Письма Александра Хлебникова - брата Велимира

Евгений Пажитнов
32ПИСЬМА  АЛЕКСАНДРА ХЛЕБНИКОВА
1.Павдинский завод, 5.1905.
Папа и мама, извиняюсь за долгое молчание да кстати за ошибки и почерк. Буду описывать свое путешествие по порядку. До Перми доехал я в третьем классе довольно благополучно. В пути со мной было только два маленьких происшествия: ночью кто-то утащил около 30 копеек, да я чуть не остался в Чистополе. Последнее событие заслуживает ближайшего рассмотрения. Я сошел на берег погулять, дело было вечером, да на беду вообразил, что пароход будет стоять долго, подумал, подумал, услышал в роще рокот соловьиный и решил на манер серенького козлика в лес погулять. Едва отошел несколько шагов, как слышу вдруг пароход дает тревожные свистки. Я побежал вперед тихо, но дорогой заботливые извозчики так напугали меня своими советами, что я помчался как заяц, прыгая по лестнице через 3 ступеньки. Еще немного, и я бы опоздал — уже сняли мостик и чалки, но я сделал гигантский прыжок и очутился на пароходе. В таких случаях матросы дают шлепок, но меня спасла форма реалиста. Дорогой, в общем, я не скучал, слушал разговоры торговцев и рассказы раненого солдата, кроме того, почти все время проводил на палубе, любуясь камскими видами. Кама хотя и уже Волги, но от этого только выигрывает, так как ее обрывистые, покрытые темно-зелеными пушистыми елями берега видны вблизи и потому производят больше впечатления.
Приехавши в Пермь я прождал с пол часа и увидел Витю, как оказалось потом он ежедневно по нескольку раз в день ходил справляться на пристань, что ему, судя по рожице, порядком надоело. В Перми пробыли несколько часов, но закупок не удалось сделать, так как по случаю воскресенья магазины были все заперты.
От Перми до Кушвы мы проехали по железной дороге. От Кушвы до П. З. на лошадях. Дорогой Витя страшно экономничал и даже хотел отучиться и меня отучить от скверной привычки есть ежедневно, но, к сожалению, безуспешно. Перед приездом на Павдинский завод в знак своей кровожадности он съел кусок сырого мяса из груди дрозда и сварил неочищенную овсянку.
На П. З. мы устроились недурно, наняли комнату за 2р.50коп. и к нашему счастью хозяева оказались людьми хорошими и заботливыми. Подробности жизни нашей на П. З. я напишу в другом письме. Так как я успел немного соскучиться, то прошу писать подробнее, что делает Вера, как идет ее рисование, каковы Катины дела; здоровы ли все и как думаете проводить лето. Кроме того, напишите, что делается в реальном, так как Роберт меня уже посещал во сне.
(Чучел сделал 22 шт.) (денег 22 р. 46 к.) Адрес: Пермская губерния, Верхотурскмй уезд, Павдинский з. Студенту В.В.Хлебникову (до востребования)

