Летопись войны с Японией. Д. Н. Дубенского. 5

Екатерина Шильдер
      «Заботою российских императоров всегда являлся морской флот России, как это было еще начато при Петре Великом. В царствование императора Николая Первого началось усиленное судостроение. Недолго построить суда, но действовать успешно они могли лишь потому, что не погасал огонь любви к флоту в его личном составе. Он одухотворял построение морского дела и дал России на глазах лучших флотов того времени примеры доблести и славы Родины. Но потом, под конец царствования Николая Павловича не оценили своевременного совершенствования нового вооружения: не был построен современный флот». [Белавенец П. И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. — СПб. 1910.]

     В последнюю турецкую кампанию мы не потерпели большого урона главным образом потому, что знали в техническом отношении морское дело много лучше наших врагов.
 
      Государь Император, заботясь о флоте, не раз оказывал ему свое благоволение, стремясь укрепить в подрастающем поколении традиции  старого боевого флота, вот почему особенно ценно, когда была восстановлена забытая полвека морская регалия флота. А именно: «за подвиги Черноморских моряков во время Севастопольской обороны Александр II 26-го ноября 1856 года пожаловал им небывалую награду, о которой в указе было сказано так: «изображение Святого Георгия поместить в стеньговых флагах, бренд-вымпелах и вымпелах, поднимаемых по чинам на тех судах, которые будут укомплектованы поименными (Черноморскими) экипажами».

      «Волею Императора Александра III-его вновь возродился Черноморский флот «на радость долго скорбевшего о нем Отечества» - как объяснил Царь-Миротворец в своем знаменательном приказе по флоту, отданном в день совершеннолетия наследника-цесаревича Николая Александровича».

         Продолжалась судостроительная программа, что была создана ранее. Увеличивалось количество судов. «Сознание необходимости этого роста недаром было выражено  в высочайшем рескрипте на имя министра Иностранных дел 1-го января 1900 г., где Россия была названа «Великой морской державой». Соседи, видя рост морского могущества России, конечно, стали к нам относится с большим почтением, как барометр этого, открылись легче кредиты».

      В России к 1906 году было построено на верфях отечественных и на иностранных много различных судов – 7 броненосцев водоизмещением 221 417 тонн, из них за границей только 2 с водоизмещением 25 817 тонн. Крейсеров 1-го ранга 15 на 123 167 т., из них за границей 7 на 53 590 т. Мореходных канонерских лодок 6, водоизмещением 65 690, из них за границей 1 в 1 964. Минных крейсеров 30 общим водоизмещением 30 510 т., из них за границей 4 на 7 420. Миноносцев разных типов свыше 120 общим водоизмещением 289 320 т., из них за границей 30 на 9 389 т. Сверх бюджета было дано на усиление судостроения 1898-1904 годов 90 млн.

      Крейсер 1-го ранга «Паллада» построен в Санкт-Петербурге на казенном Адмиралтействе, машины построены на франко-русском заводе, спущен в 1899 году, водоизмещением 9731 т, ход 20 узлов. Крейсер «Кагул» создан на казенной верфи в городе Николаеве, машины сделаны в Николаеве. Ход 24, 6 узлов.

     Эскадренный миноносец «Лейтенант Шестаков» построен на верфи Общества Судостроительных, Механических и Литейных заводов в г. Николаеве. Эскадренный миноносец типа «Капитан Сакен» создан на верфи Общества Судостроительных, Механических и Литейных заводов в г. Николаеве. Крейсер «Алмаз» строился на Балтийском судостроительном заводе. Спущен на воду в 1903 г.,  водоизмещением 3885 т, ход 29 узлов. В 1904 году Штеттинским Машиностроительным акционерном обществом Вулкан были построены 12 минных крейсеров на народные деньги, под наблюдением конструкторов и указателей завода, и частью его рабочими в Риге, Гельсингфорсе и Або, куда были направлены Штеттинсую верфью «Вулкан» механизмы, котлы и т.д. Суда типа Украина при  пробном пробеге развивали скорость хода 27 узлов.

         Бронированный крейсер «Богатырь» был подготовлен в 1902 году Штеттинским машиностроительным акционерным обществом «Вулкан», водоизмещением  6500 тонн, мощность машин 20 000 инд. с пробным пробегом хода в 24, 15 узла. По типу «Богатыря» были построены  в России крейсера «Олег», «Кагул» и «Очаков».
       Нужно было учитывать тот фактор, что «японцы были у себя дома и могли исправить всякие повреждения, нам же пришлось обойти весь земной шар, пока добрались до берегов Японии. Вот тут-то надо пожалеть об уступленной американцам Аляске, принадлежавшей нам».

      История нашей родины ясно доказывает, что России флот необходим и, конечно, флот активный, наступательный. «Флот Киевский являлся исключительно наступательный. Флот Новгородский пока был наступательный имел успех, а когда утратил активные черты и стал флотом оборонительным, утратил и умалил значение всей страны. Флот Петра Великого и до наших дней был всегда наступательным: Гангут, Геегам, Готско-Сандо, Чесма, Гогланд, Красная Горка, Афон, Наварин, Синоп – все наступательные бои и все перлы в Российской боевой короне». Белавенец П. И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России.