Мистерия Жив действие I

Апросто Злюдин
      
    2008

                МИСТЕРИЯ ЖИВ


                Уснувшая комедия,
                разбудить, трагедия.

               
Бог, Чёрт, уж очень далеки от надуманного мной из жизни, прошу без анафемы.
Неверующих, нет! конечно, и вера моя неверие, а счастье, горе, проходят что грозы.
То сон и Провидения, всего лишь грёзы. 
В подсознании – присущее, ако бог, чёрт и прочее, – упоминаемы.




Действующие типы:   

Проведение, Глас     неопределённого возраста; в рубище до пола,
             спереди серое, сзади белое;
             постоянно на сцене; когда дремлет, разгорается
                Глас, – череп, в глазнице свеча.
                Смертным персонажам невидим.
Смерть       высокая; лица не увидеть, под чёрной вуалью; одеяние белое
             по полу с шлейфом; с чёрной на грудь косой, ниже пояса.
                Смертным персонажам невидима.
Вечный Жив   тревожен, – в очках; залысины; худ.
Жизнь        святая, – русская красавица, с русой роскошной косой.
Жизнь        в свите Провидения; под вуалью.
                Смертным персонажам невидима.
Судьба       только упоминается.
Обло         самоуверен; постоянно на сцене.
                Смертным персонажам невидим.
Месси-я-р    красавец гордый, в элегантно чёрном; постоянно на сцене.
                Смертным персонажам невидим.
Сосед        смазливый красавец, с брюшком.
Еов-Ийин     от власти; пожилой, во френче; красная рожа.
Тыр-Урко     от власти; пожилой, в костюме; холёная рожа.
Арх-Бель     от власти; пожилой, в мундире; иссини белая рожа.
Зелоин       долгожданное, молодой же Еов-Ийин; в кожаных,
                чёрной куртке, красном галифе.
Алигарх      достойная семитская внешность, молодой же Арх-Бель.
Тырко        вожделенное, – голубое с розовым, молодой же Тыр-Урко.
Духи         нечётные, босиком в рубищах; четные одеты к фразе.
Революции    в ку-клукс-клановских одеяниях, цвета сути. 




Все действа происходят в одних декорациях: С левой стороны сцены высится особняк с внутренним  интерьером за кулисы. С правой стороны – убранство скромной комнаты, наискось к центру, висят: косяк с дверьми прозрачной и обычной, и окно. Пред скамья. Над в глубине недвижимые, помост со скамьёй, прямо лестница; ниже левее подвешена лира схожая с ладьёй, облачной.
От действа к действу декорации перемещаются, под рокот и бой курантов.




                ДЕЙСТВИЕ  I



 
                Сцена первая
               правые декорации
Из глубины сцены выходят: Жизнь, в облегающем одеянии
длинном сером; за ней Провидение, следом Смерть.
Медленно открывается дверь,
проходят и, поднявшись, усаживаются.


                Провидение
       Вижу, Смерть покойна ты,
       судьбой знамо куда идти,
       но сон хочу увидеть
       где мы не будем
              навсегда блудить.
       Жизнь не спеши,
       закрой в мир дверь,
       Смерть за Миром присмотри.

Жизнь закрывает дверь и остаётся за ней,
Смерть становится за Провидением
Проведение засыпает, медленно исчезает свет,
на сцене невидно персонажей.
Над дверью разгорается Глас.


                Сцена вторая
          центральные декорации. Дверь закрыта


                Глас 
       Ох, яко не нова жизнь, рождённому,
       и после смерти не оспорить,
       за тем страдать, страдать, страдать,
       от горя, иль от счастья, только важно,
       но порознь сколь узнать.

