Значит, не было бы и меня... Глава 65

Людмила Гринченко
 Стоял тёплый сентябрь 1943 года.

 Васька с Федькой сидели под деревом и наслаждались ещё достаточно тёплыми лучами солнышка. К обеду они собирались идти кормить пленных солдат в бывший школьный двор, а сейчас просто болтали.
- Эх, сейчас бы в школу! – с сожалением, произнёс Васька.
- Да, я б тоже пошёл, хотя раньше, до войны, не особо любил первое сентября, - сознался Федька, щурясь на солнце.
- А сейчас бы с удовольствием, учителя нашего жалко Аркадия Петровича, - тяжело вздохнув, произнёс Васька.
- Да…, - согласился Федька. – Жалко, всех жалко….
 Он взял желтеющий кленовый лист и стал внимательно смотреть на его прожилки. А Васька зажмурил свои глаза и подставил своё лицо солнышку. Теплые лучи стали ласкать его лицо, покрытое веснушками, а он вспомнил маму, Настасью, Степана Гавриловича, Катерину. Он сильно за ними соскучился и так хотел, чтобы они снова были вместе и рядом с ним! Но прекрасно понимал, что маму, сестру и Степана Гавриловича уже не вернуть никогда. Ему очень хотелось зайти в свой собственный дом, где жила раньше сама Катерина, но очень боялся. Дом хотя и пустовал, но туда часто наведывались немцы. Васька почувствовал, что ещё немного и, он расплачется, а это ему было сейчас вовсе не нужно. Ни к чему было другу видеть его слабость.
 Васька открыл глаза и стал отгонять от себя воспоминания о близких, смотря по сторонам.
 Вдруг он заметил кое-что подозрительное.
 Недалеко от него от дерева отделилась непонятная фигура, затем ещё одна… Васька замер в удивлении и стал стучать Федьку по плечу. Тот бросил лист и поднял глаза.
- Ты тоже это видишь? – тихо спросил Васька.
- Да, вижу, - подтвердил Федька.
 Замершая в десяти метрах от них фигура снова отделилась от дерева и ребята хорошо рассмотрели её. Это был мужчина, скорее всего военный, решили мальчишки, так как на нём был одет маскхалат, и он хорошо мог запрятаться, если бы прилёг на траву.
 Солдат тоже заметил ребят и поднёс свой указательный палей к губам, а затем показал жестом, чтобы те легли.
 Васька тут же понял, что он от них хочет.
- Ложись! – еле слышно сказал он.
- Чего? – не понял Федька.
- Ложись, говорю! – повторил Васька и в тоже мгновение улёгся на землю.
Федька, всё поняв,  быстро лёг рядом.
- Федька! Это наши! Понимаешь, брат, наши! – ели сдерживаясь, чтобы не закричать прошептал Васька.
 В тот же миг послышалась автоматная очередь. Но Ваське и Федьке было совсем не страшно, они были уверены, что наши советские солдаты победят и всех освободят.
 Перепуганные и немцы бежали кто-куда, но бежать было уже им не куда, везде были наши солдаты.

 Восьмого сентября 1943 года был освобождён центр Донбасса – Сталино. Немцев постепенно вытесняли с Донбасской земли и уже к 22 сентября 1943 года отбросили за Днепр.
 На освобождённой территории  в считанные месяцы была восстановлена промышленность, электроснабжение, а добыча угля шла бешеными темпами. Народ, переживший немецкую оккупацию, работал день и ночь, отдавая все силы, чтобы приблизить, наконец, окончание войны. Работали все и стар и млад.
(Продолжение следует)http://www.proza.ru/2015/12/25/1682