Этикетки

Валерий Красовский
               
     Деревенская восьмилетняя школе являла собой бревенчатое здание в виде двух срубов состыкованных к северу торцами под прямым углом. Бревна имели серо-черный оттенок от многолетних климатических воздействий. В первом срубе  было несколько помещений: одно большое, служившее клубом, или актовым залом, как принято говорить в нынешнее время и классом одновременно. Дальше по коридору слева была комната на  шесть парт, для возрастных групп с некомплектом учеников. На противоположной стороне надпись гласила, что это вход в учительскую. Далее еще один просторный класс и вход во второй сруб-пристройку, где находились лаборатория с разными колбами, хранилище книг с табличкой на двери «библиотека», кладовая и какие-то еще подсобные помещения. Школьное здание занимало только часть обширного квадратной формы фундамента, державшего на своих кирпичах в прежние времена помещичьи хоромы. Кирпичная кладка была добротной и упорно противостояла всевозможным попыткам детей ее расковырять.
     На полках библиотеки дружно плечом к плечу рядами соседствовали учебники, журналы, связки газет и книги с потертыми и совсем новенькими глянцевыми обложками. Каждую четверть библиотека пополнялась новыми изданиями. Свежие  поступления литературы для школьников были настоящими праздниками. Илья сразу брал несколько экземпляров, читал быстро – по одной, две, а иногда  и по три книги в день, в зависимости от объёма печатного издания.  На такие произведения  как «Аэлита», «Голова профессора Доуэля», «Продавец воздуха», «Человек амфибия», «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта», «Последний из могикан»,  «Три мушкетера», «Десять лет спустя», «Двадцать лет спустя», «Граф Монте-Кристо», «Робинзон Крузо», «Приключения Гекльберри Финна», «Айвенго», «Путешествия Гулливера», «Белый клык», «Три товарища»  «Повесть о настоящем человеке», уходило по нескольку дней. Во время каникул чтение так захватывало Илью, что он забывал про еду и улицу, за что получал упреки от родителей.
     Немало имеется замечательных писательских трудов, в которых можно наслаждаться каждой строкой, каждым абзацем, настолько подробно и ярко в них поданы образы и мгновения окружающего мира. Сюжет в них  вкраплен  в текст, как бриллиант в золотую диадему. Илья до такого восприятия литературы еще не дорос и, сопровождаемый фантазией, стремительно летел за судьбами героев романов, упуская те филигранные драгоценные авторские тонкости, что постижимы только в  неспешном зрелом возрасте.
     Илья с жаждой новых впечатлений охотно прочитывал «Пионерскую правду» и другие периодические издания для детей школьного возраста, которые выписывали родители. Их всегда приносил сельский почтальон, они вдохновляли интерес и любопытство, сливавшийся воедино с ароматом свежей типографской краски. В одном из номеров была заметка о коллекционерах, из которой Илья узнал много нового. Некоторые люди умудрялись создавать в своих домах настоящие музеи из всевозможных вещей. В качестве объекта собирательства служили монеты, марки, этикетки, картины, минералы и многое другое.  У Ильи была небольшая круглая металлическая упаковка от сладостей, в которую он поместил несколько найденных во время игр  и подаренных родителями монет. На этом его финансовый проект застопорился.
     «Буду собирать этикетки!» - сложив аккуратно газету, решил Илья и тут же занялся поиском спичечных коробков. Один он обнаружил на кухне. На нем была наклейка с изображением чайки, парящей над волной. Илья попытался снять этикетку вначале с одной, затем с другой стороны, но она держалась крепко. Тогда он, вынув имевшиеся спички, окунул коробок в ведро с водой и оставил его на загнетке для просушки.  