Сэмюэл Уиллард. Христос смирил Себя

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХРИСТОС СМИРИЛ СЕБЯ
Сэмюэл Уиллард (1696)

Вопрос. В чем состоит уничижение Христа?
Ответ. Его уничижение состояло в Его рождении, в Его низком состоянии под законом, в переживании несчастий этой жизни, гнева Божия и проклятой смерти на кресте, в Его погребении и в том, что Он оставался под властью смерти некоторое время.
Говоря о природе уничижения Христа, мы будем рассматривать его на нескольких примерах. Мы должны понаблюдать, как Он совершил дело искупления, которое было главной целью принятия Им этого состояния. Мы должны иметь в виду, когда мы изучаем этот вопрос, что унижение Христа прежде всего состояло в том, что Он поставил Себя под закон ради нас, чтобы на нашем месте Он мог удовлетворить требованиям Закона. Таким образом все наше спасение состоит в том, чтобы получить плоды Его активного и пассивного послушания, и вся наша надежда на вечную жизнь зависит от этого, ибо Он повиновался на нашем месте. Поэтому мы должны помнить об этом, имея в виду каждый отрывок, который говорит о Его уничижении так или иначе. Чтобы   исследовать эти вещи систематически, начнем с того, что кратко обозначим их.
Христос смирил Себя в Своей жизни и смерти. В первом случае более проявилось Его активное послушание, а во втором - пассивное, но и то и другое действует в каждом случае. Он сделал все, что требовал закон, чтобы тем самым получить для нас вечную жизнь; Он страдал и умер, чтобы Он мог освободить нас от вечной смерти.
Мы начнем со взгляда на Его жизнь, потому что Он жил для нас, а также умер за нас. Вся Его жизнь, а также Его смерть была ради нас. Рассматривая Его жизнь, мы должны обратить внимание на Его вхождение в мир и пребывание в нем. Он должен был прийти в мир, потому что здесь находятся те, кто должен был быть искуплен, и здесь было то, что предстояло сделать Тому, Кто должен был спасти их. Поскольку эта работа не может быть выполнена в один миг, но требуется время, чтобы завершить, Он был обязан пробыть здесь некоторое время и жить среди людей в течение такого периода, как это было необходимо для ее совершения. Именно поэтому Он назван "Скинией среди нас" (Иоан.1.14). Он жил здесь и отсутствовал в Своем доме, пока Он не исполнил дело, с которым Отец послал Его сюда.

Христос смирил Себя в Своем рождении

Говоря о Его вступлении в мир, мы должны отметить две вещи: Его зачатие и Его рождение, которые упоминаются в Апостольском Символе веры, ибо их рассмотрение крайне полезно для нашей веры в Него как нашего Искупителя. Но сейчас перейдем непосредственно к рассмотрению Его рождения, как оно предстает в нашем Катехизисе: "Его рождение в низком состоянии совершилось в соответствии с законом". Это касается всего, что говорится о Его унижении, но важно помнить, что Он не просто подчинился Закону, как Адам до своего падения. Если бы это было так, Христос должен был бы совершить только активное послушание закону. Однако Он подчинился Закону, как если бы Он был падшим человеком, на которого пало проклятие, так что Он был также обязан совершить пассивное послушание, ибо Он, как сказано, "стал за нас клятвою" (Гал.3.12).
На самом деле состояние, в котором Он родился, показывает глубину Его унижения. Наш Катехизис, кажется, рассматривает Его рождение как часть Его унижения самого по себе, а Его низкое состояние - как дополнительную степень унижения. Мы должны рассмотреть Христа как униженного тем, что Он не только стал человеком, как Адам был до своего падения, но Он разделил состояние всего нашего рода, ставшего низким, подлым и мерзким. Поэтому Евр.2.14 говорит: "А как дети причастны плоти и крови, и Ему надлежало принять оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (KJV). Он принял те же подверженные тлению плоть и кровь, что и мы, чтобы право выкупа могло принадлежать Ему. Вот почему Писание решительно утверждает,  что это не просто природа человека, но скорее "семя Авраамово".
