Два платка

Анжела Беленко
               

        ПЛАТОК ПЕРВЫЙ

        Школа. Звонок. Конец уроков.
        Толпа галдящих, возбуждённых школьников выбегает  на улицу. Старшеклассники демонстрируют свою взрослость, идут по коридору и по лестнице спокойно, свысока  посматривая на эту мелюзгу.
        Родители первоклассников встречают своих малышей в коридоре возле класса,  поторапливают, тянут  в сторону раздевалки. Те устали, – шутка ли, по шесть уроков ежедневно с факультативами и кружками! – но рады бы задержаться, чтобы  поиграть, обменяться игрушками: за день так и не наговорились, десятиминутных перемен не хватает на это. Но бдительные родители для того и пришли сюда на перехват,  чтобы поскорее забрать, увести, разобрать по домам – за пределами школы свои кружки, секции, студии, не считая домашних уроков.
       Одной из последних появляется девочка, за которой обычно приходит седовласая, но ещё не старая женщина, бабушка или няня. Она не нервничает, не торопит свою девочку, не начинает с первого же момента спрашивать её об оценках. Обычно она стоит в сторонке, а не рвётся в толпу родителей-перехватчиков.
       Девочка выходит из класса, находит её  взглядом на привычном месте и неторопясь подходит к  скамейке у окна, садится, а потом внезапно ложится на скамейку –  укатали сивку крутые горки! Женщина  смотрит на лежащую девочку, затем, ни слова не говоря, снимает с плеч пуховый платок, сворачивает и подкладывает под голову девочки, мол, полежи, отдохни, детка.
       Эту сцену я наблюдала в новосибирской школе много лет назад, когда  ожидала моего задержавшегося  мальчика (не помню, то ли дежурным был, то ли задание записывал и вышел последним). Обычно мы с ним торопились. Вернее торопилась я – обеденный перерыв  на работе не резиновый, а нужно ещё домой доставить сына, проследить, чтобы поел и за уроки сел, до вечера хоть в черновике всё написал. Поэтому обычно я его поторапливала и особенно по сторонам не смотрела, кто, кого и  как встречает.
        И в тот момент я была занята исключительно запоздавшим сыном и  смысл увиденного в коридоре дошёл до меня только в автобусе по дороге домой. Это было как вспышка – осознание  нашей суетливой жизни, постоянной нехватки времени и, как результат, задёрганные дети, нервные родители, крики и слёзы. И образ этой женщины, которая откуда-то знала, что не нужно подгонять, торопить ребёнка, что всё успеется, всё будет сделано вовремя. Что самое главное – сохранить хорошие отношения с ребёнком, чтобы запомнились ему такие вот моменты на всю жизнь.
       Сколько лет прошло, а забыть не могу.
                Новосибирск, 2000 г.



               

 ПЛАТОК ВТОРОЙ

     Начало весны. Утро. Воздух после ночи холодный, ветер дует совсем не ласковый.
     Я вышла на улицу, спускаюсь по лестнице.  Внизу на площадке вижу пару - старушка и худощавая, стройная женщина  стоят лицом друг к другу. Та, что помоложе расстёгивает ворот на пальто у пожилой и, сняв с себя платок, укутывает её шею, утепляет.
     В это время я поравнялась с ними и услышала фразу: « Стой, не крутись!»
     Это адресовано старушке.
     Я продолжаю спускаться по лестнице, но увиденная сцена захватила и не отпускает.
     Ещё раз я вижу эту же пару спустя какое-то время, когда стою на остановке в ожидании своего автобуса. Они переходят улицу, идут медленно, держась за руки.
Мама и дочка? Бабушка и внучка? Неважно, когда-то роли были другие и много лет назад одна другой тоже укутывала шею и говорила: стой, не крутись.
     Я смотрела вслед этим двум незнакомым женщинам и меня пронизывала удивительная нежность, и горло сдавило, и слёзы навернулись.
     Поддавшись импульсу, я почти бегом устремилась за ними, едва взглянув на свой автобус, который в это время появился из-за угла. Я успею, не беда, лишь бы они согласились выслушать меня.
     Их нетрудно было догнать, они шли медленно, осторожно ступая, обходя неровности асфальта. Я окликнула.
     Женщины приостановились, обернулись. В Ялте местные жители всегда охотно останавливаются, чтобы помочь приезжим -  показать дорогу к морю или остановку автобуса. Всё же это были мама и дочка, вблизи я  разглядела.
     Я поздоровалась, извинилась и рассказала о том, что видела их на лестнице, и что  меня эта сцена потрясла. И ещё о том, что моей мамы уже со мной нет и я не могу о ней позаботиться. И что она обо мне заботилась много лет, а мне выпало быть рядом с ней, немощной, всего-то шесть недель.
     Смотрю, у них глаза полны слёз, я сама вот-вот расплачусь. Попросила сделать фото на память, для себя. И они не отказались.


                Ялта, 2015 г.