2. Павдинский завод. 20.6.1905
Папа и мама, вот уже прошло 2 недели, как я собираюсь, по русской привычке, написать 2-е письмо. В этом письме я опишу наше житье на П. З. В общем, окрестности П. З. нас немного разочаровали. Во-первых, огромный П. пруд был спущен и высох за 30 лет до нашего приезда. Во-вторых, рыбных озер, о которых я мечтал, здесь тоже нет — озеро так заросло мхом и засыпалось тиной, что в нем нет места глубже 1,5 арш. и рыбы — кроме мелких окуней. Единственное утешение — это порожистые маленькие речки Ляля и Павда, протекающие через П.3., да кроме того река Лягва, отстоящая от нас за 80 в. В последней, говорят, много хариусов и тайменей, но я на ней не был. П. З. на расстоянии сотен верст окружен тайгой, но тайга здесь не состоит из больших деревьев, как я предполагал: деревья здесь небольшие, не они производят впечатление, но бесконечность тайги: сколько ни иди, все новые и новые места. Густые поросшие мхом ели сменяются то сосной, то кедрами, то лиственницами, то смешанным лесом — и так бесконечно. И все эти деревья растут в страшном беспорядке, во многих местах грудами сваленные каким-нибудь шальным ветром. Это, должно быть, и составляет всю прелесть тайги. Одна беда -сколько ни ходи в тайге, но кроме мелких птиц да ореховок ничего не встретишь: птица сидит на яйцах или выбита, а зверя без собаки не увидишь; следов, правда, мы видели много, но зверя ни одного. Раз только я нашел гнездо горностая, но я был без ружья, да кроме того горностаиха так ловко действовала, что я едва успел захватить одного, да и тот умер через 4 дня.
Павдинцы живут здесь очень зажиточно, заработки у них хорошие — летом и зимой они работают на приисках, а осенью лесуют. Для лесования здесь употребляется 2 породы лаек. Одна остроухая, сибирская, другая порода борзоватого склада, с полу-повисшим ушами, волчьей шерстью и с черной мордой. Лайки первой породы употребляются больше на зверя сохатого, медведя, рысь, куницу. Второй породы больше идут на мелочь: на куницу, глухаря, тетерева и белку. Цена обучения хорошей лайки доходит до 40 р.
На Павдинском мы живем уже второй месяц. Так как мы редко появляемся на улицах, то проницательные павдинцы долго принимали нас за японских шпионов; при встречах мальчишки по нескольку раз забегали вперед посмотреть на японца и кричали, смотря по воинственности: японец, япоша, японская харя. Другие видели в нас "студентов", желающих устроить смуту. Один пьяный лавочник долго и в сильных выражениях объяснял мне опасность наших тайных занятий и даже для наглядности показал, как он раздавит нас в кулаке, если выследит, но все это это было не страшно, так как в промежутках своей грозной речи он объяснял мне устройство рябчикого пищка.
В наше пребывание на П. З. мы дважды были на П. камне. В первый раз мы не нашли дороги и в продолжение 3 дней проплутали по болотам от сопки к сопке, да и то дошли только до меньшей вершины П. камня. Второе наше путешествие продолжалось 7 дней, дорогой мы уставали страшно, так как каждому приходилось нести около 30 ф. Под конец как первого так и второго путешествия мы сильно голодали, приходилось довольствоваться одним кофеем. В первом путешествии Витя даже нашел особую прелесть в угольках из под каш, а во втором собирался есть мох, но от этого нас спасли случайно налетевшие кедровки. Первое время по ночам в лесу я немного побаивался подвергнуться горькой участи Витергай /?/, но скоро привык и стал заботиться только о тепле. Тепло же нам дорого доставалось. Ужасно предательская вещь костер: чуть не доглядишь — что-нибудь загорится. Так, я сжег сапоги, бродни и рукав куртки, а Витя фуражку, носки и [ пропуск в машинописи.— В.М. ]
Витя ко мне относился довольно хорошо, но все старался поставить меня в зависимое положение и иногда изрыгал такое количество советов, замечаний и упреков, что мне становилось тошно. До сих пор мы жили о ним дружно, дружно, и вдруг такой случай: я взялся набивать 21 шт. в день, но иногда набивал меньше; Витя хотел, чтобы я ненабитых птиц набивал на следующий день кроме порции, я отказался. Тогда Витя перестал совсем мне давать птиц для набивки. Вот уже прошла неделя, как мы, по его словам, "живем на одни деньги и пьем вместе чай". Не знаю, уладятся ли дела с Витей, но кроме того я побаиваюсь 6-ого класса, и потому хочу приехать как только пришлете деньги.
Писем ваших я не получал. Пишите подробнее. Адрес наш. Пермская губерния Верхотурский уезд Павдинский З. Студенту Виктору Владимировичу Хлебникову до востребования.

3. В.А.Хлебникову. Судак, май 1908 – в Казань.
В предыдущем письме я, кажется обещал писать более подробно, но, приступая к письму, я совершенно не представляю, что можно писать о нашем житье – мелочи писать долго и скучно, общее же впечатление передавать рискованно – придётся пророчить, так как положительных результатов от нашей жизни в Судаке ещё нет. Я просто дам несколько иллюстраций нашей жизни: Екатерина Николаевна до сих пор стряпала, ходила в Судак и сражалась (нрзб.), теперь мы хотим избавить её от хлопот и брать обеды у хозяйки. Здоровье её мало поправляется, так как она мало гуляет. Вера сначала сильно увлеклась прогулками и бегала одна по горам; по своей наивности и остаткам демократических идей она нашла "очень интеллигентным" рабочего – сына нашего хозяина и некоторое время его и нашего хозяина избрала постоянными спутниками своих прогулок и даже хотела идти с хозяйским сыном и его товарищем, оказавшимся потом солдатом, охотиться на коз, но недавно хозяйский сын напился  и наговорил дерзостей, что, мол, разве это господа, коли дочь одна по пещерам шляется. Теперь Вера одна не ходит и раззнакомилась с сыном хозяина. Витя очень был занят комильфотностью и барышнями, но это … (окончание письма не сохранилось)

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Е. Н. Хлебниковой.
Сентябрь — октябрь 1911 г.
(Москва)
Мне недавно пришлось узнать сведения об университетских делах, которые должны бы заинтересовать Витю, но я не знаю его адреса. Как говорят люди знающие, кончить университет можно и пробыв в нем больше Иосифовского срока. Для этого нужно держать государственный эк¬замен экстерном. Причем полукурсовые экзамены, уже сданные, не держатся, сле¬довательно, выгодно сдать как можно больше полукурсовых экзаменов. Напиши¬те это ему.
Работу о павдинских птицах я отдал в журнал «Природа и охота», и на днях ее будут печатать.
Вы пишете, что Вере нездоровится, жаль, что она не верит в пользу гим¬настики. Я каждый год, с Одессы, приез¬жая в город, начинаю заниматься ею и каждый раз убеждаюсь, что она ужасно оживляюще действует, в особенности рас-тирание,— понятно, не нужно употреблять холодную воду. Я теперь, приехав в го-род, благодаря гимнастике и теплым чул¬кам чувствую себя очень бодро, гораздо лучше, чем в Алферове. Еще нужно изба- виться от потения ног, понятно, если оно есть. Так как от этого, обычно, и бывает рев¬матизм. ноги в мокрых чулках зимою — ведь это то же самое, что ходить в ле¬дяной воде. Чтобы избавиться от по-тения ног, пропитывают и высуш(ивают) легким раств(ором) формалина чулки или можно употреблять "сгальмолин», аптеч¬ный порошок.
Я скоро вышлю Вере складной мольберт и белила, краски н др. мелочи; теперь я занят ящиком. Если ей нужно еще каких-нибудь красок, пускай напишет. <...)
Я записался в филологический факуль¬тет на английский язык, это будет сто¬ить дешево, около 3 рублей в полугодие; думаю, что теперь научусь порядочно читать, а там уж можно будет зани¬маться самому. Очень мне нравится новый профессор Северцов, он более, чем Мен¬збир, соответствует моему представлению о человеке науки, хотя часто с ним и нельзя согласиться.
Напишите мне адрес Вити и фамилию Владимира Абрамовича. Книгу в посыл¬ке, ножницы и пинцет я посылаю ему. Вто¬рые ключи пусть спрячет пока. Посылаю письмо Владимиру Абрамовичу. По¬жалуйста, прокорректируйте его. Скоро пришлю работу об окраске рыб для корректуры и печатную о павдинских птицах.


16.
17.
18.
19.
20.
21.
(В. А. Хлебникову)
Астрахань - Москва.
24.11.1912
У меня лично лишь одна новость — я  переехал в другую комнату. Мой адрес: Большой Тишинский переулок, д. 3, кв. 5. В Недавно приехал в Москву Витя. Он «которое время был настроен сокрушенно но попав попав к Бурлюкам (развеселился), успокоился. Он просил написать, как устроился, но явно, что без месячных он не проживет. Его денежные планы совер¬шенно фантастические. «Бубновый валет» отшатнулся от Виктора, так как чувст¬вуется, что Витя материально совершенно беспомощен. Я лично не смогу поддержать Виктора весь месяц. Если будете присы¬лать, пошлите на мое имя и ему ничего об этом не пишите. Может быть, я хоть заставлю его правильно питаться. Насколько я понял, его избегают, боясь, что он нуждается в помощи, но все-таки ухит¬ряются его понемногу обирать. Его книга квела успех, как куплю — по (шлю).
Хотят издавать еще раз. Ему ничего не дали. Вите ничего о пись¬ме не пишите.





22.
23.
24.
25.

26.
В. А. Хлебникову Астрахань - Москва.
29. 10. 1914
Милый папа.
Телеграмму я получил. Но я не подам прошения об отсрочке, так как я хочу поехать на войну. Сегодня меня осматри¬вали и признали годным для отбывания воинской повинности. Я чувствую себя очень хорошо.
Нахожу, что эта война настолько ин¬тересное и огромное событие, что риск вовсе уж не такая большая плата, чтобы отказываться от участия в нем.
От Виктора писем не получал и не знаю, что он решил делать. Думаю, ему лучше бы поступить в училище.
Всех целую. А. Хлебников.

27.
Е. В. Хлебниковой.
Астрахань
<Штемпель: Москва.
4. XI. 1914
М<илая> Катя.
Пока я не получил от тебя никаких известий. Мама писала, что ты была боль¬на и теперь выздоравливаешь. Я уже не¬сколько дней не получаю известий от вас, Виктору я написал письмо и ответа нет.
Я принят на военную службу. Но до сих пор не получил назначения, получу, должно быть, числа 6-го, как сказали в канцелярии) воинск<ого) начальника, и с этих пор буду жить в казармах.
Я все забывал спросить, нашел ли папа книгу Вагнера и отослал ли ее в лабора-торию).
Как поживают Нина и Анна? Я вспоминаю ее книгу в черном переплете,— если содержание так же черно — это было бы ужасно.
А. Хлебников



28. Е.Н. Хлебниковой. Астрахань Штемпель: Москва. 29. VI. 19/5.
Милая мама. Третьего дня у нас был экзамен на фейерверкера. Я его выдержал. Теперь наша учебная команда кончилась, и мы отчисляемся по бата¬реям. Три дня в неделю у нас будет сво¬бодных для подготовки на прапорщика, а остальное время мне придется занимать¬ся с молодыми солдатами. Экзамен на прапорщика будет месяца через 1,5 или через месяц. Жаль, что я не поступил в артиллерийское училище, там экзамен устраивается гораздо скорее.
Витя приезжал ко мне. Выглядит он по-старому. Он поселился в дачной мест-ности, недалеко от Бурдюка. Я ездил к нему на одно воскресенье. Мы бродили по лесу и у реки. Витя занимался рубкой деревьев моей шашкой. Расстались мы дружески. Мне хотелось бы узнать, как идет дело д у Кати с кабинетом .
Всех целую. Мой привет родственникам.
А. Хлебников.

29. Е.Н. Хлебниковой. Астрахань.Москва. 22 июля 1915 г.
Милая мама.
Я по-прежнему готовлюсь на прапор¬щика, т. е. теперь почти ничего не прихо-дится делать. 3 раза в неделю я занима¬юсь с молодыми солдатами, по 100 раз объясняя, что такое начальник, знамя и  присяга, или участвую в качестве фейрверкера во время выезда батареи; рстальные 3 дня занимаюсь с нашим штабс-капитаном теоретической подготовкой к экзамену. Все это довольно скучно.  Единственная  новость, что меня произвели в фейервейкеры. Экзамен будет недели через 4-5. Держат нас так долго без производства  потому, что сейчас офицеров достаточно, отчасти благодаря сравнительно малому  урону и небольшому количеству  новой артиллерии. В видах экономии, впредь до надобности в нас, нас не произведут.  Витя уехал в Петербург и не зашёл  ко  мне на прощание. Если он дал вам свой  адрес, напишите мне его. В знак своей кротости Витя передал мне несколько cвоих книг и книгу Игоря Северянина. Деньги, посланные ко мне, я получил.  Деньги я бы просил посылать мне телеграфу, т. к. с почты у нас не скоро  берут и получить их трудно. 15 рублей  я получил лишь сегодня, 22 июля, благодаря этому мне пришлось просить   выслать телеграфом. Напишите о себе. Как идут дела Катя jи что делает папа помимо службы?
Мой адрес для телеграфа: Москва, Николаевские казармы, Вольноопределяющемуся Александру Хлебникову.
А.Хлебников.

30.

31.


32.
В. А. Хлебникову.
Астрахань)
(Северо-Западный фронт.
Октябрь — ноябрь 1916 г.)
Дорогой папа.
Я все еще на прежнем фронте. У нас полное затишье, изредка идет стрельба из орудий, и то больше русские; немцы, очевидно, увезли все на румынский фронт. Часто стреляют из наших (навесных) орудий старого образца. Давно я не был на батареях и, правда сказать, вынес впе¬чатление ненужной жестокости. При мне убило саженей за 400 разведчика. Сна¬ряд попал в крышу дома и разворотил в нем все. Было убито несколько лоша¬дей и 1 нижний чин, другой был смер¬тельно ранен в живот. Его дикий, чисто животный крик несся из полуразрушенно¬го дома около 1/2 часа, постепенно за¬мирая. Обычно относишься к свисту сна¬рядов и разрыву их совершенно спокойно, как к ветру, как к грому, тем более что к нам неприятель не стреляет, а лишь свои батареи. Тут я реально представил, что значит 1000 человек убитых и раненых в маленьком сражении.
К нашему парку причислили сверх¬штатную воздухобойную батарею, пока дали лишь 2 орудия. Командиром ба¬тареи назначили меня. Пока стрелять не приходится, т. к. и прислуга не обучена и установки еще не закончены.
Я должен был ехать в отпуск, но меня задержали с батареей, н я, должно быть, поеду после Рождества.
Правду сказать, мне счет Губина пока¬зался изрядным, тем более, что работа очень неважная'. Конечно, это объясня¬ется военным временем. Деньги 100 рублей я посылал на домашние нужды, 20-го выш¬лю еще на то же.
Как дела Вити, он мне ни разу не писал, и как-то мало пишут о нем2. Ле¬чится ли он и примут ли на военную службу его? Как он себя чувствует, пишет ли? Есть ли новые книги, в которых он участвует3. Удалось ли Кате вылечить свои уши?
Я теперь заведую хозяйством, что отнимает много времени. А в свободное время я хожу на охоту.  Недавно ранил  лису и зайца. Если бы ружье было прилично, я убивал бы порядочно дичи. Если можно, не продавай ружья, я приеду  и поохочусь.
Всех целую.
А.Хл