Свидетели Иеговы в Азербайджане - что делать?

Тамара Гумбатова 2
 

       Межконфессиональный мир и согласие  на нашей  земле формировались  столетиями. Сегодня религиозная и национальная толерантность возведена в ранг государственной  политики   и  активно  поддерживается   Президентом  Азербайджана  и  Правительством.   Тем не менее,  СМИ  постоянно сообщают   о  различных   конфликтах с некоторыми религиозными организаций, в том числе  и   с последователями   «Свидетелей Иеговы». Почему это происходит, кто виноват  и  что делать…

     Эта  организация не является традиционной для нашего региона, поэтому, коротко об истории ее возникновения и ее религиозных убеждениях. Основателем этого движения является американский торговец Ч.Рассел (1852-1916), который вместе с адвентистами ожидал в 1874 году пришествие Христа и Страшный суд. Этого не произошло.  Тогда он, намереваясь подтвердить пророчество и установить точную дату апокалипсиса, организовал  кружок » Исследователей Библии». Затем в 1884 году он основал  «Библейское общество Сторожевой башни», которое с 1909 года  и по настоящее время находится в  Бруклине (Нью-Йорк, США).
     В 1916 году  во главе общества  стал Д. Ратерфорд,  который в  1931 году  дал   ему новое название: »Свидетели Иеговы»(СИ). Это одно из имен Бога Ветхого Завета (основной книги иудейской религии). Тогда же в обществе были установлены строгие, даже диктаторские правила. Сегодня  представители  СИ  совсем не шутят, когда утверждают,  что  структура  у них лучше, чем в КГБ СССР,  а  дисциплина строже,  чем   в  Северной Корее.
    Отчаявшись установить дату конца света, Свидетели Иеговы в 1960 году издали собственный перевод Священного Писания («Перевод Нового Мира» на английском языке, в 2007- на русском). С тех пор  они  не признают Синодальный перевод  Библии.
      В настоящее время  общество называет себя Всемирным Главным Управлением Свидетелей   Иеговы. Оно зарегистрировано в Америке,  как  частное издательство,  которое издает на разных языках  религиозные книги и  периодический журнал »Сторожевая башня». Распространение их по всему миру является главной задачей организации СИ.
      Несмотря на огромное количество религиоведческих экспертиз, до настоящего времени  окончательно  не  определена их религиозная принадлежность. Я склоняюсь к мнению, что это секта  ново-протестанского толка, имеющая  много общего с  адвентистами.  Называя их сектой, обычно имеют ввиду то, что они в своей деятельности руководствуются только частью (секцией) всеобщего христианского учения,  например: »Только писание». Они не признают  Христа, как Спасителя  и  отвергают триединство  Бога. В шутку СИ называют«верующими без духа святого ».
   Их причисляют к культам и  к  авторитарным сектам,  обвиняют в зомбировании людей, в мошенничестве и присвоении чужого имущества, в прозелитизме  и пацифизме, критикуют их отказ  от переливания крови и службы в армии. Они  причиняют много беспокойств государствам и гражданскому обществу и этим вызывают  недовольство.  Тем не менее, они существуют. Поэтому   не стоит углубляться в догматы их верования, а признать их  так,  как они себя  представляют :  последователи  Свидетелей Иеговы.
      Если в  традиционных религиях главным является проведение богослужений,  то         вся деятельность СИ практически сводиться к изучению и  пропаганде собственного  перевода  Библии, а также  к распространению своей  религиозной литературы -  везде и всегда.  Это у них называется   проповедническим служением.
    Понятно, что любая религия с момента ее возникновения занимается в той или иной мере такой деятельностью  - все хотят распространять свое вероучение  и  используют для этого разные пути и формы. Но миссионерство на улицах и  посещение  людей  в   квартирах   характерно только для  СИ    и   введено   оно   еще в 1916 году.
