Дорогая, купи мне грюндиг!

Анна Маякова
Они были счастливы. Муж, двадцатипятилетний инженер, работающий в НИИ, и женушка, провинциалка, недавняя выпускница иняза, удачно вышедшая замуж за москвича. Муж обожал свою женушку, комсомолку, спортсменку, получившую красный диплом и устроившуюся на работу в Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Женушка страстно любила своего синеглазого красавца, смелого и решительного, сделавшего ей предложение через неделю после их случайного знакомства.

В ту памятную октябрьскую среду, женушкин выходной, когда в авиакомпании, куда ее направило для работы УпДК, не  было  рейсов, они отправились в валютный магазин «Березка», чтобы купить в молодую семью импортный музыкальный центр фирмы «Грюндиг». Муж сказал, что это «фирма», с ударением на последний слог. Молодые люди смело прошли мимо охраны, стоявшей у входа – документы девушки были в порядке, она имела на это право. А муж – муж при ней.

Он сразу же, словно ведомый инстинктом, устремился к стенду, на котором были выставлены мужские «игрушки» –  музыкальные стерео системы мировых брендов – «Сони», «Грюндиг», «Панасоник».  Глаза мужа возбужденно блестели, через минуту он станет счастливым владельцем подобной «игрушки» –  это была его давняя мечта. Женушка, стоявшая рядом, украдкой поглядывала на другой стенд – ей хотелось купить духи «Шанель», упоминание о которых она встречала во многих прочитанных ею романах. Муж быстро определился с выбором – он был «дока» в стерео системах. 
–  Возьмем «Грюндиг», –  сказал он деловито.

Девушка кивнула и подошла к продавцу выписать чек. Когда они стояли у кассы, и она достала чековую книжку, чтобы оплатить покупку, рядом неожиданно появились два крепких, сытых, коротко стриженных молодца, похожих друг на друга как братья. Один из них тихо сказал:
–  Мы из КГБ. Гражданка, вы задержаны, пройдемте с нами.
Женушка опешила и стояла, словно громом пораженная, с недоумением глядя на гэбэшника.
–  Я пойду с ней, я муж, –  сказал молодой человек, побледнев.   
–  А чем докажешь? Свидетельство о браке с собой? Нет? Тогда гуляй, парень, жди свою подружку на улице!

Гэбэшники завели оробевшую  женушку в крохотную комнатенку без окон, где светила яркая лампа, на шнуре спускающаяся с потолка, стояли два потертых стула с мягкими сидениями, видавший виды стол, на нем черный телефон, как черный ворон, предвещающий беду.  При виде этого почти «киношного» реквизита женушку охватил такой страх, что  руки ее задрожали (в одной из них все еще была зажата чековая книжка), и девушка вынуждена была сцепить их перед собой, прислонившись к стене.

Первый гэбэшник сел за стол, достал из ящика бумаги и стал что-то писать. Второй отобрал у девушки сумочку, резким движением вытряхнул содержимое на стол, жестом  профессионала выудил из разной женской мелочи то, что ему было нужно: небольшое портмоне с деньгами, рабочее удостоверение и белоснежный конверт с буквами SAS на нем.
 
–  Что в конверте? – быстро спросил Первый.
–  Доверенность от авиакомпании САС –  отвечала  девушка, запинаясь от волнения, – на приобретение товаров в магазинах «Березка».
–  Вы работаете в САС? – Первый вынул и развернул письмо.
–  Да, уже полтора месяца…

–  Значит, новичок в валютных делах, –  усмехнулся он, раскрывая удостоверение. – Сотрудник Управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Так, –  он взглянул на девушку, потом вновь на фотографию,  – похожа. Посмотри, Коль, похожа, или нет?
–  Да она, она, –  подтвердил Второй, изучая содержимое  портмоне. – Все же нужно позвонить, проверить. Да вы садитесь, девушка,  на вас лица нет.

–  Меня задержали впервые, –  сказала девушка и  в изнеможении опустилась на стул.
–  Все когда-то бывает впервые. Сейчас вот выясним, кто вы, что вы, зачем в сопровождении молодого человека пришли в «Березку».
–  Это не молодой человек, это мой муж! – запротестовала девушка.
–  Который объелся груш? – пошутил Второй, пересчитывая деньги.–  Пятьдесят два рубля, не густо. Дайте ваши чеки, сколько их у вас?
–  Ровно сто, –  девушка протянула ему нераспечатанную чековую книжку.

–  Зачем вам фирма платит чеки? – строго спросил Первый, пристально глядя в глаза.
–  Для приобретения  экипировки, т.е. одежды, –  покаянно ответила девушка.
– А импортный музыкальный центр фирмы «Грюндиг», который вы собирались приобрести, тоже относится к экипировке? – насмешничал Первый, которого страх девушки явно забавлял.
–  Любимый муж попросил, мы недавно поженились, –  сказала женушка и вдруг сердцем почувствовала, что гроза миновала.
 
–  Муж… Ну, да ладно, документы ваши в порядке, на первый раз мы вас отпускаем, идите. И больше не грешите, –  Первый, кокетливо погрозив пальцем, вернул девушке удостоверение, быстро сгреб в сумочку содержимое, разбросанное по столу. Она, молча, взяла сумочку и пошла к выходу, не веря в свое освобождение. У двери стоял, широко расставив ноги, Второй.
–  До свидания, –  вежливо попрощался он, открывая дверь.
–  До свидания, –   чуть слышно ответила  девушка и как тень скользнула за дверь.   

Муж ждал ее на улице, нервно куря очередную сигарету. Согнувшийся под мелким осенним дождем он выглядел очень несчастным. Молодые люди   бросились друг другу в объятья.
–  Отпустили?! – выдохнул молодой человек, сжимая в объятьях любимую.
–  Отпустили,  –  тихо отвечала та, прижавшись к нему. – Пойдем отсюда!
Они быстро зашагали прочь от «страшного места», откуда через пеку был виден во всей своей красе Киевский вокзал. Тихо, чтоб никто из прохожих не услышал, молодая женщина стала рассказывать мужу в деталях, что произошло в комнатенке.
 
Тот слушал, молча сжав рот, но, в конце концов, взорвался: 
–  Ненавижу кагэбэшников! Какое право они имели тебя задерживать, обыскивать? Ведь ты честно заработала  свои чеки! И документ на них у тебя тоже был! Но им плевать, они по-прежнему, как и при Сталине,  держат всех в страхе.  Девочка моя, представляю, что ты пережила! А меня не было рядом…

Он остановился и глазами преданной собаки смотрел на свою женушку,  все еще пребывавшую в шоке от случившегося. И вдруг давно сдерживаемые слезы брызнули  из ее светлых глаз. Муж нежно обнял ее и, словно извиняясь, прошептал на ухо:
–  Я знал о гэбэшниках, но, все же, попросил тебя купить «Грюндиг».
–  Я тоже знала, но хотела тебя порадовать, –  отвечала женушка, всхлипывая, и уткнулась лицом любимому в грудь. –  Видишь, что из этого вышло…

 Так они стояли, обнявшись, в густой московской толпе, где каждый спешил по своим делам, и никому не было дела до рыданий молодой девушки, только что задержанной и отпущенной гэбэшниками. Тем более до ее мужа, переполненного ненавистью к КГБ, что появилась в юности, когда он   «фарцевал», браво меняя икру на модные американские джинсы,жвачку, красочные диски, на которых во всей красе были «Beatles», “Rolling Stones”, "Doors", о которых простые советские парни в то время могли только мечтать.