Исчезнувшая деревня

Нина Павлюк
Деревня, российская деревня, бурьяном заросла, а уж которых нет: стоят одни обугленные печи, а стен от дома- вовсе нет. А на погосте воронье, сидят на сгнивших  и почерневших от дождей крестах, наполовину в землю вросших, и только слышится их говор "К-а-р-р, и К-а-р-р". Все старики давно уже в могилах и на свиданье к ним никто уж не придет. Кто в городе, а кто уже в могиле и тоже родственников ждет.
А, ведь, когда-то были времена, и жизнь бурлила, и была она прекрасна. Когда ты молод , и душа полна добра, и жизнь проходит не напрасно.
В деревне я была всего один раз, но впечатлений хватило на всю жизнь. Это была обычная деревня, каких было много, домов в тридцать-сорок,  речка, где-то вдали разрушенная церквушка. А красота -то какая, хоть от радости в пляс пускайся.
И молодежь была, и женились, и детей рожали.
Помню, как вчера, приехала я к бабушке. Дом ее стоит на пригорке крайний, а ниже вся деревня и луга с копнами сена, леса, березы.
А смородины у нее было... Ляжешь около куста на траву и пригоршнями ее в рот
запихиваешь, а у соседей рядом- сад, а там ...такие яблоки. Впервые я там попробовала козье молоко, простоквашу, впервые в жизни я увидела корову живую и козу. Спать в деревне ложились рано: как пригонит пастух стадо, корову подоят, всех накормят и спать. А утром опять все сначала, работы там непочатый край, и встают они ни свет,ни заря. Скотину провожают в стадо, а потом к колодцу по воду.
У колодца все хозяйки и встречались: там и узнавались все последние новости и
разные сплетни. Так и жили.
А как-то раз мне довелось увидеть деревенский праздник. Улица была полна людей:
и старики , и молодежь. Все нарядные, веселые ходили по улице взад-вперед, навстречу друг другу, а встретившись друг другу кланялись и опять расходились.
А в середине у каждой команды был гармонист, в фуражке и с цветком за околышем.
Ходили часа два по улице и горланили частушки, что кому не лень. Например:
-Ах, ты милая моя,
Что ж ты нос повесила?
Ты теперь жена моя.
Значит будет весело.
Жена отвечает:
-Говорила я, что зря
Вышла замуж за тебя!
Жизнь твоя -одна игра:
Девки , парни, а не я.
Подхватывает другая:
-Ой, миленок , дорогой!
Погуляй-ка ты со мной:
Может я, может я
Подарю тебе дитя.
В частушках вся жизнь деревни, все ее новости и приколы. А кто их сочиняет, никто
и не знает. Где-то один раз кто-то спел, и пошла частушка гулять по деревне.
А иногда частушка бывает такой острой, что бьет не в бровь, а в глаз.
Погуляли по улице, потом все шли в клуб, большой деревянный сарай со сценой и деревянными лавками, и там начинались танцы.
Как я уже сказала, девки были в лучших своих одеждах, ядреные кровь с молоком,
а парни - в начищенных гуталином сапогах, в русских косоворотках, и в головном уборе, в фуражке. И с сигаретой в зубах. Такого я больше никогда в жизни не видела.
Здесь я, впервые, увидела, как девки и парни танцевали друг перед другом кадриль.
Так дробили ногами, что пол дрожал, а они сами серьезные, не улыбнуться. То девки
наступают на парней, то отступают. Потом на них наступают парни шеренгой и выделывают такие коленца, что диву даешься.
Потом опять небольшой перекур: девки лузгали семечки, мужики курили и чем-то подкреплялись. После такого перерыва опять на первом плане гармонист и частушки.
Теперь уже частушки пошли разудалые, да с матерком.
-Ах, Прасковья, ты Прасковья,
Выходи скорей плясать.
Впереди горы из теста,
Мне до сердца не достать.
И в ответ:
Гармонист, гармонист,
Хорошо играете.
Все в ВАС девки влюблены.
Вы с огнем играете.
И частенько такие праздники заканчивались, драками, особенно, когда приходили парни из соседней деревни, им вменялось, что они у местных парней девок отбивали.
Постепенно все сошло на нет: молодежь уехала в город, старики померли.
Наступило другое время, деревня исчезла.