Эдвард Пейсон. Титулы Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
ТИТУЛЫ ХРИСТА
Эдвард Пейсон

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его
Ис.9.6-7

Пророк, взирая в будущие времена Духом пророчества, и под влиянием той веры, которая свидетельствует о вещах невидимых,  не только предсказывает здесь воплощение Христа, но говорит об этом славном событии и о его счастливых следствиях так, как если бы они уже произошли. Народ, ходящий во тьме, говорит он, уже увидел свет великий; на живущих на земле тени смертной воссиял этот свет. "Они радуются пред Тобою, к радости урожая; они радуются, как когда они делят добычу". Но откуда же истекает весь этот свет и радость? Я отвечаю: Солнце правды взошло на них, и исцеление в лучах Его. Да, говорит пророк, "младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его". Ясно, что этот дивный Ребенок, рождение Которого объявляется в этих триумфальных словах, есть не кто иной, как обещанный Мессия, Господь Иисус Христос. И в этот день, который, по мнению многих, является годовщиной Его рождения, нельзя провести отведенное нам время с большей пользой, чем  размышляя о событии, которое не менее значимо для нас, чем для Церкви всех времен. Младенец родился нам - Сын дан нам.
Тем не менее может быть необходимо напомнить вам, что если вы хотите получить хотя бы малейшую пользу от размышлений об этом отрывке, вы должны осуществлять сильную и живую веру. Вы должны сидеть у ног Бога, с характером маленького ребенка, и в кротости принимать насаждаемое слово, могущее спасти ваши души; помня, что ваши умы ослеплены и предвзяты против истины, под влиянием греха, и, что то, что кажется невозможным для вас, возможно Богу, и что то, что, на ваш взгляд, кажется абсурдной и непонятной тайной, может быть в Его поле зрения, совершенно ясно и понятно. Одним словом, вы должны иметь терпение, которым обладали мудрецы Востока, пастухи Вифлеема и старец Симеон. Они сказали, что родился Христос Господь, Царь Иудейский, Спаситель людей, и когда они спешили к Нему, они не нашли ничего, кроме беспомощного младенца, рожденного от неимущих родителей и лежащего в яслях. Тем не менее, вместо того нареканий и возражений, к которым могло бы привести их собственное предвзятое понимание, они поверили и поклонились.
Такова чудесная сила веры. Она торжествует над каждым препятствием, и неявно принимает слово Божие, как бы ни странно и непонятно это может показаться. Друзья мои, я предупреждаю вас, что если вы не будете осуществлять веру, настоящее рассуждение не принесет вам ничего хорошего. Вы скажете, что это невозможно, чтобы ребенок, родившийся от женщины, мог быть надлежащим образом назван Богом крепким, Отцом вечности. Таким образом, Спаситель, Который является драгоценным для нас, может стать многим камнем преткновения и соблазна, как неверующим евреям, и Его Евангелие, которое для спасаемых есть  сила Божия, и премудрость Божия ко спасению, станет на ваш взгляд не чем иным как глупостью. О, слушатели мом, если вы хотите спастись, если хотите, чтобы проповедь о кресте не стала для вас благоуханием на смерть, если вы хотите извлечь пользу из славных истин, о которых идет речь, горячо молитесь, чтобы Бог взращивал вашу веру, и если вы найдете неверие преобладающим в вас, взывайте к Богу как Господу и Царю Израиля: помоги нашему неверию!
Сказав об этом по существу, давайте теперь перейдем к рассмотрению имен и титулов этого дивного Ребенка, рождение Которого было предсказано в нашем тексте, Того чье рождение христиане в разных частях мира празднуют в этот день.
