Сандра и Аннунцио...

Ольга Сергеева -Саркисова
   
Интересно, что в годы первой мировой войны, Аннунцио становится фронтовым
 корреспондентом итальянских газет и пишет свои репортажи в стихах, которые
итальянский народ выучивает наизусть и декламирует, идя в бой.
Такой в них был накал патриотизма. После возвращения в Рим, поэт выступает с пафосом перед публикой облачённый в  древнеримскую тогу, восходя на вершину ораторского искусства и приветствуя своих слушателей эффектным жестом легионеров ещё до Гитлера и Муссолини. Но солдатский быт не для него-после боевых вылетов и боёв он возвращается в свой дворец, в свои покои, стены которых были обтянуты разноцветным шёлком - красным,синим, зелёным, золотистым, в них и ночует в окружении наложниц в шелках и бархате. Он принял в 1924 году от Муссолини в дар эту княжескую виллу на озере Гарда, реквизированную у немецких хозяев, дальних родственников Рихарда Вагнера, а титул князя Монте Нивоза ему пожаловал король.Сандра читала нам его стихи, разбирала подробности его жизни, рассказывала о его романах, обращала наше внимание на какие-то детали.Эта поездка была потрясающим сюрпризом для нас. Я давно мечтал туда попасть и очень обрадовался этому визиту. Такая удивительная вилла! Нет ничего подобного нигде. Это коктейль эклектики, замес из романтизма и тоталитаризма, сказки и реальности, сюрреализм без берегов… но всё завораживает. Мы целый день бродили по этой вилле, а интерес наш не иссякал, а только подогревался. И можно было ещё несколько дней спокойно рассматривать все детали красочных, разнообразных, ни на что не похожих интерьеров дома и террас сада.Виллу мы нашли среди замшелых руин, водопадов, прудов, монументальных террас с скульптурами животных и бесчисленных орлов поселившихся в лавровых и кипарисовых кущах. Огромный амфитеатр  - явная дань архитектуре третьего рейха  в угоду дуче, дань времени… Гигантомания мускульных скульптур и покрытых плесенью обелисков, порой пугающих посетителя своей холодностью и надменностью -популярная в то время, приводила к смятению, пугала своей мрачностью, царила в том саду. Рядом с ними человек чувствует себя раздавленным, ущербным, ничтожной песчинкой. Кажется, что на тебя давит тяжесть всех веков и кто-то следит за тобой всевидящим оком. Но тут же, сделав несколько шагов, ты попадаешь в другую атмосферу таинственно прекрасных мест этого незабываемого сада-где журчащий ручей говорит о текучести времени, шевелюры кипарисов приветствуют тебя и зазывают в этот Райский сад и загадочный дом, весь облепленный гербами, как печатными пряниками разных размеров…Над входной дверью надпись : соблюдайте тишину в доме Господа.Странное место, задуманное Габриеле как «Храм победы итальянского народа» - последнее его прибежище, где он уже размышлял о необыкновенной смерти….Перебирал различные возможные варианты "красивого" самоубийства...Будучи весьма неординарной и эксцентричной личностью он грезил покинуть этот мир, вслед за Элеонорой по –особенному, чтобы уж все запомнили надолго. Всё должно быть запоминающимся, красивым, с вызовом  и на века.
Но поэт так и не выбрал приемлемый способ своей кончины. Рассматривал различные варианты смерти(то видел себя погружённым в кислоту, то хотел, чтобы его использовали в качестве ядра для пушки- нужно же было что-то и себе прихватить от славы Мюнхгаузена...), но судьба выбрала более тривиальный вариант- великий мистификатор, поэт, непревзойдённый любовник Габриэль Аннунцио не дожив до своего семидесятилетия несколько дней скончался за своим письменным столом от кровоизлияния в мозг.Это произошло 1 марта 1938 года. Последняя любовница вышла из его спальни за четыре часа до его смерти. Боевая техника во дворе дома, в саду -  реликвии, связанные с подвигами Аннунцио - эхо  войны, которую все проиграли…два раритетных автомобиля, подаренные Габриэлю партией и правительством, нашли своё место в витрине первого этажа,есть ещё аэроплан и полкорабля во дворе.Всё напоминало одновременно -  и богатую антикварную лавку и свалку, и развалины греческого храма, и помпезное кладбище со старинными склепами и  монументами, и скульптурами охотничьих собак и лошадей, которые были повсюду- лежащие, стоячие, сидящие, летящие - разные.Ещё одно его увлечение. Вилла- это лавка старьёвщика, царство антикварных вещей, где в интерьере ты встретишь всё!- от античных предметов из Парфенона, копии «Нике»  из Лувра,античные головы лошадей и людей, картины с эротическими сюжетами, сонеты Данте на потолке и его маска с золотым венком над его ложем –кушетка тринадцатого века ,и рядом ,у изголовья, весь в стрелах окровавленный Св. Себастьян, вазы со всех континентов, бархат и парча, флаконы вычурной формы с благовониями… Море тарелок со всех континентов украшали стены.
Количество артефактов на один квадратный метр зашкаливает все допустимые нормы…
Весь художественный мир Европы, Азии и Африки и всего на свете кажется с
успехом обрушивается на зрителя.Сразу переварить всё это очень трудно.
Ясно одно- Это была необыкновенно харизматичная фигура во всём, несомненно.
Он всем своим поведением, позой, пафосом стихов притягивал к себе сотни и
тысячи людей. Магнетизм суперчеловека! Это дано редким людям.
   Аннунцио был очень популярен в любой среде, особенно среди военных,
аристократов, не говоря о женщинах, у них особенно. За ночь,проведённую с ним, они были готовы на всё. Он был знаменитым,искусным любовником с завидной славой пожирателя женских сердец. Бурные романы со звёздами, невероятные любовные приключения с красивейшими женщинами планеты того времени- Элеонорой Друзе, Луизой Казати, Айседорой Дункан - стали важной составляющей имиджа и популярности Аннунцио, его мифологии…  Аннунцио считал себя «жрецом эротики», поэтому вся его жизнь и творчество были связаны с образом женщины, практически неотделимы.
Впервые он влюбился в семь лет. В двенадцать лет в школе разразился скандал…
Габриэль пытался направить руки монахини, поправлявшей ему школьную форму, к
интимным местам своего тела.В шестнадцать лет будущий писатель впервые воспользовался услугами проститутки из Флоренции. Чтобы оплатить её услуги ему пришлось продать часы. А через пару лет пылкого юношу уже знали все обитательницы местных борделей. К двадцати годам, познав более сотни женщин, д'Аннунцио внезапно решил жениться. Приходилось соблюдать внешние условности и в возрасте двадцати одного года 28 июля 1883 года он женится на молодой красивой аристократке 19 лет, дочери герцога Марии ди Галлезе.
Отец Марии, наслышанный о развратной и ветреной натуре будущего зятя, долго
сопротивлялся этому браку, не раз пытался расстроить его. Но увы... без памяти влюблённая в гениального обольстителя Мария Галлезе умолила отца дать благословение и разрешение на свадьбу.А начиналось всё с бурного любовного романа и с бегства девушки из родительского дома к нему, так романтично! Но вскоре он потерял весь интерес к Марии…- ведь мир бесконечно разнообразен…
и столько вокруг прекрасного и загадочного!
 Лет через пять их отношения совсем прекращаются, но Мария остаётся его законной
 супругой до конца его дней. За короткую совместную жизнь они всё же успевают  нажить троих детей. Его популярность не иссякала никогда.
         
 * Вилла на озере Гарда.