Само рождение Христа есть начало Его уничижения.   Были действительно заметные проблески Его славы, посещающие Его рождение, с помощью которого Бог показал, что он был Мессией. Была славная звезда, которая появилась во времена Его рождения, как весть миру, что Солнце правды восходит. Пришествие волхвов с Востока, которые шли по зову этой звезды, чтобы поклониться Ему и оказать уважение, было другим проблеском этой славы (Мтф.2). И таково же было величавое явление небесного воинства ангелов группе бедных пастухов, которые возвестили Его рождение и воспели славный гимн (Лк.2). Но само Его рождение сопровождалось  внушающим страх смирением, ибо Он унизил Себя через него. Он родился для нас, и поэтому Он родился в состоянии, соответствующем нашей нужде. Он показал в Своем рождении, что грех совершил с нами. Есть несколько вещей, на которые мы можем обратить внимание, ибо они относятся к Его уничижению:
1. Он родился в состоянии нашей природы, подлежащем осуждению. Как только Он облекся в нашу природу, Он встал под несущий смерть меч Закона. Он родился, чтобы умереть, и стал подвластен смерти, как только Он стал человеком. Мы все рождаемся чадами гнева в нашем естественном состоянии, и Он поставил Себя на наше место, и поэтому пришел, чтобы исполнить Закон (Мтф.5.17), и это было главным Его делом. Он никогда не явился бы в этот мир, если бы Ему не надлежало стать за нас Жертвой: Бог приготовил Ему тело для этого (Евр. 12.5). Справедливость закона подчинила Его, как только Он пришел в мир, и не оставляла Его, пока Он не дал ей удовлетворение; и Он жил ради этого все Свои дни, и часто говорил об этом.
2.  Он был рожден от грешницы. Это было особое снисхождение Сына Божия - родиться от любого из греховных детей Адама. Честь Бога состоит в Его святости, и грех Ему мерзкий позор. Первородный грех в матери Христа сделал состояние Его рождения более презренным и постыдным, чем все остальное. Будь она царицей мира, Христос все равно уничижил бы Себя,  чтобы получить Свою человечность от нее. Необычно уже то, что чистое должно родиться от нечистого, ибо, хотя она была освящена благодатью, тем не менее, она не достигла безупречного совершенства, но все еще имела в себе некое пятно и загрязнение греха. Позор иметь отцом предателя, позор иметь грешную мать. Но Таким образом Христос, хотя и без греха, стал тесно связан с грешниками, ради которых Он пришел в мир.
3. Иосиф и Мария жили в ужасающей бедности. Мария была Его настоящей матерью, как и любая другая мать своих детей.  И Иосиф, хотя и не на самом деле Его отец, не был в особой чести среди людей, и так низкое состояние его отразилось и на Христе.   Они действительно были потомками царя Давида, но они были доведены до очень низкого положения, тем более в глазах богатых и состоятельных соседей. Иосиф был плотником; это была тяжелая и не слишком оплачиваемая работа. Позже это стало поводом для окружающих чтобы говорить так пренебрежительно о Нем: "Разве это не плотник, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона, и не Его сестры здесь у нас? И соблазнялись о Нем" (Мк.6.3 KJV). Но почему так? Потому что грех лишил нас нашей чести и заставил нас стыдиться самих себя. Мы утратили свое право на все и дошли до полной нищеты.
4. Время Его рождения очень важно. Было время, когда Его народ наслаждался свободой и имел свою меру влияния, но Он родился не тогда, но когда народ был в рабстве в Римской империи. Он родился в то время, когда, в доказательство этого рабства, был введен налог, и каждый был обязан явиться в свой город, чтобы подвергнуться переписи (Лк.2). И в это самое время, в то время как была эта поразительная картина рабства, Он должен был родиться в мир. Поэтому даже в обстоятельствах Своего рождения Он принял на Себя не только природу человека, но "образ раба" (Фил.2.7). И почему? Потому что мы сейчас под грехом стали рабами, и оказались в самом жестоком рабстве.