                Обло
                (как явившись в ночной рубашке покачиваясь в
                качелях-лире на струнах, перебирая, напевает )
       О, моя счастливая жизнь…

                Жизнь
                (распахнув дверь, на улицу выбегает, стройной)
       Взывает мной, бегу… но где же?
       мой родненький, желанный.
                (взирает растерянно по сторонам)

                Обло 
                (с лиры ринувшись оземь в вожделении)
       О, боже я,
       жизни, нужен святой дух,
                (Жизнь резко брюхатеет)
       и не откажешь,
       !эх…
       да честному лицу и моему
       куда уж деться,
       э…
       придётся призвать к ответу
       смертного… а кто там жив.

                Жив
                (семенит заспанный к окну,
                удивлён)
       О господи, ты ринулась на порог,
       казалось мне, услышав
       божественное пенье
       птиц, увидеть,
       а сама вопишь, точно зачинаешь,
                (видя пузатой Жизнь, поражаясь)
       но где тот соловей, не бог же…

                Жизнь
       Но ты ж твердишь, что бога нет.
       К кому же ты ревнуешь?

                Жив
       А пузо от чего?
       Кой черт тебя попутал?

                Жизнь 
                (удивляясь)
       Какое пузо,
                (тыча руки в боки, еще больше удивляясь)
       яко, бог снизошёл по наши души
       вот те счастье…
       Жив, мы же ждали.

                Жив
       Счастье… рога от бога
       я те черти в боки обломаю
                (рванувшись, лбом вдаряя
                о проём открытой двери, не видя закрывшуюся прозрачную
                теряет реальность, уставившись в землю)

                Обло
                (доглядывая, дело худо)
       Вот те да, аж черти что!
       откуда смертный… как его?
       Жизнь избавлять
       мессию надо звать,
       а где он… и я не нужен,
       – мессир…

                Месси-я-р
                (появляясь из ниоткуда)
       Сир, я с первого упоминанья,
       эк другу не помочь,
       соизвольте,
       где дамы честь, моё особое призванье,
       предвижу Грех…
                (вглядываясь в зрителей   )
       Ба, сколько их?

                Обло
       Да, милый помоги,
       мне не с руки,
       обличье знаешь, утешать,
       не к месту.

                Месси-я-р
                (Облу)
       Спешу, спешу.
                (к Жизни и Вечному Живу в маске соседа
                идёт, оглядываясь пятится.)
       И здесь скандал,
       ну, кто бы мог подумать,
       послушав пенье соловья,
       все разом вмиг бременем обременёны,
       супруга погнала меня,
       она и все подруги разом…

                (перебивая)
                Жизнь
                (Живу)
       Вот видишь все и я
       от тебя не отходила
       верна убей, а жива буду.
       Ты бьёшься головой
       где вовсе нет преграды
       споткнуться даже негде,
       взгляни на Небеса
       праведного везде сполна;
       вот счастье рядом посмотри
       забор, аки богу – не увидеть
       и черту незачем уж лезть,
       а башни в облака
       орлам сидеть,
       звёзды горят и днями.

                Жив
                (приходя в себя, ещё сомневаясь)
       О, что за наваждение такое?

                Жизнь
       И я без вины, а виновата.

                Жив
       Но кто же виноват,
       ведь не родилась с пузом ты,
       а сей час без пуза только вышла,
       и сразу что беременна.

                Жизнь
       И правда, откуда же,
       сама не знаю, когда ты успеваешь,
       во власти я твоей
       и крепок честный сон.

                Сосед
                (с противоположной стороны от Месси-я-ра,
                пьян)
       Да что же вы орёте на весь день,
       грех что ли тень.

