Люди не понимали смысл своей подлинной свободы

Жарасбек Коргамбаев
      Прошел бурный, возбуждающий период перестройки, осмысленный в основном как «восхождение буржуазии», шедшей к утверждению своей власти с нескрываемой ненавистью ко всему прошлому. Что это был за человек, кого социализм формировал за более чем семьдесят лет? Над этими вопросами не задумывались. Вдруг всех охватила жажда Запада, то есть свободного развертывания своей экономической сущности. Создавалось впечатление, что если отбросить социализм и облить грязью марксизм, как все станет на свое место и повсюду установится порядок и восторжествует долгожданная справедливость. И взволнованная народная масса успокоится, благодарная своим избавителям от социалистических ужасов. Мир никогда не переживал такого возбуждения в постсоветском пространстве! Это был уникальным случаем в истории, до сих пор не изученным. "Рыночная экономика" действительно явилась как освободитель людей, но втянувшей каждого в денежное рабство — положение, в котором пространство жизни человека для большинства людей суживалось.

Поэтому вся эта длинная полоса излияния ненависти к нашему прошлому до сих пор еще не успокоила народную массу, привыкшую сначала хорошо поесть, а потом рассуждать о своем прошлом. Ибо людей сегодня, как и сто лет тому назад, в гораздо большей степени беспокоят не злодеяния, ушедшие в прошлое и для них конкретно не существующие, а те, которые существуют и творятся в настоящем. Иначе говоря, не страх возвращения и повторения прошлого, а страх перед будущим, причины которого кроются отнюдь не в прошлом. Ведь каждый образованный человек знает, что прошлое никогда не возвращается и что наша жизнь движется только вперед. Но это движение всегда происходит в жестокой борьбе и противостоянии. Так начиналась борьба за денег, в конце концов, разрушившая всю общественную систему, которая ранее стояла над людьми и повелевала ими. И люди впервые были предоставлены себе. И они впервые могли поступать так, как им заблагорассудится. И не случайно именно эту свободу обоготворял Запад и не случайно именно к этой свободе стремились люди бывшего Советского Союза: в них была скрыта вся загадка истории. И ее нужно было разгадать, чтобы люди могли осознать смысл подлинной свободы, которую каждый получил в этом крутом историческом повороте. И эта загадка была скрыта в деньгах, которые теперь впервые находились в руках людей. А то, что их накопили миллиардеры и миллионеры, исползуя силу этих людей, отнюдь не означает, что они находятся в их руках и недоступны людям. Наоборот, такое количество денег в руки людей никогда раньше не попадало. Другое дело, как они их сегодня используют, для личной или обощественной. И никому в этот период даже в голову не приходило, что за отдельное существование деньги уже больше никогда не будут работать. И что смыл добытой свободы в совсем другом.

Если речь идет о прошлом и злодеяниях, творившихся там, то вся история человеческого общества от первобытного состояния до сего дня пронизана насилием и жестокими проявлениями злодеяний, обусловленных борьбой различных общественных сил. Сегодня они еще более обострились, приняв индивидуальные формы и массовое проявление в преступности, терроризме, экстремизме и т. д. И здесь наши бессодержательные рассуждения о «человечности» или «бесчеловечности» не вскрывают их корни и не способствуют их преодолению. Ибо социализм – отнюдь не человек, а политическая система, существующая совершенно независимо от сознания и воли людей, — система, которая держала людей в рамках определенных порядков. Она до сих пор сохраняется как такая система, лишь изменив форму, и продолжает давить на людей как сила, чуждая им. И объективно Гегель был прав, рассматривая зло в качестве движущей силы истории, ибо вся история действительно складывалась и двигалась в борьбе противоположных сил, которые и в сознании Гегеля принимали форму зла и добра.

К. Маркс лишь осмыслил этот процесс с исторической точки зрения и доказал, что пролетариат придет к власти и обобществит средства производства и что только в условиях общественной собственности будет созревать социализм и социалистические отношения между людьми. А о справедливости в социалистических условиях у него и речи быть не могло.

Если в этой борьбе основное внимание сосредоточить только на проявлениях злодеяний и произвола, то мы получим темную сторону нашей жизни, как например сегодня, когда сосредоточены на преступности и разрушениях, отвлекаясь от их сущности, а потому за ними ничего не видя. Поэтому не случайно, что социальные утописты, философы, рассматривавшие жизнь с точки зрения морали или политики и подходившие к ней преимущественно с негативной стороны, лишь обличали капитализм, вскрывали его различные пороки, бесчеловечность, но не могли понять прогрессивное, поступательное развитие истории в ее закономерном движении. К. Маркс же этот вопрос разрешил иначе и в истории увидел прогресс, связанный с развитием капиталистического общества и ролью буржуазии. И он никого не отбрасывал, а каждому воздал должное, отмечал даже незначительные заслуги различных лиц, имевших отношение к предмету его исследования. И у него и в мыслях не было рассматривать развитие общественно-экономических формаций с точки зрения «справедливости» или «несправедливости», «человечности» или «бесчеловечности». Напротив,  он подчеркивал и доказывал, что история объективно идет к осуществлению человеческого общества как общества людей (ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех), но что оно будет достигнуто в упорной и трудной борьбе как результат длительного исторического развития, как закономерный итог развития человеческого общества, в котором человечество перейдет к своей подлинной истории.

Человеческая точка зрения здесь была просто идеалом, и она должна была родиться как результат исторического развития. Да и социализм, по мнению Маркса, как первая фаза коммунизма, эту точку зрения не давал. Социализм не является «рассуждением индивидов», следовательно, он еще не является «свободным союзом людей». И если сегодня возникли эти идеи, и они влияют на общество, значит, эта точка зрения уже возникла, и она является как раз результатом распада социалистической системы как определенного  политического оразования, подавлявшего частно-собственническую психологию и обусловленного им определенного государственного объединения людей.
Разрушив социалистическую систему, люди действительно были предоставлены себе. И они практически были свободными именно от тех сил, которые повелевали ими и где они не могли выходить за рамки стереотипного мышления. И каждый, предоставленный себе, сегодня действительно живет так, как ему хочется. И ничто им не мешает жить по-своему разумению. И "рыночная экономика" с самого начала заявила об этом. Но главная суть свободы, которая была добыта здесь, состояла в том, что люди были свободны и самостоятельно объединяться. И именно к этой идее люди должны прийти самостоятельно, страдая в одиночестве за отдельное существование.Что же происходило в этот период в мышлении образованных людей?
У нас с первого же дня освобождения ударились в морализаторство и поэтому занимались тем, что вскрывали различные пороки социализма, обличали его и обвиняли, творили над ним суд, выносили ему приговор, будто социализм был не обществом, развивающимся объективно, а конкретным человеком, совершившим преступление.  И объективный научный анализ социализма не осуществлялся. И вся армия ученых, коих готовил социализм, перешли на сторону "рыночной экономики", совершенно ничего о ней не понимая И все вдруг стали поклонниками "рыночной экономики".
И все так происходило потому, что, главным образом, исходили из «сознательных побудительных сил», «ошибок», сознательных действий индивидов, то есть здесь как раз улетучилась общественная точка зрения (она была заменена точкой зрения разобщенных индивидов), и мы имели дело просто с рассуждениями индивидов. Освободившиеся люди, люди, предоставленные себе, еще не знали, где они оказались и что с ними произошло. Они еще не понимали свою подлинную свободу, которую им впервые дала "рыночная экономика". И мир, воспроизводивший капитализм в индивидуальных отношениях и принявший чисто денежное проявление, только разрушалось и продолжает разрушаться..