5. Место и обстоятельства Его рождения особо подчеркивают Его низкое состояние, как это описано в Лк.2.7: "И родила Сына своего Первенца, и завернул его в пеленальные одежды, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице". Когда мы слышим о явлении Великого Царя Мира, Верховного Властителя, что Он должен родиться, мы могли бы представить, что Ему будут оказаны наибольшие почести. Самый величественный дворец, самая роскошная комната, самые великолепные слуги и царственное положение могли бы в какой-то мере соответствовать значению такого события. Но увы, как далеко все было от этого!  Вместо дворца, Он довольствуется убогой хижиной; вместо общества благородных слуг Он родился в хлеву со скотиной; вместо дорогих одежд Он получил нищенские отрепья, ибо Его бедные родители ничего больше не могли себе позволить; вместо дорогой красивой колыбели Он оказался в яслях с сеном. Рядом с Ним в этот торжественный день не оказалось даже бедняков, которые имели лучшие места для ночлега, чем Иосиф. Так Он тихо пришел в мир; не звонили колокола, не горели огни, никто не бежал отдать дань уважения своему Господину. Это было так потому, что мы сами лишили себя всего и утратили право на всякое благословение.
6. Причина того, что Он родился в таком месте, заслуживает внимания: "потому что не было им места в гостинице". Увы, какие важные люди жили в Вифлееме, что они выселили из городской гостиницы Господа славы! Но думает ли кто из нас, что для него хорошо и достойно предоставить место нашему Царю и Господу? И тогда Его мать была изгнана вместе с Тем, Кто есть Царь царей и Господь господствующих, в то время как хвастливые мирские люди заняли все жилье. Неужели так несущественно и неважно для нас, что сделал Христос начиная с самого Своего рождения? Таким образом, Он пришел в мир и стал одним из нас ради нашего блага.
Применение. Научимся из этого, как низко грех унизил нас, и как Христос возлюбил нас! Поистине, ради нас Он смирил Себя! Когда мы рассматриваем то, что Христос сделал для нас, это показывает нам, до чего мы довели себя грехом. Также, когда мы размышляем о том, что Он сделал для нас, это  говорит нам о Его невыразимой благости к нам. Позвольте мне изложить несколько мыслей на эту тему и  пригласить вас всех прийти к рождению своего Спасителя: увидеть Царя Славы, покрывшего Себя мраком и вошедшего в мир под облаком. Он, Господь неба и земли посреди Своего владения, оказался в самом низком и самом мрачном положении, какое только можно себе представить. Тот, Кто сотворил небо и землю, добровольно утратил так много, что для Него не нашлось дома, чтобы Он родился как человек, но Он появился на свет в хлеву со скотиной! И почему? Наши грехи довели Его до этого; мы потеряли право на все, что имеем, и заслужили только бедность и нищету, лишив себя родного дома. Мы были под этим проклятием. Сын Божий является великим Царем; Он мог бы одним словом воздвигнуть для Себя величественные дворцы и обставить их невыразимым великолепием, но как Он тогда мог бы стать нашим Спасителем? "Ради нас Он стал бедным" (2 Кор.8.9 KJV); именно по этой причине Он родился как Младенец (Ис.9.6). И разве не было Его снисхождение раскрытием Его великой любви? Разве то, что Он родился в яслях, не является в высшей степени драгоценным для нас? И если мы наслаждаемся чем-либо в этом мире начиная с нашего рождения, давайте поставим это в заслугу только Ему. Ибо в Своем терпении Бог милует на земле даже нечестивых людей, чтобы народ Его понимал, что всякая милость к нему приходит только через Христа, и усваивал ее Ему. Все обстоятельства нашего рождения и жизни должны взращивать нашу любовь к Нему.
 
Христос смирил Себя в Своей Жизни

Посмотрим  теперь на Него во время Его странствования в этом мире. Для этого мы должны последовать за Ним сначала в Его частной, а затем публичной жизни. Христос действительно родился, чтобы совершить публичное служение, и для этого Он пришел в мир. Однако прежде, чем Он вступил на Свое публичное служение, прошло около тридцати лет (Лк.3.23).
1. Этого требовали обстоятельства Его человеческой жизни. На самом деле Он мог бы принять нашу природу с телом взрослого, зрелого человека, как были созданы наши прародители. Но Он определил для Себя родиться слабым ребенком, который не мог ничего делать публично. Ясно, что если бы Адам не пал, дети рождались бы как дети, со всеми их ограничениями, пока они не вырастут. То, что они учатся говорить, ходить и так далее - это не грех, это ограничения безгрешного человека, которые Христос принял на Себя.