I. Сначала в тексте этот Младенец назван Чудным.
1. В книге Судей, мы читаем, что, когда Маной спросил имя ангела Господня, явившегося ему, ангел ответил, зачем ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно. Здесь используется то же самое слово, что и в этом тексте. Это было, несомненно, Вечное Слово, Тот, Кого часто называют Ангелом Завета, Тот, Кто дивным образом явлен в этом случае. Имя, которое здесь дано Ему, означает дивный, таинственный, прекрасный, и каждое из этих качеств может быть надлежащим образом усвоено Христу. Его можно назвать тайным, сокрытым, неизвестным, ибо нам сказано, что никто не знает Сына, кроме Отца. Его можно назвать таинственным, ибо это несомненно великая тайна благочестия: Бог явился во плоти. Даже ангелы представлены как желающие хотя бы взглянуть на нее. Его также справедливо можно назвать чудесным, ибо Его Личность, Его характер, Его дело, Его рождение, жизнь, смерть и Воскресение - все это полно чудес. Его Личность прекрасна, ибо Он Эммануил, Бог с нами, и в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Его характер дивен и прекрасен, поскольку он включает в себя все, чем прекрасны Бог и человек. Его любовь дивна, ибо превосходит всякое знание. Богатство Его благодати является прекрасным, и оно также представлено как непостижимое. Его рождение дивно; ибо что может быть более удивительным, чем вечное Слово, Которое было у Бога и было Богом, Тот, Кем все сотворено, должен был быть рожден женщиной и стать слабым и беспомощным ребенком. Его жизнь дивна и прекрасна, потому что Он показывает нам, что Бог обитает в плоти, как человек, показывает, что Великий Законодатель Сам повинуется Своим законам; Он показывает, что Тот, Кто стал не кем иным, как бедным, презираемым плотником, подчинял Себе законы природы, повелевая стихиям как Своим слугам, изгоняя бесов одним словом и заставляя смерть и могилу оставить свою добычу. Его смерть была дивной, ибо мы  видим Господа жизни и славы умирающим от рук Своих созданий; мы видим Подателя закона, понесшего проклятие закона; мы видим самого невинного и совершенного из людей, дивного Царя неба и земли, казненным как гнусный преступник. Его  Воскресение дивно, ибо что величественнее и прекраснее, как не то, что Умерший имеет власть вернуть Себе жизнь снова, расторгнув оковы смерти и разогнав мрак могилы, восстав из глубины гробницы и вознесшись одесную престола величия в небесные выси! Это лишь часть  чудес, которые сопровождали этого дивного Ребенка, но их безусловно достаточно, чтобы показать правильность имени, данного Ему здесь.
2. Далее нам сказано, что Он будет назван Советником. Это имя также со всем основанием дано Христу. Он Советник, по отношению как к Богу, так и к людям. В первую очередь, Он Советник по отношению к Богу. Он называется Слово и Премудрость Божия, и с Ним Отец искренне советуется обо всех делах Своих. Он советовался с Ним относительно творения. Сотворим человека, говорит Он, по образу Нашему, по подобию Нашему. Отец советуется с Сыном о делах провидения. Изгоним, говорит Бог, человека из Эдемского сада; пойдем вниз и смешаем язык их, так что они не смогут понять ни одну чужую речь. Он советовался с Ним о великом деле благодати и замысле искупления. Говоря о Человеке, Чье имя Отрасль, пророк говорит: совет мира будет с Ним, то есть имеет место совет между этим Человеком и Господом. Таким образом, очевидно, что Христос, наш Эммануил является Советником Иеговы. Отсюда мы уясняем, почему о Нем говорится как о Божией Силе и Мудрости, и также апостол сообщает нам, что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
Во-вторых, Христос есть Советник по отношению к людям. Он Великий Учитель и Наставник Своего народа, Он Свет мира, Солнце правды. Верующий в Меня, говорит Он, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни; ибо Я поведу слепых, поведу путем, которого они не знают; мрак сделаю светом, и кривое прямым; Я сделаю все это, и не оставлю их. Он также есть великий Заступник Своего народа, Который ходатайствует за него в суде небес, ходатайствует постоянно о прощении грехов Своих людей и восполнении их нужд духовных и земных, ибо, говорит Апостол,  мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа Праведника.