Примерно через четверть часа Илья вновь попытался снять этикетку. Она начала отслаиваться, но легко при этом повреждалась. На третьем или четвертом коробке дело наладилось. Помогла смекалка. Намокшую этикетку Илья стал накручивать на спичку, а потом образовавшуюся маленькую трубочку развертывал и оставлял шедевр для просушки. Когда родители пришли с работы, целых спичечных коробков уже не было. К новому увлечению сына они отнеслись с пониманием, поэтому внушения не последовало. Рассыпанные спички и остатки коробков были помещены в матерчатый мешочек. Коллекция росла очень медленно. Хранилась она в ученической тетради. Этикетки держались  приклеенной  полоской бумаги. Своим увлечением Илья поделился с друзьями и те начали ему помогать в этом не простом деле. Однажды отец Ильи решил навестить своих родственников в Подмосковье и взял с собой его. Поездка в поезде, красивые московские здания, витрины, метро, многолюдные улицы, движение транспорта дарили неизгладимые впечатления. Илье казалось, что он смотрит кино. Через пару дней двоюродная сестра вызвалась показать гостям Москву. Виды Кремля, мавзолей, высотки вызывали восхищение и трепет. Через несколько часов передвижения по городским улицам, несмотря на деревенскую трудовую закалку, Илья почувствовал усталость. В одном из скверов двоюродная сестра предложила отдохнуть. Все присели на скамейку под тенистым каштаном. Рядом находилась аккуратная, отлитая из чугуна, похожая на вазу урна. Мимо проходил одетый в элегантный светлый костюм мужчина. На мгновение он остановился, закурил папиросу, а пустой коробок бросил в урну. Илья, словно проснулся, вспомнив о своем увлечении. Он быстро метнулся к урне и достал коробок. Такой этикетки у него не было. Выломав часть коробка с изображением, Илья поместил его в свой карман. Усталость сняло, как рукой. Увидев двух стоящих курящих и о чем-то разговаривающих мужчин, юный коллекционер подбежал к ним и быстро проговорил:
     - Дяденьки, вы не могли бы мне подарить спичечный коробок. Я этикетки собираю.
     - Замечательное дело! – посмотрев на подбежавшего мальчишку, произнес с улыбкой высокий спортивного склада человек и, достав из кармана спичечный коробок, протянул его просителю. Его собеседник также отдал свой коробок, предварительно вытряхнув горючее содержимое в карман.
     Остаток экскурсии по городу Илья провел в ажиотажном состоянии духа. Как ни пыталась сестра отговорить  его не заниматься уличным собирательством, он стоял на своем и вскоре всего за пару часов существенно пополнил свою коллекцию. На квартире  потом весь вечер аккуратно снимал по своему методу этикетки и сушил их на батарее.
     На следующий день умная и смышленая двоюродная сестра  Ильи решила сводить его в магазин с названием «Филателист». Увидев на витринах множество красивых новеньких целых блестящих красочных этикеток, собранных по темам, Илья потерял дар речи. Сестра купила ему комплект под общим названием «Московский метрополитен» и обещала, что каждый месяц будет присылать посылки в деревню.  У Ильи было двойственное чувство: он был искренне рад такому стремительному пополнению коллекции, и в то же время чувствовал какое-то разочарование.
     Сестра сдержала свое слово и стала регулярно присылать Илье не только этикетки, но также интересные книги. Кроме того она выслала альбомы для хранения коллекционного материала.
    В течение двух лет собрание Ильи стало внушительным. С коллекцией ознакомились школьные преподаватели,  и кто-то из них попросил ее для выставки детского творчества, которая была организована в районном центре. Скрепя сердце, Илья отдал своё «богатство». Спустя месяц он попросил  вернуть этикетки, но не тут-то было. Все бесследно исчезло. Неоднократные поездки к организаторам выставки даже отца Ильи оказались безрезультатными. Это был для моего героя первый урок человеческой неблагодарности.  Время, как известно, лечит. Снова достал Илья свою маленькую жестяную круглую коробку из-под леденцов, в которой было несколько найденных им монет. Но это уже другая история.

https://ridero.ru/books/ulica_v_beskonechnost/