2. Закон, под которым Он родился, указывал на это. Он "подчинился Закону" (Гал.4.4), то есть Моисеевой Торе. Если левиты не должны были поставляться на служение, пока им не исполнялось тридцать лет (Кол.4.3), то хотя Христос не был из этого колена, Он уподобился им в этом отношении. Поэтому, хотя Он показал прекрасный пример Своих достижений уже в 12 лет (Лк.2.46-47), Он подчинился закону, чтобы исполнить всякую правду, в особенности нравственного закона.
3. Некоторые из народа Божьего призваны вести лишь личную духовную жизнь, другие же призываются к публичному служению. Иисус Христос принял на Себя и то и другое, чтобы освятить любой образ жизни для Своего народа. И будь мы призваны служить Богу в частном или публичном качестве, мы можем осуществлять нашу веру в Него для приложения Его святости к нам в любой ситуации, ибо именно это угодно Богу. Далее мы еще рассмотрим Его жизнь в качестве частного лица, Его младенчество и дальнейшую жизнь, и понаблюдаем, как Он смирился для нас в той и в другой.
Христос был Младенцем, чтобы освятить младенчество Своего народа. Святость от нас требуется от чрева, но наше детство и юность полны суеты. Давид молится: "Не вспоминай грехов юности моей" (Пс.25.7 KJV). Это он получил по вере в Иисуса, Который был ребенком. Так же, как это было унизительно для Сына Божия - быть ребенком, слабым существом на груди матери, зависящем от нее во всем, так было три особенно важных случаях, которые показали Его смирение как Младенца: Его обрезание, освящение и бегство в Египет. В первых двух Он исполнил церемониальный закон, не потому, что Он нуждался бы в очищении от какого-либо осквернения грехом, потому что Он был без греха, а потому, что закон указал на Него как на свою цель: "Ибо Христос есть конец закона к праведности всякого верующего" (Рим.10.4). Это также означало, что Ему был вменен наш грех. Если бы Его люди не были грешниками, не было бы никакой необходимости в этих церемониях: они были на самом деле "рукописанием против нас" (Кол.2.14).  Поэтому Он повиновался им в соответствии с их значением, и поэтому признал Себя величайшим грешником по вменению.

Об обрезании Господа

В Лк.2.21 мы читаем: ""По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать ребенка, нарекли Его Иисус, имя, данное Ангелом прежде зачатия Его во чреве". Мы видим здесь, что это было сделано именно в тот день, установленный законом. Самые малые части Закона Божьего, которые мало рассматриваются большинством людей, важны для души под благодатью, и таковы они были и для Христа. Что касается Его обрезания, оно заслуживает следующих замечаний.
Приняв обрезание, Христос подразумевал, что Он был Автором этого постановления. Несмотря на то, что этот обряд был установлен задолго до того, как Он явился во плоти, в дни Авраама, именно Христос дал этот закон Аврааму. Именно Он явился Аврааму и заключил завет с ним, и теперь Он удостоил этот закон чести Своим собственным примером и одобрением его. Это показывает важность, которую Христос придавал церемониальному закону, и то, что Он соответствовал ему во всем.
Христос также подразумевал, что Закон получил от Него свою власть и действенность. Приняв этот знак, Христос сделал его духовно действенным, хотя его использовали те, кто жил намного раньше. Все, кто когда-либо получил пользу от него, получили ее от Христа. Его власть зависела от Христа, и Он Сам открыл сущность этой заповеди, которая указывала на обрезание сердца: "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным , совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым " (Кол.2.11). Обрезание было прообразом дела Христа; Он исполнил его, применяя закон к Себе. Ибо:
1. Он тем самым заявил, что Он стал чадом Авраама. Он был не только человеком, но человеком определенного рода. Завет обрезания был заключен с Авраамом и его потомками, и это отличает их от всех других народов мира. "Он приемлет не природу ангелов: но приемлет семя Авраамово" (Евр.2.16 KJV). В противном случае евреи нашли бы все основания отвергнуть Его, ибо они не имели общения с необрезанными. Но таким образом Он был посвящен в еврейскую религию и церемониальный закон, который, поскольку он является частью поклонения Богу, Христос не мог проигнорировать, но Он соблюдал его всей Своей жизнью. Хотя Он и не мог подчиниться ему в активном смысле, будучи младенцем, Бог повелел сделать все таким образом, чтобы явить Его совершенное послушание.
