Золото любви. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.» 

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.
               
                ЗОЛОТО ЛЮБВИ.

До шестнадцати лет Оля ничем от своих подруг не отличалась. И вдруг — расцвела! Стала настоящей красавицей. По улице идёт — все оглядываются. Её маму, если кто не знал по имени, называли так: «Та женщина, у которой дочка  красивая».

Вот в эту пору и увидел её Ваня. В 1925 году все развлечения молодежи в Николаеве составляли кино да вечеринки у кого-нибудь на дому, с танцами под самодельную музыку, с играми и песнями.

Ваня играл на гитаре, а его брат на мандолине. Позвали их на одну вечеринку. Вошёл он в комнату, где собрались ребята, и сразу увидел её. И потом, что ни делал, весь вечер — она перед глазами. Словно подсолнух за солнцем, тянулся он к её прекрасным глазам.

Но в этот вечер он её проводить не посмел, только на второй раз отважился. А ведь не из робких был и собою хорош: чуб кучерявый над высоким лбом вскипал тёмной волной. А любовь пришла — оробел.

Любовь в первого взгляда? Несовременная  история?

Да, время было другое. Шли годы первых пятилеток. Молодая страна вставала из разрухи и расправляла плечи. Юноши и девушки вступали в комсомол, шли к станкам, на стройки.

Оля работала на нашем заводе (Черноморский судостроительный завод). Ивану  пришлось быть и токарем, и молотобойцем в кузне, и слесарем. Потом окружком комсомола(окружной комитет комсомола - коммунистического союза молодёжи)  направил его на  Днепрострой.

В 1930 году он вернулся в Николаев, участвовал в достройке героического «Красного Кавказа». И снова — командировка ЦК (Центрального комитета)- во Владивосток.

Годы летели. А красавица Оля ждала. Раньше, девчонкой ещё, думала, что быстро выйдет замуж, до 19 лет. Но вот уже и двадцать и двадцать пять минуло — чёрный чуб Ивана заслонил от неё всех остальных парней. Однако свадьбу сыграть было некогда. Оля училась, осваивала новые специальности. Иван ездил по стране — строил. Как-то в перерыве между великими своими делами Иван предложил пожениться, но Ольга ответила: «Сейчас не время. Вот кончим эту пятилетку...».

Такое было время — люди соотносили свои личные дела с делами всей страны.
И всё-таки настал этот день - они сели на трамвай и поехали  расписываться.
 
Маленькая невзрачная комнатка на углу Соборной и Никольской.  Женщина достала из казенного шкафа толстую книгу, записала их фамилии, выдала документ — и они вышли уже мужем и женой.
 
День был такой красивый, солнечный. Казалось, вся улица была залита той радостью, которая светилась в их душах. Они шли, не замечая никого.

Потом купили два больших кулька винограда. Вечером пришли немногочисленные родственники. И в беседке во дворе дома состоялся свадебный ужин. Было весело и хорошо.

За полночь молодые пошли провожать гостей. Ночь стояла тихая, лунная. Они долго гуляли по тенистым улочкам, мимо тихих садов, из которых доносился аромат спелых яблок.

Эту ночь запомнили на всю жизнь.

Долгая и трудная им выпала дорога. Впереди было испытание войной, голодом, разрухой. Впереди были годы, когда люди жили на пределе человеческих возможностей.

Выстояли, выжили. Воспитали четверых детей. Все четверо закончили институты.

Рассказ об их жизни может быть долгим и, несомненно, интересным. Это роман, написанный самой жизнью.

Он захватывает не только сюжетными поворотами, но и чистотой, свежестью чувства, которое эти люди перенесли через всю жизнь.

Казалось, судьба специально выискивает испытания одно другого суровее, чтобы проверить прочность этого чувства — но только крепче становилась их любовь.
   
Завтра у Ивана Сергеевича Гапонова и его жены Ольги Ивановны снова свадьба. Золотая!

В долгой дороге человеку нетрудно потерять всё то, что брал с собой в начале  пути. Но есть люди, которых каждый пройденный метр, каждый прожитый день обогащает. Богатство их не за плечами в рюкзаке, не в туго небитых карманах. Эти люди обогащаются, душой, сердцем.

Не коврами, золотом и хрусталем исполнена их скромная квартира, но - счастьем, светом любви. Два человека — как одно целое.

Неразделимое единство семьи. Это фундамент, на котором человек может строить и свою и общественную жизнь. Многие черноморцы знают Ивана Сергеевича, знают, как много он сделал для завода. Уйдя на пенсию, он продолжает вести большую общественную работу. И как это важно, что дома его ждёт любящая заботливая жена — помощница, друг, советчица. Каждую трудность — на двоих, и легче вдвое. Каждую радость — на двоих, и радость  вдвое больше.

Иван Сергеевич говорит:

— Таким женщинам, как моя Ольга Ивановна, надо ордена давать. Они вынесли на себе всю тяжесть войны, все трудности быта большой семьи.

Иван Сергеевич пишет стихи, он публикуются в нашей газете, в «Южной правде». Многие из них посвящены любимой — Ольге Ивановне, жене!

Мне кажется порой, что никогда
С тобой не совместится слово «старость»,
Что ты такой же и сейчас осталась,
Какой  вошла мне в сердце навсегда.

4.8.84.
                Л. ХАСХАЧИХ