Спасибо вам за то, что по судьбе прошли

Наталья Катаева-Вергес
       Моим педагогам посвящается.
                ***
       Мне хочется рассказать об учителях, которые оставили неизгладимый след в моей жизни, которые научили меня видеть и понимать прекрасное...
       Уроки музыки.
       Надежда Ивановна ставит пластинку и говорит:
       - Послушайте «Утро» Грига и скажите мне, какие картины вы увидели.
       Звучит музыка. Мы в недоумении переглядываемся: «Мелодия красивая, и что?»
       - Разве вы не слышите, как торжествует природа, встречая первые лучи солнца? Как пастухи играют на рожках? Не видите картины природы?
       Увидев наши растерянные лица, она говорит:
       - Я поставлю это произведение ещё раз. Надеюсь, что сейчас вы всё услышите и увидите…
       Снова звучит мелодия. Закрываю глаза... Вот теперь я слышу как пастухи играют на рожках, вижу утренний туман, луга, стада коров.
       - Покажите с помощью рук то мгновение, когда солнце озаряет всё вокруг, - говорит Надежда Ивановна.
       Музыка звучит всё громче и громче. И вот, наконец, мы поймали то мгновение, когда взошло солнце…
       На другом уроке звучит музыка Шопена. Вальс № 7. До-диез минор…
       Я вижу женщину возле окна. Она грустит, вспоминая юность… Первый бал, она в нарядном платье. Вот юноша закружил её в танце… Слышу, как девушка звонко хохочет … Прошли годы, но всё звучит в её памяти мелодия первой любви…
       А как великолепны «Славянские танцы» Дворжака, «Времена года» Чайковского и Вивальди, багатели Бетховена...
       Надежда Ивановна рассказывала нам о своих встречах с Кабалевским, учила нас думать, чувствовать, понимать музыку. Как я благодарна судьбе за встречу с этой прекрасной женщиной.
              ***
        Уроки математики.
        В седьмом классе у нас новый преподаватель математики – молодой симпатичный мужчина в очках.
        - А мне математика не нужна! – заявляет в начале урока балагур и хулиган Валерка. – Я уеду в деревню и буду пастухом!
        Мы смеёмся.
        - А как ты коров считать будешь? А зарплату? – говорит Виктор Геннадьевич.
        - Ну, уж это я сосчитаю, - уверенно заявляет Валерка.
        - А вдруг твой сын попросит тебя задачку решить, и ты не сможешь. Авторитет твой будет подорван, - продолжает Виктор Геннадьевич.
        Валерка задумывается... Мы снова смеёмся.
        – Кто из вас был в Ленинграде? – спрашивает вдруг Виктор Геннадьевич.
        Некоторые ребята поднимают руки.
        - А что вам там понравилось?
        - Белые ночи.
        - Петропавловская крепость.
        - Эрмитаж.
        - А вы знаете, ведь для того, чтобы создать прекрасные архитектурные здания, необходимо составить план, решить геометрические задачи, выполнить различные расчёты. Так что без математики такие сооружения построить не удалось бы никак. И вообще, без математики не может обойтись ни одна наука, ни одна профессия.
        - А вот Пизанскую башню точно двоечник строил, - шутит отличник Саша.
        - Предлагаю вам найти к следующему уроку материал о том, почему падает Пизанская башня, – говорит Виктор Геннадьевич.
        Что ж, начало неплохое, учитель нам нравится, объясняет доступно. До этого у нас была строгая учительница. Мы её боялись. А тут удивительно: никакого страха перед математикой. 
        От Виктора Геннадьевича мы впервые услышали о путешественнике Туре Хейердале... Да, да, не от учительницы географии, а от учителя математики. Он рассказывал нам о «Кон-Тики», «Ра», о путешествиях Юрия Сенкевича, о статуях на острове Пасхи.
        Все его уважали, особенно мальчишки. Они передавали друг другу книги, которые советовал прочитать Виктор Геннадьевич. На уроках были разговоры о будущем, о профессиях…
        Закончили мы школу с хорошими знаниями по математике... Через некоторое время Виктор Геннадьевич ушёл работать на завод. Зарплата там была больше, а семью ведь не прокормишь на учительскую зарплату.
        Я часто видела его, всегда здоровалась. Очень хотелось сказать ему «огромное спасибо» за всё, но как-то стеснялась. А несколько лет назад он умер. До сих пор у меня в душе незаживающая рана. Почему при жизни мы не успеваем сказать добрые слова тем, благодаря кому мы становимся настоящими людьми?