2. Он был обрезан, чтобы отобразить исполнение в Нем всех теней и прообразов. Это требовалось для того, чтобы Христос мог снять проклятие Закона. Обрезание и весь церемониальный закон были большим бременем на Его народе, которое Он удалил, исполнив его (Мтф.5.17). Хотя Его основным делом было совершить вещи, духовно означавшиеся этим Законом, было еще проклятие Закона для всех, кто не исполнил любую его часть (Втор.27.26). Люди никогда не соблюдали церемониальный закон вполне,  как показывает история всех времен, и как можно заключить из свидетельство Петра, что это "иго,  которое ни отцы наши, ни мы не смогли нести" Деян.15.10 KJV). Поэтому Христос был обрезан в связи с тем, о чем говорит Павел: "Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен соблюдать весь закон" (Гал.5.3 KJV). Повиновавшись ему, Христос снял это проклятие.
3. Обрезание представляло чистоту, тогда как необрезание - осквернение или нечистоту. Обрезание прообразовало удаление первородного греха и всякого осквернения, в которое человеческая природа была вовлечена падением. Христос был обрезан, чтобы показать, что первородный грех, который Он искупил, был вменен Ему, но Он Сам был чист от загрязнения, и потому мы должны пойти к Нему для очищения. Его обрезание поэтому возвещало, что Он действенно поможет нам в том, чтобы совлечься тела греха (Кол.2.11), то есть что Он очистит нас Духом Своим Святым.
4. Обрезание предвещало Христа и указывало на Него. Оно было знаком для тех, кто жил до Его прихода, который помогал им искать и ждать Его, и поэтому в этом знаке больше нет необходимости с тех пор, как Он явлен миру. Когда наступил рассвет и  взошло Солнце правды, тени должны были уйти.  Христос оказал послушание требованию обрезания, удовлетворил Закон и завершил его, и положил конец всем его церемониям. Теперь больше нет необходимости в образах, когда пришел Первообраз; когда поднимается солнце, гасят свечи.
5. Обрезание было знаком обязанности соблюдать весь закон Божий. Закону должно было повиноваться целиком, или были предусмотрены суровые наказания за непослушание (Деян.15.10). Христос принял это установление, чтобы показать, что Он стал обязан выплатить все наши долги активного и пассивного повиновения завету дел. Поэтому обрезание названо заветом (Быт.17.10), и Он исполнил это завет, чтобы забрать вину и осквернение нашего греха и очистить нас Самим Собой. Благо обрезания находится в послушании: "обрезание полезно, если ты соблюдаешь закон, но если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием" (Деян.2.25). Таким образом, поэтому Христос обязался Богу сделать Сам на нашем месте все, что требуется законом. Его обрезание было залогом того, что Он должен был сделать для нас в Своей последующей жизни и смерти.
6. Имя, данное Ему при обрезании, подразумевает то же самое. Каждый человек всегда должен был получить имя, будучи  причисляем к видимой Церкви. Имя, данное Христу ангелом, Иисус, выражало Его миссию и представляло цель Его обрезания, как освящения великого Искупителя и Спасителя Своего народа. "И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мтф.1.21).
Применение. Великое поощрение для нас здесь в том, что мы можем смотреть на Христа как на нашего Заступника, исполнившего Завет. Заметим, что безгрешный Спаситель должен был встать под закон в этом торжественном установлении. Он сделал это не для Себя,  потому что Он не имел никакого греха, который необходимо было бы очистить. Скорее это было для Его народа: Он стал нашим Поручителем и обязался удовлетворить Закон для всех, кто верит в Него.  Принятие обрезания позволило Ему взять все наше проклятие на Себя, чтобы удалить его от нас. Насколько же это  может служить для укрепления нашей веры в Него, и позволит нам иметь в Нем покой, с уверенным знанием, что Он исполнил все, что необходимо для нашего спасения!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn