Море Чёрное, оттенки серые 2. 13. На новый уровень

Олан Дуг
      По возвращению на базу нас ждали две новости.

      Первая – общая. В дивизию прибыли два новых малых противолодочных корабля, новой серии «Альбатрос». Как это касалась нас? Они были вооружены новейшим гидроакустическим комплексом, именно тем самым, который мы и испытывали.

      Вторая касалась нас уже непосредственно. В связи с поступлением комплекса на общее вооружение с нашего корабля сняли секретность. Как это отразилось на нас? Во-первых, у трапа стали дежурить без автомата, а во-вторых, к нам на корабль получили возможность беспрепятственно проходить гости.

      Плохо это или хорошо? Ну, с автоматом, вроде  как романтичней (всё равно без патронов, а значимости добавляет). А вот то, что мы теперь могли приглашать гостей…

      Я поделился с замполитом своей идеей, и он сказал, что навряд ли получится, но я могу попробовать. В конце апреля он в один из рабочих дней выписал мне увольнительную на берег, предварительно разузнав координаты севастопольского радиозавода и лампового завода.

      Во вкус, к подобного рода авантюрам (что в переводе с французского означает приключение), я вошел в школе, «президентствуя» в «Клубе интересных встреч».

      Можно, конечно, знакомиться с девчонками и на танцах, а то и просто на улице, но ведь можно это дело обставить так, что все будут просто поражены. А что если организовать чуть ли не официальные смотрины (Ваш товар, а Наш купец). Нельзя? А кто сказал, что нельзя?

      Это как «корабль» назвать. Можно откровенно, но по глупому –«смотрины», а можно и грамотно, да к тому же с громадным плюсом в комсомольской работе – «шефские связи между комсомольскими организациями экипажа боевого корабля и промышленного предприятия города».

      В тот день я познакомился с комсоргами обоих заводов. И там и там это были девчонки, как и основная масса работников. На радиозаводе собирали какую-то радиоаппаратуру, а на ламповом – светильники. И там и там на сборочных конвейерах работали в основном одни девчонки.

      На радиозаводе отнеслись к идее с интересом, но без особого энтузиазма, а вот на ламповом пришли в полный восторг (девчонка оказалась заводная, с таким же авантюрным уклоном, как и у меня).

      Когда я поделился результатами переговоров с замполитом, тот отнесся к этому так же скептически (дескать дальше разговоров дело не сдвинется), но все были поражены, когда в воскресенье к нам явилась на корабль делегация работников (работниц) лампового завода.

      Они гостили у нас на корабле почти до самого вечера. Мы угостили их нашим обедом (уж кок расстарался), показали корабль и боевую технику (секретность то сняли) и совместно посмотрели какой-то «крутой» фильм (киномеханик всю дивизию оббегал, но нашел что-то очень интересное, я уже не помню что).

      Тут же во время совместного обеда мы договорились об ответном визите, с целью «оказания помощи в выполнении плана, и улучшении производственных показателей предприятия».

      Буквально во вторник мы всем экипажем, оставив на корабле только береговую вахту в минимальном составе, двинули на ламповый завод «помогать вытягивать план». Там комсорг уже провела подготовительную работу и нас быстро распределили по цехам.

      Моряки разошлись на отведенные участки работ и…цеха остановились. Через два часа, директор завода умолял нас завершить наш визит, обещав на следующие выходные  выделить нам автобус  и организовать совместную поездку по побережью Крыма.

      Действительно, на следующие выходные, к КПП нашей дивизии подъехал автобус. Половина мест в нем занимали «ударницы производства» поощренные «совместным путешествием». Мы вновь, оставив на корабле только береговую вахту, всем экипажем уехали в Ялту, где целый день дружной толпой обследовали достопримечательности, купались и загорали на пляжах.

      К сожалению, на этом наше «шефство» завершилось. И руководство завода, и командование дивизии опомнились и зарубили на корню такую «замечательную инициативу».

      Так же кардинально на мне отразилось и прибытие новых кораблей.
      Во-первых «мои» акустики  полностью освоились с комплексом и работа на нем не вызывала у них страх. Они уже могли вполне «обойтись» и без меня.

      Во-вторых, появилось два новых экипажа, которые были поражены «страхом»  перед новой техникой. Оставив свой экипаж, я был срочно командирован для передачи опыта. Но этот период продолжался недолго.

      На первом корабле мне хватило одного выхода в море. Управление комплексом было до того просто и логически понятно, что буквально через пару включений комплекса страх у экипажа прошел, и дальше они уже сами при помощи инструкции по эксплуатации семимильными шагами пошли вперёд.

      На втором корабле, куда меня в срочном порядке командировали после работы на первом, ситуация оказалась просто анекдотичной.

      Вся аппаратура комплекса выделяла большое количества тепла. От перегрева спасала принудительная вентиляция аппаратуры, которая включалась при включении комплекса и отключала автоматически весь комплекс, когда температура поднималась выше определенного предела.

      Этот уровень отслеживался тепловыми реле, имеющими регулируемый порог от 20 до 150 градусов. Так вот в одной из стоек такое реле или нечаянно или злонамеренно было установлено на 30 градусов, и через пять минут после начала работы, отключало весь комплекс.

      Когда я прибыл на корабль, акустики уже углубились в дебри проверки работоспособности всех узлов и систем комплекса. Командир службы «Р» молоденький лейтенант был готов вызывать ленинградских специалистов.

      На мой вопрос: «Что может вызывать отключение станции после пяти минут работы?» он  начал перечислять возможные отказы, различных блоков и систем,  которые я отвергал простым доводом, станция не будет включаться совсем, или будет отключаться сразу. Когда он зашел в тупик, я указал на единственную, с моей точки зрения, причину – нагрев.

      После чего начал вскрывать стойки и проверять работу тепловых реле. Когда на третьей стойке я обнаружил установку теплового порога на 30 градусов, то показал это лейтенанту, и тут же, отверткой установил требуемый в 80. Комплекс заработал. Докладывать о причине неисправности я не стал. Отделался общими фразами о выходе из строя выпрямителя одного из блоков. Истина чести бы мне не добавила, а вот парню навредить могла бы крепко.

      Буквально через месяц я сам «вляпался» в аналогичную ситуацию. Простая, элементарная неисправность поставила меня в тупик, и «увидеть» её смог лишь «свежий» взгляд. Звёзды «отвернулись» от меня.

      Читать далее http://www.proza.ru/2015/12/24/474