3. Пророк сообщает нам, что Ребенок, рождение Которого он предсказывает, будет называться Бог крепкий. Это величественное имя, слушатели мои, говорит само за себя; вы уже знакомы с ним. Оно представляет Христа, не только как Бога, но как Бога крепкого. Мы можем добавить лишь несколько стихов, которые показывают, что предсказание сбылось, и почему это имя было дано Христу. Иоанн сообщает нам, что Слово было у Бога, и Слово было Бог, и что Христос есть истинный Бог и жизнь вечная. Фома, один из учеников, называет Его Господом и Богом своим. Павел говорит о евреях: от них по плоти Христос, сущий над всем Бог, благословенный вовеки; и сообщает нам также, что Он силен и в состоянии спасать до конца. Поэтому верите вы или нет, что Христос есть Бог крепкий, необходимо допустить, что Он так назван Боговдохновенными пророками и апостолами, которые были избраны, чтобы довести до нас все, что необходимо нам для спасения, и они никак не могли обмануть нас. Что бы другие ни думали о Христе, для христиан он Бог крепкий, и однажды, когда каждое око увидит Его, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, они будут радостно кричать, когда другие восплачут и отчаются: вот, Бог наш, мы ждали Его, и Он спасет нас; мы будем радоваться и веселиться о спасении от Него! Гряди, Господь Иисус, приходи скорее!
4. Этот дивный Ребенок назван также Отец вечности. Здесь опять человеческий разум будет готов плакать, ибо мы уже имели достаточно, и более чем достаточно абсурда и противоречия. Как ребенок, только что рожденный, может быть назван Отцом вечности? Друзья мои, если вы не можете ответить на этот вопрос, я подозреваю, вы были бы в равной степени смущены вопросом, который наш Спаситель предложил фарисеям: как Сын Давида может быть назван Господом Давида? На этот вопрос они не могли ответить, и на него удовлетворительно не ответят и ныне те, кто не верят, что Иисус Христос был Богом и человеком в единстве. Но те, кто верит в это, могут ответить на него с легкостью. Они могут ответить, что как Бог, Христос был Господом Давида. Как человек, Он был сыном Давида. В другом месте Христос говорит: Я есмь Корень и потомок, или Ветвь Давидова, Корень, из которого произрос Давид, и Ветвь, которая произросла от Давида. Именно так и здесь. Как Человек Он есть Ребенок родившийся; как Бог, Он был Отец вечности. Но есть и еще один, очень важный смысл, в котором Он может быть назван Отцом вечности, в силу того, что Его Божественность и человечность объединились. Он есть, как сказано, Второй Адам, то есть Он есть Господь завета и духовный Отец людей завета, а Адам есть природный отец всей человеческой расы. Все истинные люди Христа реально принадлежат Царству Небесному, как только они рождены снова; они рождены в другой семье, и суть наследники небесного наследия. Автор этого нового рождения есть Христос, и в духовном смысле Он является отцом и живым Главой всей Церкви на небесах и на земле. Поэтому апостол представляет Его также как Автора и Отца вечного спасения. В совете и цели Бога Он был духовным Отцом Своего народа, ибо от Его имени сказано: Я возлюбил тебя вечной любовью, поэтому с любящей добротой я обратился к тебе. И поскольку Его любовь и Его отношение к людям были издревле, они будут продолжаться вечно. Поэтому со всем основанием Тот, Кто был рожден от женщины, может быть назван Отцом вечности.
