Храмовническое предновогоднее

Вольфганг Акунов
+nnDnn+

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Известному немецкому масону, просветителю, писателю и драматургу Готтгольду Эфраиму Лессингу, был хорошо известен принцип "Строгого послушания", положенный в основу Ордена рыцарей-тамплиеров (храмовников), "воссозданного" в середине XVIII века бароном Гундом фон Альтенгротткау. Не случайно в чисто масонской по духу пьесе Лессинга "Натан Мудрый", говорящей о равенстве трех мировых религий – христианства, иудаизма и ислама – фигурирует и рыцарь-тамплиер – представитель средневекового Ордена Храма.

Не менее знаменитый немецкий поэт, драматург и писатель, автор "Фауста" Иоганн Вольфганг фон Гете (по совместительству – член Веймарской масонской ложи "Амалия") пренебрежительно отзывался о "восстановленном" бароном фон Гундом Ордене Храма (в котором сам некоторое время состоял), как о "бело-красном маскараде" (намекая на эмблему ордена - красный "мученический" храмовнический крест на белом поле).

Тем не менее, средневековые орденские правила и идеалы тамплиеров продолжали играть немаловажную роль в мышлении классиков немецкой литературы. В известном произведении того же Гете "Тайны" описывалось основание братства, напоминающего храмовническое. В его не менее известном, состоящем из двух частей – "Годы ученичества" и "Годы странствий" - романе о Вильгельме Мейстере (буквально: "Мастере" - налицо достаточно прозрачный намек на духовный рост масона от степени "ученика" до степени "мастера"!) - фигурируют, в частности, члены некоего таинственного "Общества Башни", весьма напоминающего средневековый Орден Меча (меченосцев) - "бедное братство Христово в Ливонии" (основанное в Риге в 1202 году по образцу Ордена тамплиеров).

Другой известный франкмасон - великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт - также оказался, в своей опере "Волшебная флейта", не чужд храмовнической идее. А уже в XIX в. немецкий драматург Цахариас Вернер сочинил пользовавшуюся при его жизни огромной популярностью драму о тамплиерах под названием "Сыны долины", посвященную истории Ордена Храма с момента его основания вплоть до несправедливого обвинения в ереси и упразднения, а затем – тайного продолжения существования Ордена в Шотландии.

Наряду с Великим Магистром тамплиеров Жаком де Молэ, в пьесе Вернера фигурируют своего рода "Высшие Неизвестные" - так называемые "Сыны долины" - сознательно инсценирующие катастрофу, чтобы, ценой гибели "внешнего", "обмирщленного", забывшего о своем исконном высоком духовном предназначении Ордена Храма, обеспечить возможность вдали от политических реалий, поддерживать на протяжении столетий орденскую идею в ее исконной чистоте.

(Нечто подобное, но только в более тяжеловесной форме, попытались сочинить cоветский писатель - популяризатор "эзотерики" - Еремей Иудович Парнов, как в своей приключенческой трилогии "Ларец Марии Медичи" - "Третий глаз Шивы" - "Мальтийский жезл", так и в своем "справочнике оккультиста" под названием "Трон Люцифера", а в еще более ярко выраженной степени - современные московские литераторы во главе с Александром Сегенем, скрывшиеся под псевдонимом "Октавиан Стампас", в своем девятитомнике "Тамплиеры. Исторические хроники рыцарей Ордена Храма Соломонова", вышедшем в московском издательстве "Окто Принт" в 1996-1998 гг.).

Известный австрийский поэт, драматург и писатель периода fin de siecle Гуго фон Гофманнсталь вводит рыцаря Храма в действие своего оставшегося недописанным таинственно-магического романа "Андреас, или Объединенные".

Сюжеты, связанные с тамплиерами, нередко встречались и у других немецкоязычных литераторов – например, у поэта-символиста Стефана Георге, писателей Густава Майринка и Эрнста Юнгера. Так, например, в поэтическом сборнике Стефана Георге "Седьмое кольцо" (Der siebente Ring) часто встречается мотив восхваления орденских идей безмерно идеализированных тамплиеров и розенкрейцеров.

Австриец Йозеф фон Гаммер-Пургшталь еще больше способствовал созданию этого идеализированного, созерцательного образа Ордена Храма, усиленно разрабатывая тему реальности поставленного тамплиерам в вину католической инквизицией культа идола Бафомета, как чего-то реального. К тому же Гаммер-Пургшталь представил тамплиеров в качестве алхимиков, колдунов и черных магов, что вызвало дополнительный всплеск нездорового читательского интереса к его чисто умозрительным, но оттого не менее эффектным спекуляциям.

Однако эта концепция реальности культа Бафомета и, более того, реальности самого Бафомета (принявшего в фантазиях оккультистов совершенно фантастический образ двуполого существа-андрогина с женской грудью, бычьей головой, козлиными рогами и пылающим факелом между ними, с пятиконечной звездой во лбу, кадуцеем вместо фаллоса, крыльями и прочими атрибутами "дьявола" из карт Таро(т) и, соответственно, уже ничего общего не имевшего с упоминаемым в допросах тамплиеров инквизиторами идолом в форме человеческой головы с длинной бородой или кошачьей головы!) благополучно угасла в конце XIX в., если не считать фантастических "разоблачений" французского мистификатора Лео Таксиля (без комментариев перепечатанных Михаилом Орловым на русском языке в его сборнике "Дьявол" и частично вошедших в труды русского православного духовного писателя Сергея Нилуса "Великое в малом" и "Близ есть при дверех"), а также написанной несколько позже небольшой "готической" новеллы австрийского писателя-оккультиста Густава Майринка "Мастер Леонгард" (особенно интересной тем, что в ней он - впервые в доступной не только "посвященным", но и "профанам" литературе - назвал свастику, или крюкоообразный крест, "тамплиерским крестом"; позднее сочетание красного тамплиерского лапчатого креста на белом поле со свастикой практиковал в орденской символике своего собственного ордена "новых тамплиеров", или "Ордена Нового Храма", австрийский же ариософ и гебраист барон Йорг Ланц фон Либенфельз).

С тех пор подлинная история Ордена храмовников и спекулятивные легенды о тамплиерах (из серии "литературы ужасов", а в наше время – и "кинематографии ужасов" - например, снятый сравнительно недавно "тамплиерский" боевик "Миньон" с Жаном-Клодом Ван Даммом в роли современного "рэмбовидного" рыцаря Храма!) пошли разными путями, не имея между собой почти что ничего общего, кроме нескольких символов, терминов и названий. Хотя не существует ровным счетом никаких подтверждений реального почитания историческими тамплиерами двуполого звероподобного "Бафомета" - зловещего символа богатства, тайного могущества и одновременно гибели Ордена Храма – этот чудовищный образ продолжает существовать по сей день в современной тривиальной, ищущей сенсаций во что бы то ни стало литературе ("Священная загадка" и "Мессианское наследие", в несколько меньшей степени – "Храм и ложа" Бэйджента и Ли и "Черная империя" Э. Кармина) и кинематографии (тот же "Миньон" или голливудский триллер "Невеста Сатаны").

Вероятнее всего, все перечисленные выше масонские и парамасонские структуры возводят свое происхождение к средневековому Ордену тамплиеров без достаточно веских к тому оснований - в отличие, скажем, от Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского, португальского Ордена Христа (имеющего в настоящее время не только национальную португальскую, но и ватиканско-папскую ветвь) и португальского же Ордена Эворы. На заседаниях орденских советов (капитулов) "братья-сержанты" этих Орденов надевают поверх обычной одежды коричневые налатники (разных оттенков в разных орденах), а их "братья-рыцари" - белые туники с веревочным поясом и белые орденские плащи (снабженные в некоторых структурах капюшоном, в некоторых же - отложным воротником), а в некоторых орденах - также белые перчатки с орденским крестом. Используемые ими в своих гербах, на знаменах, облачении и символах красные "тамплиерские" кресты (при том, что каждая из вышеупомянутых структур именует именно свой крест "истинным крестом рыцарей Христа и Храма") достаточно разнообразны по форме.  Есть среди них кресты греческие и латинские, лапчатые и костыльные, усиленные и уширенные, германские и мантуанские, мальтийские и лотарингские, клеверолистные и патриаршие, иерусалимские и вырубные, ну, словом - всякие.

В менее торжественных случаях члены этих неотамплиерских структур носят черные костюмы с уменьшенным ("фрачным") знаком Ордена и обувь черного цвета, белые рубашки и красные галстуки (украшенные в некоторых структурах орденской эмблемой). Орденские шейные кресты,покрытые красной эмалью (и увенчанные в некоторых "тамплиерских" структурах золотой короной, а у высших должностных лиц - "офицеров" - еще и золотым "трофеем"-арматюрой), рыцари носят на черной, а члены высших степеней (общее число которых может, в зависимости от "ордена", доходить до девяти) - на красной ленте.
   
Здесь конец и Богу нашему слава!