    Именно эта форма их деятельности вызывает у гражданского общества  раздражение. Известно, что в любом светском государстве, наряду с людьми, исповедующими ту или иную религию, живут  атеисты, агностики, скептики и пр. СИ навязчиво  пристают к чужим людям  в транспорте,  хватают  их на улицах, в парках и др. общественных местах, задают вопросы типа: »Вы верите в Бога?» и пр.   и тут же пытаются всучить, в полном смысле этого слова,  разную религиозную литературу. Они бесцеремонно стучат и звонят в двери чужих квартир и домов, предлагают обсудить их веру и  почитать  их религиозную литературу. Такое поведение заканчивается по –разному : вежливым  отказом, посыланием куда по-дальше  или  обращением с жалобой  в полицию. В последнее время участились случаи их избиения, и таких  случаев с каждым днем становиться  все больше.
    Обычно СИ, ссылаясь,  на  Европейскую  конвенцию по правам человека,  постоянно  обвиняют  государства в ущемлении их прав и свобод. Но при этом  они  не хотят понять главного:  своим  некорректным   поведением они нарушают « права и свободы других лиц».
      В мире не существует идеальных законодательств о свободе вероисповедания, как и нет единого юридического документа, определяющего рамки религиозной свободы. На сегодняшний день страны с различными традициями имеют разную модель взаимоотношений государства и религиозных организаций. Наиболее правильное понимание этих взаимоотношений, на наш взгляд, приведено в Конституционном законе Германии: «Каждая религиозная организация должна регулировать и вести свои дела независимо в пределах закона, действительного для всех». 
     В Азербайджане последователи Свидетелей Иеговы появились после распада Союза. Тогда на ее большие просторы хлынули иностранные миссионеры и  последователи разных религиозных учений и течений. В 1991 году был зарегистрирован  "Управленческий центр  свидетелей Иеговы в России".  Мэр С-Петербурга  Собчак  выделил огромный участок  земли в  пос. Солнечное,  где  в  1993 году был построен целый комплекс - »Дом Бога». Этот центр координирует деятельность общин  СИ на территории России, но практически  не имеет никакого юридического отношения к Азербайджану.
   «Закон о свободе вероисповедания Азербайджанской Республики»   был принят в 1992 году.  И тут же  в Баку появились СИ. Они  стремились зарегистрироваться и получить статус юридического лица.  Уже тогда было известно, что во многих странах мира  работа  организации СИ  была запрещена, поэтому Минюст АР  отказывал им. Тогда-то и начались  их  длительные   тяжбы  с государственными органами, жалобы во все посольства,  суды  и пр. 
    В ноябре  1999 года из Азербайджана  были высланы за незаконную миссионерскую деятельность   четыре   иностранца,  а пятый  был даже осужден. Это сразу вызвало »обеспокоенность» посольства США  и некоторых американских  сенаторов, которые тут  же ее публично выразили.  22 декабря 1999 года   Минюст АР вынужден  был  зарегистрировать  две   религиозные  организации:  «Свидетели Иеговы»  и  «Слово жизни» (которая   приняла   название «Собор Хвалы», а  теперь   опять работает, как «Слово жизни»).  Вот так,  не было бы счастья, так несчастье помогло…
   Регистрация - это  утверждение Устава  религиозной организации, т.е. Закон, который  закрепляет все условия  ее деятельности  на территории конкретного государства.  Отделение религии от государства обязывает устанавливать между ними правила сосуществования и взаимоотношений. Этот документ можно считать  договором между государством и религиозной организацией, обеспечивающей нормальные рабочие отношения, которые регулируются Конституцией АР, Законом » О свободе вероисповедания» и другими законодательными актами с учетом требований ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, принятой ОБСЕ.
    Руководители  и  все  члены религиозной  организации (которые должны быть ознакомлены  с ним)  обязаны  исполнять каждую статью  утвержденного Устава. В случае невыполнения или  нарушения отдельных его пунктов, регистрирующий орган не только имеет право, но  и обязан применить к ее руководству определенные меры воздействия, вплоть до  ликвидации организации в судебном порядке.   
     Предотвратить такие события можно только  при грамотном составлении Устава.  Для этого  юристы должны не только  знать Законы своего государства, но и правильно применять их. Кроме этого, они  обязательно должны понимать  религиозную сущность организации, ее структуру и особенности. 
   Нам не удалось познакомиться с Уставом общины СИ в Азербайджане.   Давно уже известно, что  самой  закрытой  структурой   у нас   является  Госкомитет  по работе с религиозными организациями (ГКРРО), который был образован в 2001 году. Его сайт содержит мало информации о работе с религиозными организациями. Обычно  там можно увидеть фото  его   руководства,  заседающих за  столом.    Но доступны Уставы религиозных организаций СИ  других  государств  б. Союза.
