Песни военных лет

Пётр Красовский
          Уже много лет минуло после окончания самой жестокой  в истории человечества войны  двадцатого века. За этот период с политической карты мира исчезли целые страны, в том числе и многонациональный Советский Союз, который защищали в Великую Отечественную. Теперь мы живём в другом   обществе  и поём другие песни, а я  вспоминаю те, старые, оставшиеся в памяти, фронтовые… «Синенький скромный платочек падал с опущенных  плеч, Ты провожала и обещала  синий платочек сберечь…», «Давай закурим, товарищ, по одной, давай закурим, товарищ  мой…» Знаю, что эти проникновенные строки хорошо известны не только фронтовикам, но и их детям, а часто и их  внукам. Они воскрешают в памяти голоса замечательных артистов, выступавших с концертами на  фронтах, в госпиталях, в тылу…Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утёсов. Они  гремели и после войны.

     Да, война и лирика – понятия, не исключающие друг друга.   В те суровые годы возник и совершенно новый жанр песенного творчества – героико-патриотической массовой песни. Бессмертные подвиги и массовый героизм воинов, вставших на защиту своей страны, вдохновили многих поэтов и композиторов  на создание песен, содержание и настроение которых определялось развитием военных действий. Эти песни, как и люди, имеют свои биографии. В них и горечь расставания с родными местами, и тема верности и любви, радость побед и печаль временных неудач. И хотя каждая из песен военных лет рассказывает о чём-то своём – их объединяет дух  незабываемой фронтовой дружбы и боевого братства.

    Ветераны войны помнят, что многие артисты, поэты и композиторы шли с ними  по трудным дорогам войны, были бойцами, командирами, руководителями фронтовых ансамблей, армейской и флотской  самодеятельности, часто приезжавшими  с концертными  программами  на фронт. Песни воспевали  мужество и  стойкость бойцов, поднимали их  моральный дух, говорили о верности и любви, дарили радость в минуты отдыха. Именно такими были песни  В.Соловьёва-Седого «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Вечер на рейде». Кстати, об истории последней песни композитор  рассказал особо. В августе 1941 вместе с группой композиторов  и музыкантов ему пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились до них звуки баяна и тихая песня. Они как раз закончили работу и долго слушали, как поют моряки. И у него возникла мысль написать песню об этом прекрасном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстоит идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, он сел сочинять музыку. Поскольку стихов не было, то композитор сложил первую строку припева «Прощай любимый город…», а поэт А. Чуркин написал к уже готовой мелодии слова.      А вот поэт А. Сурков, автор знаменитой «Землянки», вспоминал, что в основу её текста   легли строки   из   письма,   написанного после очень трудного фронтового дня под Истрой, когда   пришлось  ночью,  после  тяжёлого   боя,   пробиваться из окружения со штабом  одного из гвардейских полков в  конце ноября 1941 года. «…Бьётся в тесной печурке огонь, на    поленьях смола как слеза. И поёт мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза». Это одна из самых любимых песен фронтовиков.

       Музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны принято считать песню композитора А.В. Александрова и поэта В. Лебедева-Кумача     «Священная
война». Она набатным   колоколом   прозвучала   в   первые  дни   войны   на Белорусском вокзале Москвы перед отправлением ополченцев и воинских частей на фронт: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой. Пусть ярость благородная вскипает как волна, - идёт  война народная, священная война». Очевидцы того памятного исполнения этой песни вспоминали, что при её первых звуках стало вдруг тревожно, у людей наступило какое-то оцепенение, многие из них плакали, суровели лица  красноармейцев, до боли в руках сжимавших винтовки. Песня звала на защиту Отечества, возбуждала в сердцах ненависть к фашистам. С этими чувствами они и уходили на фронт.

      Некоторые песни военной поры имеют свою документальную историю, отражающую ход военных действий от Заполярья до Черного моря. Волнующую каждого моряка песню «Прощайте, скалистые горы», посвящённую североморцам, написали морские офицеры, служившие на Северном флоте всю войну - сотрудник газеты  Северного военно-морского флота «Красноармеец» Н. Букин и композитор  Е. Жарковский. На  Брянщине осенью 1942 года родилась партизанская песня «Шумел сурово брянский лес», которая очень популярна среди жителей области и сегодня. Начальные звуки её мелодии стали впоследствии позывными Брянского радио, а слова  песни высечены на памятнике героям партизанской войны в Брянске.   Поэт Е. Долматовский, вместе с воинами переживший горечь поражений у берегов Днепра и вышедший с ними из окружения, написал стихи, полные боли и трагизма- «Враг напал на нас, мы с Днепра ушли, смертный бой гремел, как гроза. Ой Днепро, Днепро, ты течёшь в дали, а волна твоя, как слеза». Композитор М. Фрадкин через два дня написал к этим стихам музыку и «Песня  о Днепре» вошла в репертуар ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта, вспоминал потом поэт в своей книге «Из жизни поэзии».

      Трагической страницей Великой Отечественной войны явилась 250-дневная легендарная оборона Севастополя. Летом 1942 года город временно был оставлен советскими войсками. Известный композитор Борис Мокроусов, с самого начала служивший моряком Черноморского флота, узнал о подвиге раненого моряка, покинувшего Севастополь последним и прихватившего с собой кусок гранита «Затем, чтоб вдали от крымской земли о ней мы забыть не могли». Образ   умирающего моряка потряс композитора, он тут же сочинил мелодию, а поэт А. Жаров, который тоже всю войну пробыл на флоте, - слова. Так родилась трогательная и широко распространённая  песня «Заветный камень»: «Кто камень возьмёт, пускай поклянётся, что с честью носить его будет. Он первым в любимую бухту вернётся и клятвы своей не забудет. Тот камень заветный и ночью и днём матросское сердце сжигает огнём. Пусть свято хранит мой камень гранит, он русскою кровью омыт».

 Многие военные песни были написаны по заданию командования фронтов, воинских частей и соединений, приходили к нам из театральных постановок и кинофильмов. Среди таких песен была особенно заметной, и в наше время тоже часто исполняемая  «Тёмная ночь» Н.  Богословского и В. Агапова из кинофильма «Два бойца». В этой песне жестокая солдатская правда – острое  и точное ощущение времени и места события, лирическая проникновенность и искренность чувств. Солдаты Великой Отечественной не только громили врага. В перерывах между боями на отдыхе, в дальних плаваниях, часто вспоминали они свой дом, близких и родных людей. Позади уже освобождённая наша земля, «а под звёздами  балканскими вспоминаем неспроста ярославские, рязанские да смоленские места». А вот ещё песня тех лет – «Ходили мы походами   в   далёкие моря. У берега французского бросали якоря. Бывали мы в Италии, где воздух голубой. И там глаза матросские туманились тоской».

     …Май 1945 года. Берлин. Поверженный рейхстаг. Опьянённые победой и ставившие на  его разрушенных стенах свои автографы, ликуют наши солдаты – Победа! И как тут  было не родиться ещё одной песне. «Казаки! Казаки! Едут, едут по Берлину наши казаки!». Её написали братья Покрасс.  Песня. Она  шагала рядом с бойцами по тяжким дорогам войны,  помогала и  вдохновляла. Её роль в жизни фронтовиков трудно переоценить. «Эх,  дороги…Пыль да туман. Холода, тревоги, да степной бурьян. Снег ли, ветер, вспомним друзья. Нам дороги эти  позабыть нельзя «