Бронзовые ключи. Глава 22

Сергей Кокорин
«22»
Оставив по правому борту знаменитый Мыс Жертв, через два часа вошли в устье реки Надым. К городу подошли рано утром. Связавшись с диспетчерами, встали под разгрузку.

Женщины, как обычно, отправились на берег в магазин и по другим делам. Валерику Стручкову тоже захотелось прогуляться. Позвал с собой Королева:
- Пойдем, Лёня, со мной за компанию – город поглядим.
- Нашел город!- Фыркнул Лёнька. – Город на другом берегу строится, а здесь одни балки, лавка, да контора времен освоения Севера. Как говорится, «времен Очаковских и покоренья Крыма!»
- Почему Крыма?

Лёнька посмотрел на него, вздохнул:
- Валера, ну, так же нельзя. Это же школьная программа!
- Я в школе хорошо учился. Просто про Крым не знаю. Так ты идешь или нет?
- Завидую я тебе, Валерка, белой завистью – как много тебе предстоит узнать! Может быть, правильно делаешь, что не торопишься, ведь знание умножает скорбь, как говорили древнегреческие моряки. Пойдем, сходим. Иди, доложи капитану, пока я собираюсь.

Они вразвалочку сошли на берег и отправились вслед за Васнецовой и Наримановой к магазину – другой дороги здесь не было. Погода стояла превосходная: светило солнышко и полный штиль. По Цельсию было градусов двадцать – по северным меркам жара неимоверная. Рядом с магазином стоял длинный барак с поблеклой надписью «Кинотеатр»
- Что, Валерик, приобщимся к важнейшему из всех искусств? Магазин от нас никуда не убежит, а больше здесь смотреть нечего.

Они вошли в вестибюльчик кинотеатра, который правильнее было назвать предбанником. За столом сидел мелкий  мужичонка неопределенного возраста. На вид  ему можно было дать лет семьдесят, но присмотревшись, становилось понятно, что не столько возраст оставил свои следы на лице аксакала, сколько их величества Спирт и Север.

- Здравствуйте, шеф!- поприветствовал его Лёнька.- Нам два билета на дневной сеанс!
- Подожди, - перебил Стручков,- а фильм-то какой?
Лёнька отмахнулся:
- Какая тебе разница? Все равно смотреть будем.
 Но все-таки спросил у «шефа»:
- Мой юный друг интересуется, как называется картина? Кстати, почему у вас афиши нет?

Мужичок с испитым лицом заглянул в какую-то бумагу и, не спеша – он явно тормозил – ответил:
- Кино называется «Влюблен по собственному желанию». А афишу сняли уже – кино-то началось!
- Хорошо. Давай два билета.
- Не дам билеты. Так проходите. Кино-то началось!
- А не скажешь, фильм интересный?
- Не скажу. Не видел. – Медленно через паузы ответил смотрящий кинотеатра и нетерпеливо махнул рукой.
- Понял, понял!- Улыбнулся Лёнька.- «Кино-то началось!»

Они ввалились в темноту зрительного зала, сразу же споткнувшись обо что-то мягкое. На полу лежала большая лохматая собака. Обошли, осторожно ступая по прогибающимся половицам, уселись на скрипучие сиденья. Глаза постепенно привыкали к темноте.

- Как-то еще не укусила!- прошептал Валерик, кивая на собаку.
-Это у вас в деревне собаки от безделья на людей кидаются, а здесь ездовые собаки. У них дисциплина в крови.
- А почему они в кинотеатре?

Собаки лежали по всему проходу.  Людей же наши друзья заметили только троих - на переднем ряду сидели. Видимо, такие же, как они – речные бродяги. Лёнька пересчитал собак. Их было два десятка. Причем, они не просто валялись или спали – собаки, к удивлению Королева, внимательно следили за экраном. Ответил Валерику:
- У них такие шубы, что от жары где-то надо прятаться. А потом ездовые собаки, в отличие от дворовых, очень любят кино. Видишь, как внимательно смотрят.

Валерик присмотрелся к лохматым зрителям:
- Точно, смотрят. Ни фига себе!
- А ты как думал! – не удержался Лёнька. – У них интеллект выше, чем у матросов.
Стручков покосился на него и обиженно засопел.
 

После обеда танкер уже разгрузился. Оформили документы и перед ужином сбросили с кнехтов швартовые концы. На ужин были грибы. Зина Нариманова и здесь нашла своих земляков, которые щедро угостили ее дарами северной природы.

 На обратном пути из Надыма в Салехард хотели подойти к фактории, которая располагалась на бойком месте – как раз по пути следования судов. Была договоренность – товар там посмотреть и рыбы взять в обмен на бензин.

 Но Старовойтов еще на подходе, посмотрев в бинокль, увидел там два стоящих танкера и сказал старшему помощнику:
- Толя, не хрен там делать! Похоже, и рыбу нашу забрали, и хозяина бензином снабдили. А если мы сейчас туда подойдем, то эти двое вперед нас под погрузку встанут, и нам еще сутки ждать придется. Добавь-ка оборотов!
Все капитана поняли правильно – зарплату платят за тонно-километры, а не за экскурсии.