     В конце 2001 года Председатель Госкомитета Р.Алиев объявил внеочередную (кстати, незаконную) перерегистрацию общин. С его слов, он потребовал   встречу с учредителями   организации СИ.  Зачем это было нужно   - непонятно. Это больше  напоминало традицию  врачей, которые вместо оказания срочной  помощи больному,  требуют  прийти их  родственников.
      Учредители( из США, или из РФ?) оказались «очень влиятельными мафиозными организациями международного масштаба, которые шли в разрез с менталитетом, присущему азербайджанскому народу и морально-этическим нормам» («Эхо» от 29.09.15). По всей вероятности  именно эти обстоятельства  были главными,  так как   уже 7 февраля 2002 года, в числе первых ГКРРО повторно зарегистрировал организацию  Свидетелей Иеговы, но уже с филиалами по районам, в том числе и в  Сабунчинском. Этот Устав не отменен до сих пор.
     Но  конфликты, судебные  и полицейские разбирательства  со СИ продолжались     по всему Азербайджану: в Гусарах, Баку, Барде, Закаталах  и т.д. Это свидетельствует о том,  что   Госкомитет не смог использовать существующие Законы , не сумел  договориться  со  СИ о «мирном»  сосуществовании и  в Уставе  четко  не определил их место действия. Это и позволило членам  организации  СИ  продолжать   бесцеремонно  приставать к  незнакомым людям на улицах,  стучаться  в  двери  чужих квартир,  проводить свои собрания  и раздавать религиозную литературу там, где им  заблагорассудиться. 
    На сегодняшний день ситуация достаточно напряженная. Последователей СИ постоянно штрафуют за нарушение порядка проведения религиозных собраний.  В Европейском суде по правам человека  находится  несколько  их  жалоб против государства Азербайджан с обвинениями  о нарушении свободы вероисповедания.  Государство постоянно подвергается критике  Госдепартаментом США и Комиссией  США по  религиозной свободе в мире (USCIRF). И такая критика частично справедлива.         
    Обычно говорят: »Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее».  Умнее по определению  должно быть государство,  а конкретней – его исполнительный орган Госкомитет, который согласно его названию, обязан  работать с религиозными организациями.  Они занимаются всем: регистрируют, встречаются с иностранцами, проводят конференции, форумы и пр. Только нет никаких сведений об их конкретной работе с теми  615  религиозными организациями,  которые  ими  признаны законными. А ведь есть еще много, которые » в законе» , но не признаются ГКРРО.  Но об этом в следующий раз.
    Политическая ситуация в религиозном мире такова, что государство  Азербайджан  не только имеет право, но и обязано совершенствовать Законы с целью обеспечения безопасности своего народа. Указ Президента Э.Алиева в 2009 году о внесение  изменений  и дополнений в Закон «О свободе вероисповедания»  был направлен на достижение этой цели. Для этого все религиозные организации  должны были  представить до 1 января 2010 года в ГКРРО документы  для   перерегистрации  с целью  приведения  их  Уставов  и иных документов   в соответствие  с   новыми требованиями. В  случае отказа религиозной организации от перерегистрации, его деятельность должна быть прекращена в  судебном порядке.
    Организация СИ подала  документы во время. Госкомитет должен  был  рассмотреть  и письменно сообщить  о принятом решении в течение месяца.  Но  им устно отказали в регистрации « по техническим причинам»  и  без решения суда  в 2010 году  «прекратили их деятельность»?  Религиозная организация СИ  обратилась повторно. Прошло 4 года, сменилось три руководителя, уволен грамотный юрист, количество сотрудников ГКРРО увеличилось, но до сих пор Госкомитет не сообщил  им письменно о своем решении. Такое поведение можно расценивать, как невыполнение Указа Президента и    бездействие ГКРРО. 
