23. Сознание времени и время сознания. Преамбула

Павел Гордеев
Раздел II. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ НЕОБЫЧНЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Глава 1. СОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЯ СОЗНАНИЯ

§ 23. Направление дальнейшего исследования

Категория длительности имеет первостепенное значение для онтологического понимания сознания. Прежде чем подступить к этой теме, необходимо эксплицировать родовую для длительности понятийную область. К ней относятся «время» и «темпоральность» («временность»). Из самих понятий ясно, что «время» есть некоторый позитивный термин, темпоральность – определение свойства, делающее некоторое явление сопринадлежащим времени. Само «время» определимо через «временность», являющуюся условием его концептуального развертывания.

Время проявляется в сознании как «временность» (темпоральность). Специфическим уточнением темпоральности сознания выступает категория «длительность». Для онтологического понимания длительности сознания представляется необходимым анализ темпоральных проявлений в сознании. При этом аксиоматику исследования составляет постулат о наличии в сознании временных структур, являющихся его (сознания) сущностной составляющей.

Намеченное направление анализа задает ряд исследовательских задач, выражающихся следующими вопросами: Что есть время? Как время проявляется? Как время является сознанию? Как возможно восприятие времени (сознание времени)? Как соотносятся сознание времени и время сознания? Чем характеризуется длительность сознания? Этим вопросам в связи с проблемой необычных состояний сознания посвящено дальнейшее исследование.