5. Последний титул этого таинственного Ребенка здесь - это Князь мира. О том, что наш Спаситель есть Князь или Царь, говорит нам все Писание. Почему Он назван Князь мира, легко понять. Он Автор примирения, и, следовательно, мира, между оскорбленным Богом и преступным человеком. Его Царство заключается в праведности, мире и святой радости. Его искупительная Кровь возвещает мир виновной, испуганной совести. Он суверенно раздает мир Своим людям; Его заповеди предписывают идеальный мир и любовь между человеком и человеком, и его религия восстанавливает мир и покой в бурных, взволнованных, истерзанных душах, объединяя и ставя Ему на службу все их силы и способности, чтобы они боялись имени Его. Поэтому Он поистине может быть назван Князем мира.
II. Кратко рассмотрев таким образом имена и титулы этого дивного Ребенка, приступим к рассмотрению, для кого Он родился. Друзья мои, это было для человечества, для нас. Нам рожден Младенец, нам дан Сын. Было отмечено, что, когда ангелы объявили Его рождение людям, они сказали: ныне родился вам Спаситель. Когда пророки говорят, что нам рожден Младенец, это значит, что Христос не стал ангелом, но принял семя Авраамово. Нам также дан Сын; Его рождение показывает, что Он есть Сын человеческий. Но Его титулы, о которых мы сказали, и Его дела возвестили миру, что Он есть Сын Божий, данный нам Отцом по совету с Ним. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного". "В свое время, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены". "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам". Он был дан нам не только для того, чтобы пострадать и умереть за наше искупление; далее апостол отмечает, что Бог соделал Его превыше всего, Главою Своей Церкви.
3. Это приводит нас к рассмотрению исключительной власти, которая будет дана этому Ребенку, а именно, что "владычество на плечах Его".  В Откровении Церковь образно представлена в виде женщины, рождающей младенца мужеского пола, который должен пасти все народы жезлом железным. То же самое может быть сказано о рождении Ребенка, предсказанном в нашем тексте. Вся власть дана Ему на небесах и на земле, и Бог говорит о Нем: Япоставил Царя Моего на моей святой горе Сион. Я дам народы в наследие Тебе и пределы части земли во владение Тебе. Ты будешь пасти их жезлом железным; сокрушишь их на части, как сосуд горшечника. Создание и неограниченная протяженность этого Царства ясно предсказаны и описаны в пророчестве Даниила. В дни этих царей, говорит он, Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится; но сокрушит и разрушит все царства другие, а само будет стоять вечно. В этом Царстве наш Спаситель, Который родился как Ребенок и дан нам как Сын, есть Царь, и Он есть Царь царей и Господь господствующих. Это Царство, которое есть посредническое Царство Христа, включает в себя все существа на небе и в аду, которые все, добровольно или принудительно, подчинятся Христу. Бог поклялся Самим Собой, что пред Христом преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык будет исповедывать Его Господом. Мы видим, что даже бесы подчинялись Ему, когда Он был на земле, и Его ученикам через Имя Его,  и что они были вынуждены, вновь и вновь, пасть ниц перед Ним, и признать, что Он есть Христос, Сын Бога живого. Аналогичным образом все нечестивцы и злые духи будут вынуждены против своей воли пасть ниц перед Ним, и признать Его Господом в день суда, ибо нам сказано, что Он должен править, пока  не положит всех врагов под ноги Свои. Нам сказано также, что Его правлению не будет конца. Когда вострубит седьмой ангел, Он выйдет как Завоеватель, чтобы победить, опрокидывая языческие храмы и всех идолов. Тогда тайна Божия будет закончена, и громкие голоса на небесах возвестят: царства мира сего стали царствами Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки и веки.