     Исходя из этого, религиозная организация СИ  действуют  совершенно законно,  на основании  Устава от 2002 года.  В нем отсутствуют новые требования, например: проведении своей деятельности  только по юридическому адресу организации. Нет там никаких ограничений по поводу получения и распространения религиозной литературы. Так что решение Административного суда по данному вопросу  в пользу организации СИ -правильное и  законное. Иск, который находится  в настоящее время  на рассмотрении в Бакинском Административном суде №2 , на мой взгляд,  должен рассматриваться с учетом  того , что записано в действующем на сегодняшний день Уставе организации СИ.
    Считаю, что от четкого и продуманного механизма правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций  зависит стабильность в обществе , правопорядок, общественное спокойствие и безопасность в стране. Для этого  главным  и  непреложным  условием  должно  быть  неукоснительное  исполнение законов, как государственным  ведомством, так  и  религиозными организациями.
      Долг государственной власти  не только воспитывать  гражданское общество  в духе толерантности,  но  и защитить  от тех, кто злоупотребляет его терпимостью и провоцирует  нарушение мира.  Это напрямую  касается  организации СИ.
      Государство, руководствуясь ст. 9.2. Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  обязано  « в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка и защиты прав и свобод других лиц, предусмотренных в демократическом обществе»,  ввести ограничения в деятельность организации СИ.
    Согласно ст. 31, 32 и 33 Конституции АР каждому гражданину гарантирована безопасность, личная  неприкосновенность и неприкосновенность жилища. И если этого кому – то покажется недостаточным, то Азербайджан, как независимое государство, имеет право создать  новые  законы.
      Поэтому,  ГКРРО  обязано  вместе   с   руководителями  организации СИ   в  Азербайджане  согласовать новый договор их сосуществования, в котором одним из главных пунктов будет запрет проповеднической деятельности на улицах и квартирах.
     Госкомитет должен выполнять свое главное назначение: работать, работать и работать с религиозными организациями. Несмотря на сложность полемики  с  последователями  СИ,  разъяснить  им,  что следуя традициям христиан 1 века, они не должны забывать, что живут в ХХ1 веке. В  своем веровании они могут считать себя избранными, но в государстве должны подчиняться законам, которые обязательны для всех.
      Отдельно должна быть согласована статья Устава, регулирующая вопросы количества ввоза литературы и его названий. Здесь необходимо исходить из количества   членов организации. Известно, что вопрос вероисповедания до 18 лет определяется родителями. Поэтому присутствие детей во всех религиозных организациях должно быть  только при наличии письменного согласия обоих родителей.   
     Азербайджан- независимое государство  и  не обязано признавать Центром  организацию,  которая  расположена  в другом государстве. Этот вопрос регулируется ст. 9. Закона »О свободе вероисповедания»  на основании изучения удостоверенного Устава иностранной религиозной организации и его согласования с требованиями закона Азербайджана. Местные организации  могут осуществлять  связь со своими единоверцами путем создания Союзов,  Ассоциаций или заключением   договора о сотрудничестве.
    Госкомитету была передана функция регистрации религиозных организаций от Минюста АР. Там этим занимались профессиональные и грамотные юристы во главе с Ф.Мамедовым. К, сожалению, юридический отдел ГКРРО, сотрудники которого пришли вместе с Р. Алиевым, явно не дотягивают до их уровня. Отсюда и все недоразумения. 
    Известно, что многие азербайджанцы посещают собрания СИ,  но , как правило, они не изменяют своим национальным  традициям. Так,  своим мальчикам  они   делают обрезание. Крещение- не является главным в работе СИ. Посещение азербайджанцами других, не мусульманских религиозных организаций, также редко бывают убедительными. Например, неизвестны случаи похорон азербайджанцев по христианским правилам, несмотря на то, что они активно при жизни посещали христианские  общины и даже приняли крещение. Просто надо различать людей верующих во что-то(конкретно) и просто религиозных.
     Надо отметить, что  годы  борьбы  с последователями  Свидетелей Иеговы во всем мире  не прошли для них даром.  Большая часть общества давно воспринимает  их  с юмором, о чем свидетельствует огромное  количество в  интернете анекдотов о них. Им приходиться, в свою очередь, отшучиваться.. 
      Одним из них хочется окончить этот разговор: «Свидетели  Иеговы, позвонившие в квартиру пьяного преподавателя  философии, тут же приняли  ислам, не отходя от домофона».
 
               
 Газета"Новое время",2015 год