Страсти господни

Юрий Отряскин
Страсти. Накал страстей всё увеличивается и увеличивается с каждым днём. И не видно им конца и края.

Страсти овладели всем и всеми. От бытовых вопросов до геополитики. Ничего не осталось не охваченным. И никто. Разве только кроме живущих там, где нет ни телевидения, ни интернета, ни какого другого вида связи. Их можно было бы записать в счастливцы. Ведь у них страсти другого вида и они далеки от той глупости, что порождает неуёмная страсть.

Самая большая глупость, порождённая неуёмной страстью - это споры о вере. Какова бы она ни была.

Вера - хорошее подспорье, когда человек находится в пути. Она освещает его путь. Вера нужна во всём, с чем связано само движение человека. По дороге на работу или домой. В открытом море. В победе над врагом. В работе над собой. "Я верю, что смогу это преодолеть!" Именно с преодолением связана вера. Вера - хоть с большой буквы, хоть с маленькой. Как её ни напиши. Вера всегда остаётся верой. И недаром её сравнивают с Путеводной Звездой. Смысл веры - повторюсь - в движении.

Вера помогает преодолеть некие затруднения, связанные с движением. С преодолением, исчезают сами затруднения, но не вера. Вера остаётся, как и остаётся само движение. Они - вера и движение - переходят в другое состояние. В более насыщенное. Это состояние можно сравнить, например,  со школьником, закончившим один класс и перешедшим в следующий.

Но одной веры бывает недостаточно. Некоторые связывают веру с надеждой. Однако это слово имеет другой смысловой оттенок. Оттенок безучастности, бездеятельности. Надежда - это желание и ожидание. Ожидание чего-то радостного или безрадостного. Надежда может быть связана с верой, но только как дополнение. Ведь можно просто отправиться в путь (а там - что будет, то и будет!), а можно - с надеждой на благополучное завершение пути.

Чтобы путь был благополучным, помимо надежды требуются и знания. Знания человек, в основном, получает от других. Применив, проверив эти знания в своей деятельности, привнеся в них свой опыт, человек осознаёт, осмысливает, то есть - познаёт. Познание, в свою очередь, расширяет его кругозор, меняет его мировоззрение и приближает человека к миропониманию. Но только в том случае, если человек не ограничивает свой кругозор чем бы то ни было. Ни какой-либо теорией, наукой, ни каким-либо учением, религией.

Религию очень часто путают с верой. Что, само по себе, неудивительно: религия тоже является путём, движением. Но движением ограниченным. Религия - путь, отграничивающий, в первую очередь, от самого себя. И от другого такого же, как и ты сам. С такими же руками, ногами, головой и телом. Разве только с другим цветом или оттенком кожи и с некоторым отличием в строении лица.

Приняв какую-либо теорию, науку или религию только за "путеводную звезду", человек, тем самым, добровольно надевает на себя шоры. Шоры, которые не только ограничивают, но и замедляют само движение человека в его развитии. В стремлении к миропониманию. И если в случае с теорией, в её смысловой нагрузке, более или менее понятно, то в случае с религией современному человеку намного сложней разобраться в её значении и смысловом наполнении...

Теория - в первоначальном её значении, "исследование, наблюдение". Это впоследствии она обросла дополнительными значениями. Но суть осталась прежняя - наблюдая (исследуя), делать определённые умозаключения. С которыми можно соглашаться или не соглашаться. Принимать или не принимать. Всё зависит от выбора человека. Но поле - для последующих изысканий - остаётся открытым. Двигайся дальше!

Судя по частоте использования слова "религия" и по количеству употребления в значении "вера", можно сделать вывод, что многие забыли (или не хотят вспоминать), что она означает не "объединение, образование", а именно "переобъединение, преобразование". Приставка re- в латыни есть не что иное, как "пре-, пере-" в переводе на родную речь. Таким образом, смысл религии заключается в преобразовании какого-либо хода, движения. Ну и взгляда, конечно.

Можно задать вопрос:"а что тут такого плохого или опасного?" Мол, было одно движение, один взгляд, но оказался ложным. Для этого, мол, и переобъединились, чтобы двигаться в правильном и нужном направлении. Хороший вопрос. Да и объяснение весомое...

Дело в том, что принимая подобные объяснения, мы добровольно надеваем шоры.

Во-первых, никто из ныне живущих не знает, что является правильным и нужным, а что нет. Чтобы узнать, нужно это познать. Познавших "верный путь" мало, и они не вдаются в споры, в "страсти господни". И необязательно для этого являться святым. Можно, к примеру, пережить клиническую смерть. Если за пережившими клиническую смерть внимательно понаблюдать, то можно заметить общую для них особенность: они резко меняются. Причём, в лучшую сторону. Как по отношению к другим, так и к себе. И споров на религиозную тему они полностью избегают... Но необязательно для этого умирать. Способов много. Как и самих путей.

Во-вторых, в любой религии есть определённые правила и установки, по которым человек определяет и направляет своё продвижение. Причём, большинство правил навязаны искусственно. Установки, данные самой же природой, хоть и остаются незыблемыми, но ставятся в услужение самой религии, заставляя подчиняться навязанным. Вот те, что являются навязанными и есть шоры. Природные - служат основоположением для самого пути. Для облегчения движения.

Что касается науки, то картина та же - законы мироздания не изучены досконально. Чтобы досконально понять природу, требуется полученные знания рассматривать не только с позиции какой-то отдельного научного направления, но и науки в целом. Ибо, наука, как и религия (а вместе они отстоящие отдельно друг от друга) не даёт всей полноты картины. И служит такими же шорами.

Подытожим. Вера несёт в себе свободное движение, ограниченное только самой Природой, частичкой коей является и сам человек. Вера содержит в себе уважение, как к избранному пути, так и к самому избраннику. Религия несёт в себе терпение и терпимость к избравшим сей путь. Она содержит в себе некие придуманные и навязанные правила, установки, обряды, ограничивающие и сдерживающие само развитие человека. И в его продвижении к пониманию самого Мироздания, а также своего участия в нём.

Те, кто достиг понимания через познание или другим способом, можно отнести не к верующим, а к ведающим. Они прошли свой путь, где вера была для них путеводной звездой. Они изведали его и пришли к миропониманию. Они достигли главного - Любви. Той любви, которая объединяет человека и всё, что окружает его, составляя единое целое.

декабрь 2015 г.