Но, в дополнение к этому посредническому Царству Христа, которое устанавливается в мире, у Него есть другое Царство, Царство благодати Его,  которая установлена в сердцах людей. Здесь Христос царствует, восседая в душе, бросая вниз гордые замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяя всякое помышление в послушание Себе. Это Царство состоит в праведности, мире и святой радости, и возрастанию этого Царства и мира, который сопровождает его, не будет конца. Это Царство подобно закваске, которая постепенно квасит все тесто. Таким образом, действенно и незаметно, благодатная сила Христа производит Свою работу в сердцах людей, пока их души не почувствуют Его влияние и не будут преображены  в образ Христа, и Он сделает это в них, ибо Он не бросит работу рук Своих!  Их мир будет как река, и их праведность как волны на море. Даже на небесах не будет конца возрастанию их счастья, но их постоянно расширяющиеся души станут способны всю вечность получать все большую и большую меру славы и блаженства, непрестанно исполняясь Тем, в Ком обитает вся полнота Божества. Таким образом, возрастанию Его правления и мира не будет конца.

Применение

В нашей грешной расе родился Ребенок, Которому принадлежат замечательные имена, упрмянутые нами, Тот, Кому принадлежит спасение и правление миром. Конечно, друзья мои, это предмет великой радости, и мы отмечаем это великое событие с самой живой благодарностью и похвалой. Мы предлагаем присоединиться к этому всему человечеству, ибо это так или иначе Дар всему роду людскому; все люди, все племена, народы и языки могут воскликнуть:  Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира! Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его! И пусть этот зов, прозвучавший в далекой стране на заре новой эпохи, разнесется эхом по всему миру, как заря, сверкающая от края до края земли. Даже блаженные духи на небесах радуются рождению великого Освободителя, Который избавил их от рабства хуже, чем египетское. и привел его в славный свет и свободу детей Божиих, в благословенные обители, где они живут теперь и где их счастье не закончится никогда. И сами блаженные ангелы, которые пели славу в вышних Богу, когда они объявили о рождении Спасителя, повторяют ныне ту же песнь. Пусть это придаст силу нашей радости, ибо теперь мы можем праздновать Его рождение и Его Воскресение сразу!
Есть ли среди вас те, кому это великое событие не приносит радости, кто не чувствует никакого интереса в этой вещи, которая обоснованно волнует всех святых существ на небе и на земле? Может ли кто, вместо того чтобы принять с почтительным удивлением великие тайны благочестия, которые мы описали, рассматривать их с безразличием, или отклонить их, как глупость? Таковые полностью лишены нрава святых и ангелов; они никогда не приняли Христа как своего Спасителя, и не имеют никакого участия в Его спасении. Они не могут сказать: Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела, но они по-прежнему отвергают Его. Друзья мои, если это происходит с любым из вас - взгляните на это ужасное положение! Сей Спаситель, Который является драгоценным для других, не имеет в ваших глазах красоты, и вы не стремитесь к Нему. Тот, Кто для других - Автор спасения вечного,  вам только камень преткновения и соблазна; это запах смертоносный на смерть, а не на жизнь. Неужели вы хотите по-прежнему остаться в этом ужасном положении? Могу ли я убедить вас принять Спасителя без промедления? Помните, что для того, чтобы принять этот дар, необходимы две вещи. Он должен быть сначала предложен, а затем принят, иначе он не станет вашим. Если вы не приняли Христа, у вас нет Спасителя, нет Ходатая на небе. Придите же, если этот Дар предложен вам!  Любуйтесь Его урасотой; советуйтесь с Ним как с Советником; поклонитесь Ему как Богу; вы родитесь от Него как от Отца вечности, и пусть Он будет для вас Князем мира! Обладая этими именами, Он предлагает вам всего Себя, а взамен он просит только вашего сердца. Приходите, грешники, и последуйте Его зову! В дни рождения ваших друзей вы представляете им подарки как знаки вашей любви; придите сейчас, в этот день рождения Спасителя, и предоставьте Ему себя в любви и благодарности, ибо Он стремится стать вашим всемогущим, вечным Другом. Вот дар, которого Он желает, и обещает за него бескрайние и бесчисленные милости. Приходите в это время благоприятное; предоставьте Ему себя, придите к Нему как к Искупителю, и вы сможете сказать: Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира, и умножению владычества Его и мира не будет конца!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn