Стены имеют уши

Виктор Курьянов
 "Кабэ ни мими ари, сёдзи ни мэ ари" - Стены имеют уши, а двери глаза.

Синопсис. Короткометражный игровой видеофильм
Для семейного просмотра.
    
Синопсис
Часть первая.Россия, 2013 год. Герой фильма, Владимир Шварц, 64 года, учёный – радиофизик  едет с сыном Дмитрием на машине в Коломну, где до 1934  жила семья его родителей. В том году его дед,  молодой радиоинженер,  был выслан со своей семьей на 10 лет в Томскую область, в Нарым. Звучит внутренний монолог героя  о его последней  работе «Акустическая археология», создании аппарата, позволяющем  воспроизводить звуки прошлого:
"«Вначале было слово?»  - красивое утверждение, но неверное!  Не буду вступать в спор - верующих не переубедить – они верят, и всё тут,  для них сомнения губительны. А я знаю, и моё знание  добыто именно путём сомнений, проб и ошибок. С понятием «Слово» для меня связано решение задачи, я назвал её «Акустическая археология», поиск и сохранение «Слова», прозвучавшего в прошлом.  Для письменного «Слова» эта задача давно решена, археологи находят глиняные таблички, петроглифы, берестяные грамоты – лингвисты их расшифровывают. Исходил из того, что звуки оставляют следы не только на магнитной ленте, пластинках, дисках. Они оставляют следы и на окружающих предметах. Это даёт возможность воспроизвести голоса, которые звучали раньше. В последнее время стал замечать повышенный  интерес к моей работе, которую я вёл во внеурочное время, одного сотрудника. Он стал частенько вместе со мной оставаться в лаборатории после работы. Кто-то копался в моем журнале, начальник первого отдела стал подозрительно часто заговаривать со мной. Я боюсь, что мое открытие станет орудием тотального контроля со стороны государства и шантажа в руках преступников. Сейчас для прослушки нужны скрытые микрофоны или телефоны граждан. Для моего прибора достаточно знать место, где находился человек, и неважно, когда это было. Люди просто перестанут разговаривать, или начнут говорить дистиллированным языком и официальными лозунгами. Страна окончательно погрузится в молчание. Этот прибор разрушит и семью. Люди  говорят, что хотят знать правду. Но правду они хотят знать только о других, а не о себе. Решил провести испытание прототипа в Коломне в квартире  своего деда, а после прибор уничтожить, а техническое описание закопать.Место погребения капсулы я не сообщу даже сыну. Дмитрий ещё молод, может соблазниться деньгами, быстрым обогащением. Место захоронения будут знать три моих друга, живущие за границей. Почему решил закопать, а не положить в банк? Романтика, дань традиции. В 1927 году - десятилетняя годовщина Октября - мой дед,  Альфред Шварц, молодой коммунист-идеалист, закопал «Послание гражданам Всемирной Коммуны». Через несколько лет стали закапывать уже таких идеалистов, как он. В 1967 году – пятьдесят лет со дня Октября – мой отец закопал «Послание коммунистам XXI века». В обоих посланиях полная уверенность, что потомки живут при коммунизме, нет ни войн, ни голода во всём мире. В 60-е годы такие послания организовано писали по всей стране и пионеры, и комсомольцы. К уверенности в построении коммунистического общества добавилась ещё космическая тема: освоение Луны, полёты на Марс и в другие Галактики. Так и лежат, строители коммунизма в земле, а их надежды и мечты замурованы в стены и фундаменты зданий. Вот и я, третье поколение семьи Шварц, закопаю свой труд, свои мечты и надежды в эту же землю"

 Герой вместе с сыном Дмитрием входит в опустевшую квартиру, включает прибор. Луч лазера сканирует стены и мебель. Раздаются звуки радио: «Говорит Москва. Московское время …» и разговоры жильцов из прошлого. Герой хочет не только испытать прибор, но и с его помощью узнать то, что мучило деда всю его жизнь, кто и с какой целью  написал на него донос. Рассказывает о соседях со слов деда. Делает запись. Оставляет для себя только то, что касается его семьи для фамильного архива.  Все записи передает другу детства Виктору, «Дяде-человеку» для  «Музея личных историй».

Часть вторая. К зрителям поступает информация из двух источников. Первый, официальный. Воспроизведение трансляции новостей прошлого. Звук идёт из старого радиоприемника. Документ эпохи. Аудиозапись. События самые значимые и не очень. Второй, бытовой  -  разговоры жителей квартиры, перекличка с официозом идет с экрана. Выясняется, кто написал донос. Причиной было не желание получить дополнительную площадь, не ксенофобия и не поощрение со стороны начальства, а понятие о «долге каждого советского гражданина».