Снег горит

Татьяна Пороскова
-Доброе утро!-
 хочу я ему сказать и раздвигаю шторы. Но утро заглядывает в мой дом раскисшей со вчерашнего дня дорогой и лужами, в которых отражаются берёзы напротив.

Только сейчас понимаю. Эти пустые дома завистливо смотрят на огоньки моих окон.
На углу стоит большой дом Маркела , дальнего родственника моего мужа. Я ещё застала его. Это был кряжистый и высокий старик. Когда-то, его предки, по рассказам  дочери   Маркела, держали ямщичину. 
Дом пуст.

Следующий дом тоже пуст. Женщина уезжает на зиму в город. Умён был её отец Анатолий, которого я и в глаза не видела.
- На три метра под землю видел, - говаривал о нём кто-то.
И дочь пошла в него.

Дальше дом Лидии. Она ушла летом, когда уже поспели  на грядке её огурцы, ушла, никого не намучив.
.
Дальше был дом Зои. И её нет, и дома. Он истоплен на дрова.

Не хочется продолжать этот грустный перечень…
Сегодня у меня хорошее настроение.
Вся неделя в поездках.
Вчера с утра уехала по своим делам в деревню, которая находится в двенадцати километрах.

Ехала на хлебной машине. Шофёр  оказался хорошим человеком.  По дороге мы разговаривали о заросших дикими и мощными травами полях. Травы хуже леса и болота, хватают людей за ноги, цепляются, словно просят скосить их. Но человеку  ни к чему косить травы. Не для кого их косить. Только четыре коровы остались в нескольких деревнях.

Об этом мы и говорили с шофёром. Во все времена в деревнях шофёр и тракторист были в почёте. Без  них не обойтись, не проехать и не вспахать, ни гостинца послать в дальнюю сторонку, ни ведро груздей в какой-нибудь волок по пути.  Их всегда привечали и кланялись им, и зазывали чаю попить с пирогом.

И шофёр за проезд с меня не взял ни копейки. И поехал он дальше бултыхаться и подпрыгивать на своей машине по бугристой дороге. Зря старался архангельский мужик, зря морозил и мостил дорогу ледяными мостами, выравнивал её студёными ночами.

Я иду по деревне. Налево высится большой белокаменный Храм. Восстанавливал его добрый человек. А звали этого человека Евгений Васильевич Лопин.

В сельсовете мне сказали, что недобрая весть пришла сюда  из Вологды. Их попечитель закончил свой земной путь.   Сегодня его похороны.

Лет  пятнадцать тому назад в Храме был зерносклад.  Я зашла туда. Подняла глаза вверх, под куполом были сохранившиеся фрески.

А ведь я видела этого человека, когда  он разговаривал с моей подругой. В то время она работала председателем сельсовета. Подвёз и меня с дочкой на чёрной волге.
Высокий, крепкий  и красивый  мужчина, в котором угадывалась особая порода богатырей.
Евгений Васильевич родился здесь. Отец его погиб на войне. И они с матерью переехали в другое место.
Из деревенского мальчика он стал крупным предпринимателем, меценатом. Всегда помнил о  деревенском детстве.

  И поднялся в новой красе Храм. Трепетно ведёт службы отец Сергий со своей сестрой.  И их голоса  взлетают под высокие своды.  Кажется, что раздвигаются стены Храма,  и он парит над землёй. И радостный перезвон колоколов наполняет округу жизнью.

Приходит на службу разный люд, приезжаем и мы. И в этом что-то трогательное и детское, когда по лицам разных людей текут  слёзы очищения и незащищённости. И благодатью  проникаешься ты в этих стенах.

Ушёл человек. И оставил о себе хорошую память.

 Я вышла на  обледеневшую дорогу. И не на чем мне  было добираться до дома. Но в голове мелькнула мысль, что надо положиться на волю Божью. Он не оставит меня. Ведь, отправляясь в путь, я прошу у него благословления.

И  хотя ждала меня подруга,  и был уже у неё накрыт стол, но я оглянулась и увидела огонёк фар. Проголосовала. Машина остановилась. Это был мужчина из нашего села.

Всё как-то складывалось сегодня: утро, не похожее на зиму, хорошее настроение, дорога, воспоминания о замечательном  человеке, добрые люди на этой дороге встречаются мне…

 А дорога была совершенно ледяной,  и пешком мне было её не преодолеть. Машину крутануло в одном месте на скользком, как сало, осевшем снегу.

А впереди,  перед машиной плыла белая дымка. Так горит снег. Обычно это бывает весной. Когда я впервые увидела эти белые облака, поднимающиеся из леса,   с удивлением спросила:
- Что это?
Мне ответили:
- Снег горит.
Да, снег тает на солнце или просто от тепла, и поднимаются его испарения в воздух.
И плывёт эта белая дымка над лесом и дорогой.

Вот так и человек: рождается, ищет чего-то, мучается сомнениями, страдает, стремится и радуется, а потом, словно сгорает, и душа его отлетает, уходит в неведомое…

Но что-то же остается…

фото автора от 2014 года