сбывала барыгам или в комиссионки. Милиция за ней долго охотилась, а поймали мы, дети.

      Гале и Валентинке осенью на школьной линейке грамоты вручили. И меня, пятилетнюю, на ту линейку пригласили. И майор милиции наградил меня просто царским подарком - куклой, которая говорила "мама". Это была небывалая невидаль по тем временам.