                Жив
       Да к… нас попутал чёрт.
                (не видя, указывая на Обло и Месси-я-ра)
       А вот те грех…
                (тыча в супругу)

                Сосед
                (себя в Месси-яре)
       Я, я, 
                (тыча в себя)
       я, три уже, минуточку,
       поправлю взгляд.
                (разляписто крестясь петляя уходит)
 
                Месси-я-р
                (зрителям)
       И счастлив же, в глазах троится.
                (уходит за лиру)

                Сосед
                (Влетает, волосы дыбом, трезвый)
       Там, там супруга законная и моя,
       и сколько их подруг, тёща… так вдруг
       пузатее тебя
                (указывая на Жизнь)
       я уничтожен, уничтожен
       их папы, их мужья,
       и где?! где? бог,
       при власти… олигархи.
                (убегает)

                Обло
                (уже в голубых штанах)
       Мессир, ведь я же вас просил
       уладить деликатные  дела,
       а ты.
       Я признаться, трём страдалицам помог,
       они голяком в саду уже брюхатую будили;
       красавица, ну что амур.
                (удивляясь)
       Но что со мной? Я не заметил остальных.

                Жизнь
       Бог миловал, а счастье нет.
                (удручена)

                Обло
       Месси-я-р, ну кто бы смог, как не ты,
       и рядом был…
       ну надо же и тебя туда же.

                Месси-я-р
                (уставясь в голубые штаны, следом на Глас,
                зрителям)
       Во смеха будет, похоже Обло,
       себя попутал.
                (Облу)
       Терпенье сир.

                Сосед
                (опять пьяный, приставая ко всем, увидев у Жизни
                одной, сочувствие, плетя словами)
       Жизнь, моя тёща негодует,
       и не беременна сама,
       не скажите ли ей,
       что в положении и вы,
       так время в один день,
       а девять месяцев уже прошло.
       …сякой-то сон.

                Месси-я-р
       А я что говорил.

                Глас
       Где чёрт успел, там бог уж был,
       кой же день без сна,
       сон лечит,
       так, где же час сей будем.

                Обло
                (раздраженно)
       Месси-я-р, когда же вы успели?

                Месси-я-р
       Сир, яко вы просили,
       никто не понял ничего,
       а приняли,
       сколь суждено.
       В чём…
       уже меня вы обвинили,
       а я и рядом не стоял
       и даже слово не сказал,
       и таки? умудрились остальные понести.
                (в сторону
       Успеешь за тобой.
                (Облу)
       Но чего проще, вмиг узнаю.
                (исчезает)

                Обло
       Вот незадача…
       да недовольные впервые…
       что такое?

                Месси-я-р
                (проявляясь)
       Сир, меня вы спозаранку насмешили:
       пузатый, ако его, сосед, вот имя,
                (указывая на соседа)
       опохмелившись, а с вечера двоица,
       свидел супругу и двух её подруг
       в положенье.

                Обло
       А кто ж седьмая?
       то бишь четвёртая…
       как пятая …не припоминаю.

                Месси-я-р
       Да это и смешней всего,
       себя он в зеркале за тёщу принял.

                Обло 
       Ну надо же
       куда впопыхах меня внесло…
       сводя безгрешно руки
       да бог с ним, ну что ж теперь,
       забыть, по воде сходить, обмыться.

                Месси-я-р
                (Гласу, зрителям)
       Что пьёт?
       Красавицу с соседом амуром перепутал.

                Обло
       Уф, а я уж испугался,
       кто меня опередил.
                (падает в испуге с лиры)
       Мессир, на мне штаны…

                Месси-я-р
                (в зал)
       Меня и то запутал.
                (Облу)
       Сир, волнения напрасны
       с такими муженьками уладят папаши,
       и беспокойство зря
       будут беременны они,
       что нам – вместе не под силу,
       а Провидение от зависти
                (кивает в сторону Гласа)
       глаза закроет,
       иль для потехи…

                Обло
       Нет, нет,
       мы все джентльмены…
       ай… я, я не могу, не могу… штаны
       как, как… снять,
       а какого цвета!
       И кем одеты?

                Месси-я-р
                (в сторону)
       Нет, нет, – уместно к Облу,
       а остальное?
                (подмигивает Гласу) 
                (к Обло)
       Штаны конечно хороши,
       и где ж вы, сир,
       такие раздобыли?

                Обло
       Кого спросить, 
       вот я не знаю.
                (нелепо безуспешно пытается стянуть штаны.)