Стожары

Павлова Наталья Ивановна
Замучила бессонница. Как всегда в такие ночи, в голову лезут всякие нежеланные мысли. Разозлившись на себя,выхожу во двор. Осенняя ночь тихая и какая-то огромная. Бездонное небо усеяно яркими крупными звездами. Среди этого великолепия нечеткой полосой выделяется Млечный Путь. Нахожу в нём маленькую компактную кучку крепко прилепившихся друг к другу звездочек. Это Стожары. Для меня они - символ детской дружбы. Я часто отыскиваю их в ночном небе. А до одиннадцати лет я их вообще не замечала. Но в тот вечер...

      Мы учились во второй смене. Класс был маленький, дружный. В целинном поселке больших классов не было. Разве что первый и второй. В десятом, выпускном, было семь человек, а в нашем, шестом, одиннадцать. Маленькая дружная семейка.

      Поселок строился, и до него от школы, где планировался будущий центр, приходилось идти пустырем. Простор! Да еще и небо над головой - бескрайний звездный купол. Мы нередко эти пятьсот-шестьсот метров шли больше двух часов: то носились по пустырю, устраивая игры, то, присев на камни, рассказывали разные истории, мечтали.

      Часто говорили о своей малой родине. Мы ведь приехали из разных краёв, и эти рассказы товарищей были как путешествия. Самым интересным рассказчиком был Тарас.

      И вот - как гром среди ясного неба - Тарас сообщает нам о своём отъезде на родину. Врачи велели отцу вернуться в родные края, а значит, на Украину. Мы сидели притихшие, и почему-то все смотрели в это бездонное небо.

      И вдруг, самый молчаливый из нас, Артур Стогнайтис, заговорил горячо, как-то даже неистово:
          - Знаете, у нас в Белоруссии сейчас тоже в школах детей помалу. Фашисты народ повыбили.Зато все вон какие дружные, как мы с вами. Только нас мало, один класс, а там - весь народ. Папа говорит, они в партизанах долго решали, какую звезду выбрать в вечную память о друзьях. И решили - не одну звезду, а созвездие. Во-о-он те Стожары. Чтоб все вместе, как эта маленькая кучка звездочек. Давайте и мы себе их возьмем. Глянет Тарасик на них в своём украинском небе,  и нас вспомнит. И душой посветлеет.

      Так и засело в голове: "Маленькая тесная кучка звездочек".

      Гляжу в космическую черную бесконечность. Но это не та чернота, что у непрошенных ночных мыслей. Во-о-он там мои Стожары. Где вы, целинные друзья детства? Один - генерал, другой - писатель, третья - доярка. Но разве это главное? Главное, что и сейчас через полвека с лишним, мы помним ту "маленькую тесную кучку". И от одного взгляда на Стожары на душе становится светлее.