Год 1917 на Косой Горе

Александр Бочаров 3
ГОД 1917 НА КОСОЙ ГОРЕ
(Из книги "Под сенью Ясной Поляны")

…Ранним июльским утром я подошёл к проходным завода,где висело объявление о приёме на работу слесарей по ремонту оборудования. Мимо, в одиночку и группами, спешили на смену хмурые фигуры.
 – К кому, ребята, обратиться по этому вопросу?  –  указываю пальцем на объявление.
 – К мастеру Григорьеву, Николаем Алексеевичем зовут. А вот и он сам идёт..
Мастер, расспросив подробно, где и кем я работал, велел следовать за ним. Таким образом очутился я вскоре в снарядном цехе, сдал пробу и был зачислен в штат.  Задание партии, –  устроиться на работу на одно из крупнейших предприятий Тульской губернии.  было выполнено.
Предстояла агитационная работа среди металлургов, подготовка их к решающим революционным схваткам. Следует остановиться на том, что  трудящиеся предприятия жили в скверных бытовых и трудились в скверных производственных условиях: не хватало жилья, отсутствовала элементарная техника безопасности, даже кипячённой воды в цехах не было. Временное правительство продолжало кровопролитную войну, а всевозможные лжесоциалисты одурманивали трудящихся  различными обещаниями  и посулами хорошей жизни в будущем. Но народ уже не верил обещаниям и «обещалкиным», как прозвали приспешников Временного правительства.    Всё это облегчало революционную работу. Но как и с чего, с кого мне было начать?
В обеденный перерыв меня обступили рабочие и начались обычные расспросы при знакомстве:
где работал, откуда приехал, и так далее. Вдруг слышу знакомый голос:  – Что вы его обступили? Человек, как человек ! К тому же слесарь неплохой. Здорово, Саша!
Ко мне протиснулся Борис Чучин, с которым вместе работали в Москве. Затем на Тульском оружейном заводе и который давно тяготел  к большевикам. Я был рад старому приятелю, получил подробную информацию о положении дел на предприятии. Оказывается, все общественные посты, в том числе и в завкоме, занимались социал-революционерами. Надо было быстрее создать своё партийное большевистское ядро. Борьба началась!
После первых же политических бесед с рабочими прошёл слух, что в цех поступил большевик. На наших беседах стали появляться различного сорта демагоги, которые утверждали, будто бы большевики, во главе с Лениным, продались немцам и так далее , и так  прочие глупости, опровергнуть которые было нетрудно. Чувствовалось, что симпатия большинства коллектива на стороне большевиков. С просьбой принять их в ряды ленинской партии обратились: Чучин, Горшков, Ченцов, Титов, Душнов, Григорьев, и другие. Видя такое дело, социал-предатели пытались уволить меня с завода, обратились за помощью к  администрации. Однако маневр врагов  не удался: не было для этого веских причин, да и рабочие активно встали на мою  защиту.                О росте влияния большевиков свидетельствует тот факт: в июле я был избран делегатом на на городскую профсоюзную конференцию Тулы, где слушал доклад третьей Всероссийской конференции профсоюзов и стоял вопрос о созыве Всероссийского Союза рабочих-металлистов. На городской конференции было избрано правление губернского профсоюза металлистов, в состав которого вошёл и я. А 26 июля 1917 года я был избран в губернскую примиренческую контору , как представитель от рабочих, чтобы защищать их интересы. Много и упорно пришлось бороться со злоупотреблениями, допускаемые администрацией по отношению к рабочим, в частности, по вопросам неправильного увольнения с работы.
С каждым днём росла политическая бдительность трудящихся, они активно борются против увольнения  и отправки на фронт неугодных администрации рабочих, обезвреживают провокаторов. Наконец, в августе появился на заводе некий тип агитирующий за Корнилова. Он был быстро обезврежен самими рабочими. Но Косогорском металлургическом заводе создалась большевистская организация, пользующаяся поддержкой металлургов. Политическое её влияние росло с каждым днём. Этому способствовала агитационная деятельность большевиков. На проводимых собраниях трудящихся завода выносят резолюцию протеста против Временного правительства, голосуют за Советы.
В Октябре на заводе насчитывалось около пятидесяти большевиков. Понемножку мы стали получать оружие: наганы и винтовки. Социал-революционеры перешли от споров к угрозам в наш адрес, были случаи покушений на большевиков.  Но это не могло предателям дела революции.
Вскоре разнеслась весть о свержении Временного правительства и установлении власти Советов. Металлурги Косой Горы горячо приветствовали Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Советская власт в в Туле и на Косой Горе установилась на много позднее, примерно в начале декабря. С завода были изгнаны всякого рода саботажники, другие разбежались сами. Косогорский завод стал работать на свою родную Советскую власть.
Александр Денисов.
1957.
(Составитель А.И.Бочаров)